Определите основные положения Пражской фонологической школы

Н. С. Трубецкой, который первым выдвинул понятие «нейтрализации», рассуждает следующим образом. Поскольку в позиции нейтрализации соответствующее противопоставление фонем «снимается», т. е. исчезает, применительно к этой оппозиции, собственно, уже нельзя и говорить о фонеме.В позиции нейтрализации выступает, по мнению Н. С. Трубецкого, не фонема, а некая высшая по отношению к фонеме фонологическая единица, которую он назвал «архифонемойи определил как совокупность «релевантных» (или «дифференциальных») признаков, общих для двух «нейтрализовавшихся фонем». По этой теории, как звук [s] (и [s°]) в примерах пунктов 2), 3), 5) и 6), так и звук [z] (и [z°]) в примерах пунктов 1) и 4) представляют собой лишь разные реализации одной и той же архифонемы – «свистящий согласный вообще», фонологически безразличной к противопоставлению «звонкость: незвонкость». Реализуется эта архифонема в каждом конкретном случае неизбежно либо глухим, либо звонким свистящим согласным, но сама архифонема как таковая безразлична к признаку «звонкости/незвонкости».

Определите основные положения Московской фонологической

Школы.

Представители московской фонологической школы (А. А. Реформатский, П. С. Кузнецов, Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров) считают, что высшая по отношению к фонеме единица (которую они называют «гиперфонемой») появляется не во всякой слабой позиции, а лишь в изолированной слабой позиции.

В соотносительной же слабой позиции выступает не гиперфонема, а та или иная вполне определенная фонема, которая, однако, по своему звучанию совпадает в этой позиции с фонемой, противостоящей ей в сильной позиции, и, следовательно, не может быть опознана непосредственно на слух. Опознавание фонем на слух осуществляется, по этой теории, только в сильной позиции, в слабой же позиции, соотносительной с сильной, стоит та же самая фонема, которая слышится в соответствующей сильной.

Поэтому приставка с- во всех случаях содержит фонему [s] не только в слове «срыть», но и в: «сплавить, сбрить», а приставка вз- во всех случаях содержит фонему [z] не только в таких случаях, как «взрастить», но и в таких, как «взбрести» и «вспахать».

Аналогичным образом корень глагола «гаснуть» во всех случаях содержит фонему [s] (в том числе и в « не погас бы»), а корень существительного «газ»- фонему [z], в том числе и форме «газ», независимо от того, что следует за этой формой в потоке речи.

Определите основные положения Петербургской (Ленинградской)

Фонологической школы.

Представители Петербургской (Ленинградской) фонологической школы (Л. В. Щерба, Л. Р. Зиндер и др.) понимают нейтрализацию не как замену «нейтрализующихся фонем» архифонемой и гиперфонемой, и не как утрату опознаваемости фонем, а лишь как отсутствие использования определенных противопоставлений фонем в определенных позициях. Нейтрализация фонемных противопоставлений есть прямое следствие явления позиционных ограничений, наблюдаемых в дистрибуции фонем. Поскольку имеются определенные позиции, в которых определенные фонемы не употребляются, и поэтому в этих позициях невозможны и соответствующие противопоставления, т. е. представленным оказывается только один член противопоставления. Но этот член противопоставления, оказавшийся в данной позиции одиноким, не теряет дифференциальных признаков, присущих ему в сильных позициях, т. е. рассматриваемая единица не утрачивает в позиции нейтрализации ни статуса фонемы, ни своей непосредственной опознаваемости.

Приняв это положение, необходимо признать, что в примерах сбруя, здоров, ни зги выступает фонема [z], а в примерах спор, стал, скала, нас, вас – фонема [s]. Что касается соотносительных слабых позиций, то в них тоже выступают те фонемы, которые там слышатся, причем в случаенесовпадения этих фонем с фонемами в соответствующих сильных позициях представители ленинградской школы говорят о чередовании фонем Так, в примерах сбрить, взбрело имеем фонему [z], в примерах сплавить, вспахать, гас, газ – фонему [s], причем в приставке с- фонема [s] в словах «срыть», «сплавить» чередуется с фонемой [z] в слове «сбрить», а в приставке вз- сочетание фонем [vz] в глаголах «взрастить», «взбрело» чередуются с сочетанием фонем [fs] в глаголе «вспахать».

Правила нейтрализации фонемных противопоставлений разные в разных языках. Например, противопоставление звонких и глухих согласных нейтрализуется на конце слова в русском, чешском, польском, болгарском, немецком и ряде других языков, но не подвергается нейтрализации в таком же положении в украинском, английском, шведском, французском.

СЕМИНАР 9. ПИСЬМО

План семинара

1. Типы письма

2. Графика

3. Алфавит

4. Орфография

5. Транскрипция и транслитерация

Литература

а) основная литература

Введение в языковедение: Хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов / Сост. А. В. Блинов, И. И. Богатырева, В. П. Мурат, Г. И. Рапова. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 342 с. (С, 250-279).

Гируцкий, А. А. Введение в языкознание: учеб. пособие / А. А. Гируцкий. – 2-ое изд., стер. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 288 с. (С. 77-88).

Маслов, Ю. С. Введение в языкознание: Учеб. для филол. спец. вузов / Ю. С. Маслов. – 3-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1997. – 272 с. (С. 238-262).

Реформатский, А. А. Введение в языковедение / А. А. Реформатский. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 536 с. (С. 157-210).

Шайкевич, А. Я. Введение в лингвистику: учеб. пособие / А. Я. Шайкевич. – М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1995. – 304 с. (С. 51-69).

б) дополнительная литература

Прикладное языкознание: Учебник / Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, Г. Я. Мартыненко и др. ; Отв. ред. А. С. Герд. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1996. – 528 с. (15-53).

Словари

Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 576 с.

Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 440 с.

Языкознание: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 685 с. (См. словарные статьи: «Алфавит», «Графика», «Орфография», «Письмо», «Транскрипция», «Транслитерация»).

Методические указания

Семинар 9 включает проблемы, которые рассматриваются на лекции, посвященной письму. В ходе подготовки к семинару следует обратить внимание на вопросы, которые раскрывают происхождение письма, его типы, особенности графики, виды алфавитов, принципы орфографии, транскрипции и транслитерации.

При подготовке к семинару следует придерживаться следующих указаний.

Наши рекомендации