Обстоятельство цели Дополнение

Занятие № 17.

Тема: “Классы глаголов”

Вопросы.

1. Понятие классов глаголов.

2. Продуктивные классы глаголов.

3. Непродуктивные классы глаголов.

Практические задания.

1. Показать соотношение основы инфинитива и основы настоящего-будущего времени у представленных глаголов. Определить их класс. Упр. 308 сб. Аникиной. Вопрос: в чём отличие слов мёрзнуть и шагнуть, почему они относятся к разным классам?

глагол основа инфинитива основа наст./буд. времени класс
Брить      
Брызгать      
Горевать      
Графить      
Гулять      
Дремать      
Знать      
Использовать      
Колоть      
Махать      
Мокнуть      
Молить      
Мяукать      
Обеднеть      
Онеметь      
Охать      
Побелеть      
Побелить      
Пригубить      
Приручить      
Стареть      
Угорать      
Умнеть      
Утюжить      
Хлестать      
Шагнуть      

2. Определить класс у следующих глаголов:

пересушить, побледнеть, заболеть, искать, связать, слесарничать, давать, жевать, переключить, кивнуть, бить, засохнуть, напомнить.

Занятие № 18.

Тема: “Категория вида глагола”

Оборудование: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1996.

Вопросы.

1. Понятие вида глагола.

2. Связь категории вида и категории времени.

3. Типы видовой корреляции.

4. Способы глагольного видообразования.

Практические задания.

1. В примерах из произведений А.С. Пушкина определить вид глаголов, образовать формы настоящего и будущего времени. Упр. 258 сб. Ильенко.

1. На другой день, однако ж, турки атаковали этеристов. 2. Сокройся, адское творенье, Беги от взора моего. 3. Адресуйте же ваши стихи в Москву на Молчановку. 4. Это был секретный приказ ко всем отдельным начальникам арестовать меня, где бы ни попался. 5. Народ безмолвствует. 6. Тут соседи беспокоить Стали старого царя, Страшный вред ему творя. 7. Пугачёв весело со мною поздоровался и велел мне садиться с ним в кибитку. 8. Кланяюсь пленщику Рылееву, как говаривал покойник Платов…

2. Образовать от данных глаголов НСВ глаголы СВ при помощи приставки. Отметить зависимость образования видовой пары от значения глагола:

читать, рисовать, строить1, строить2, чинить, учить.

3. Образовать от данных глаголов НСВ и СВ видовые пары, определить способ видообразования:

выдать, дарить, говорить, кричать, отключить, перестроить, купить, разрезать, вырвать, восстановить, сжимать, сесть, рассыпать, разыскать.

4. Распределить глаголы по группам: одновидовые глаголы и двувидовые глаголы. С двувидовыми глаголами составить по 2 предложения (НСВ и СВ), например: Женятся (НСВ) по любви, а не по расчёту; Рано или поздно ему придётся жениться (СВ).

Батрачить, велеть, грянуть, гарантировать, засверкать, крестьянствовать, очутиться, поглядывать, реставрировать, ринуться, упорствовать, пересмеиваться, сидеть, хлынуть, модернизировать, атаковать, критиковать.

Обстоятельство цели Дополнение - student2.ru

5. Определить тип глаголов: парный, одновидовой или двувидовой. Для парных глаголов привести пару и указать тип видообразования, способ образования.

Испугать, белеть, кипятить, походить, командировать, наследовать, набегаться, вести, мёрзнуть, обуздать, переписывать, напутствовать, противоречить, бодрствовать, добывать, засыпать, вздремнуть, развеселиться, приостанавливать, слышать, переключать, госпитализировать.

6. Образовать от выделенного глагола форму НСВ и указать средства имперфективации. Упр. 215 сб. Голубевой.

1. Я надел в сентябре ученический герб… 2. Мне поэмы такой никогда не создать! 3. Корабль отплыл в открытое море. 4. Толстым льдом уже покрылась Волга. 5. Голос из дальнего, голос из прошлого из-за спины обнял меня. 6. Так от душевной полноты я эти рифмы вышила… 7. Передо мной ребро вопроса: выбрать меньшее из зол – мысль о тебе или зубную боль. 8. Врач разрезал гимнастёрку, разорвал рубашку, врач увидел злую рану – сердце нараспашку! 9. Окна дома не затемнены, семьи возвратились из Сибири. 10. Я бережно обрезал край пакета, слегка потряс и очень удивился! 11. Захотелось врезаться в дело, как ракета, захотелось дерзости мысли, звука, света. (Из произв. С. Кирсанова.)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА “КЛАССЫ ГЛАГОЛОВ”

(Упр. 464, 466. Сб. Борисенко)

Занятие № 19.

Тема: “Переходность/непереходность глаголов.

Возвратность/невозвратность глаголов”

Вопросы.

1. Переходные и непереходные глаголы в русском языке. Способы выражения переходности-непереходности.

2. Типы возвратных глаголов.

Практические задания.

1. Установить, какие глаголы являются переходными, какие непереходными; определить форму зависящих от глагола слов. Упр. 265 сб. Ильенко.

1. Путь человека нельзя понять, увидев один его шаг. (Эренб.) 2. Что можно услышать в Мещерском крае, кроме гула сосновых лесов? Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. (Пауст.) 3. Все на этом свете из людей песнь любви поют и повторяют. (Ес.) 4. Ты пел, и в этом есть краю Один, кто понял песнь твою. (Л.) 5. Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. (М. Г.) 6. Он видел, что Макаров уже не тот человек, который упрашивал, умолял послушать его домыслы. (М. Г.) 7. За стеной избы по ночам шумел соседский сад. В саду стоял дом в два этажа, обнесённый глухим забором. (Пауст.)

2. Перечислить известные лексико-грамматические разряды возвратных глаголов. Охарактеризовать значение постфикса –ся у имеющихся в предложениях глаголов. Упр. 267. Там же.

3. Сгруппировать возвратные глаголы следующим образом: 1) глаголы, образованные с помощью постфикса –ся: а) от переходных глаголов; б) от непереходных глаголов; 2) глаголы, образованные префиксально-постфиксальным способом; 3) глаголы, не имеющие соответствующих невозвратных глаголов.

Задерживаться, перекликаться, стучаться, расшататься, созвониться, трудиться, синеться, выспаться, нуждаться, покрываться, темнеться, укрыться.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА “КАТЕГОРИЯ ВИДА ГЛАГОЛА

Задание: из любого толкового словаря русского языка выписать 10 парных глаголов, 5 одновидовых глаголов СВ и 5 одновидовых глаголов НСВ, а также 3 двувидовых глагола. У парных глаголов определить способ видообразования. Вид двувидовых глаголов показать в составе предложения.

Занятие № 20.

Тема: “Категория залога

Вопросы.

1. Понятие категории залога. Классификации залога русского глагола.

2. Залоги глагола, их значение и средства выражения.

3. Внезалоговые глаголы.

Практические задания.

1. Охарактеризовать выделенные глаголы с точки зрения залоговых отношений. Упр. 217 сб. Голубевой.

1. Чины людьми даются, а люди могут обмануться. (А. Грибоедов) 2. Вовек не позабудется народом Евфросиньюшка, посадская вдова. (Н. Некрасов) 3. В такой точно день охотился я однажды за тетеревами в Чернском уезде, Тульской губернии. 4. Я пошёл вправо, через кусты. 5. Мы немного поговорили. 6. Я невольно полюбовался Павлушей. 7. И Ваня опять положил свою головку на землю. 8. Павел встал и взял в руки пустой котельчик. 9. Костя вздохнул и закрыл глаза. 10. Одевается он [Аркадий Павлыч] отлично и со вкусом… 11. Как?.. Разве у вас приказы сперва сочиняются? 12. Лицо его сияло удовольствием, но при виде Павла он несколько смутился. 123. Я отвернулся и быстрыми шагами стал спускаться с холма, на котором лежит Колотовка. 14. Я сам не раз встречал эту Акулину. 15. Кстати заговорил я о весне: весной легко расставаться – весной и счастливых тянет вдаль… (Из произв. И. Тургенева)

Алгоритм определения залога

1. Обстоятельство цели Дополнение - student2.ru Обстоятельство цели Дополнение - student2.ru Глагол возвратный?

да нет

       
  Обстоятельство цели Дополнение - student2.ru   Обстоятельство цели Дополнение - student2.ru

2. Без –ся употребляется? 2. Глагол переходный?

       
  Обстоятельство цели Дополнение - student2.ru   Обстоятельство цели Дополнение - student2.ru
 

да нет да нет

               
  Обстоятельство цели Дополнение - student2.ru   Обстоятельство цели Дополнение - student2.ru   Обстоятельство цели Дополнение - student2.ru   Обстоятельство цели Дополнение - student2.ru
 
 

вне залога действит. вне залога

3. Обстоятельство цели Дополнение - student2.ru Обстоятельство цели Дополнение - student2.ru Образован от переходного? залог

да нет

       
  Обстоятельство цели Дополнение - student2.ru   Обстоятельство цели Дополнение - student2.ru

4. Есть (мыслится) вне залога

Обстоятельство цели Дополнение - student2.ru Обстоятельство цели Дополнение - student2.ru субъект в тв п.?

да нет

       
  Обстоятельство цели Дополнение - student2.ru   Обстоятельство цели Дополнение - student2.ru

страд. средне-

залог возвратный

залог

2. Определить залог глаголов; перечислить известные классификации залога русского глагола. Упр. 266 сб. Ильенко.

1. Между тем луна начала одеваться тучами, и на море поднялся туман, едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить. (Л.) 2. В июле, в самый зной, в полуденную пору, Сыпучими песками, в гору, С поклажей и с семьёй дворян Четвёркою рыдван тащился, Кони измучились, И кучер, как ни бился, Пришло хоть стать. (Кр.) 3. Точно прикрытая вуалью, вся природа пряталась за прозрачную матовую дымку, сквозь которую весело смотрела её красота, туман, сто погуще и побелее, неравномерно ложился около копен кустов или клочьями бродил через дорогу, жался к земле и как будто старался не заслонять собой простора. (Ч.) 4. Гости отправились в комнаты, для них отведённые, и на другой день поутру расстались с любезным хозяином, дав друг другу обещание вскоре снова увидеться. (П.) 5. Белые, оборванные тучи перетягивались через вершину горы, и уединённый монастырь, озарённый лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками. (П.) 6. Ещё можно было различить огоньки в темнеющей долине далеко внизу, на прибрежье тесного залива, который, уходя к востоку, всё расширялся и, поднимаясь туманно-голубой стеной, обнимал полнеба. (Бун.)

3. Определить принадлежность к залогам возвратных глаголов.

Дачники собираются за город. Грибы собираются дачниками. Наша собака ни на кого не бросается. Уголь в топку бросается лопатой. Лекция переписывается студентами. Друзья переписываются. Лошадь несётся во весь опор. Мне не читалось. Он встал и прошёлся по комнате. Мальчик нуждается в помощи. Девочка улыбается. Кто-то стучится в дверь. Он раздался в плечах. Девочка закрывается от солнца зонтиком. Солнце закрывается тучами.

4. Определить оттенки значений средневозвратного залога (I. Общевозвратное. II. Собственно-возвратное. III. Косвенно-возвратное. IV. Взаимно-возвратное. V. Активно-безобъектное. VI. Пассивно-качественное. (Упр. 218. Сб. Голубевой)

1. Я быстро обернулся. Я назвал себя, и мы разговорились. 3. Я оделся; мы вышли в садик, сели на лавочку, велели подать себе кофе и принялись беседовать. 4. Она вдруг задумалась. 5. Мы веселились, как дети. 6. Ася была очень мила и проста. Гагин радовался, глядя на неё. (Т.) 7. Ибрагим быстро собрался в дорогу. 8. Накануне решительного дня Марья Гавриловна не спала всю ночь, она укладывалась, увязывала бельё и платье… 9. Лизонька, мы не поедем: нечего было наряжаться. 10. Сильвио крепко сжал мне руку; мы поцеловались. 11. Мы простились ещё раз, и лошади поскакали. 12. Восстав поутру молчаливо, граф одевается лениво. (П.) 13. С зарёй просыпался, живой умывался росой, наряжался в листочек атласный… (Ж.) 14. А ларчик просто открывался. (Кр.) 15. Шпиц заворчал, Гуров опять погрозил. Дама взглянула на него и тотчас опустила глаза. “Не бойтесь: он не кусается”, – сказала она и покраснела. (Ч.) 16. Князь. Я б сделал то же. Ну, а там, стрелялись? Арбенин. Нет. Казарин. Рубились? Арбенин. Нет. Казарин. Так помирились? (Л.)

5. Определить, какой из перечисленных глаголов не имеет грамматической категории залога. Определите залог остальных глаголов. У глаголов средневозвратного залога укажите значения. Упр. 220. Там же.

1. Наклоняться, закаляться, заслоняться, выполняться, смеяться. 2. Кинуться, ринуться, двинуться, стукнуться, дёрнуться. 3. Стучаться, встречаться, качаться, начаться, умчаться. 4. Обрадоваться, обследоваться, советоваться, пожаловаться, использоваться. 5. Кружиться, ложиться, учиться, томиться, катиться. 6. Собираться, улыбаться, создаваться, обрываться, волноваться. 7. Браться, гнаться, зваться, водиться, бриться. 8. Грузиться, вонзиться, возиться, сразиться, исказиться. 9. Бриться, дуться, литься, мыться, гнуться. 10. Развиваться, одеваться, умываться, разрываться, оставаться.

Занятие № 21.

Тема: “Спряжение глагола. Категория лица”

Вопросы.

1. Типы спряжения глаголов: 1 и 2, разноспрягаемые глаголы и глаголы архаического спряжения.

2. Категория лица, её значение и способы выражения.

3. Безличные глаголы, их семантика и употребление.

Спряжение – это…  

Практические задания.

1. Определить спряжение выделенных глаголов. Упр. 231 сб. Голубевой.

1. И слава возрастёт моя, не увядая, доколь славянов род вселенна будет чтить (Держ.) 2. Погрузишься ты в сон непробудный, будешь нянчить, работать и есть. (Н.) 3. То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть. (Н.) 4. Вечно будет ленинское сердце клокотать у революции в груди. (Маяк.) 5. Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо… (Маяк.) 6. Мир был прекрасен. Надо было драться за то, чтоб он ещё прекрасней был! 7. На частности разменивая дух, мы в сторону бежим от обобщений. 9. Дай, Маяковский, мне глыбастость, буйство, бас, непримиримость грозную к подонкам… 10. И вот в усадьбу, дышащую ветхо, вошли мы, дети, дети атомного века… 11. А однажды в ковбойках и кедах к нам ввалился народ молодой. (Из произв. Е. Евтушенко)

2. Найти глагол 2 спряжения. Указать приёмы определения типов спряжения. Упр. 232. Там же.

1. Слушать, кушать, слышать, вешать. 2. Хотеть, желтеть, потеть, вертеть. 3. Кричать, встречать, тачать, скучать. 4. Бежать, держать, прижать, въезжать. 5. Обещать, завещать, запрещать, затрещать. 6. Стареть, тереть, смотреть, добреть. 7. Шипеть, пропеть, успеть, тупеть. 8. Велеть, мелеть, болеть, жалеть. 9. Владеть, глядеть, седеть, надеть. 10. Начать, качать, ворчать, включать.

3. Выделить глаголы, имеющие форму лица, определить лицо, средства его выражения и значение. Упр. 312 сб. Аникиной.

4. Определить основу настоящего (будущего) времени и образовать все личные формы данных глаголов. Упр. 282 сб. Ильенко.

Сознавать, работать, таскать, взять, жать, бороться, чтить, нести, советовать, колыхаться, носить, откладывать, ткать, вязать, гнать, ехать, звенеть, бросить, совать, понять, воевать, воровать, лить, жить, сеять, писать, трусить, ломать, жечь, возбудить, стлать, стонать, крикнуть.

5. Определить, что обозначают безличные глаголы в данных предложениях (I. Явление природы. II. Действие внешних сил (в том числе стихийных). III. Внутреннее побуждение. IV. Психическое состояние. V. Физическое состояние). Упр. 228 сб. Голубевой.

1. Эй, раненый… Язык, что ли, отхватило? Говори громче… 2. “Ой, у нас горе, беда! – шёпотом и всё время оглядываясь на деда, дрожа, сказала ему девушка. – Григория убило, батьку моего… разорвало на кусоченьки…” 3. Подвода двинулась. Воропаева откинуло на спину. 4. Пароход подходил к молу. Вечерело. 5. Уже темнело. Воропаев, догадываясь, что Лена пришла пешком, не стал дольше удерживать её. 6. К вечеру разветрилось не на шутку. 7. Дребезжал и выл в пустых домах чёрный воздух ночи. Заветривало с норд-оста. 8. Несколько раз подмывало его вернуться, и лишь самолюбие удерживало его от этого шага. 9. “Вам повезло с погодой!” – захохотал майор. 10. Серёжа глубоко вздохнул и почувствовал, что у него противно засосало под ложечкой и немножко зарябило в глазах. 11. Укушенный палец поламывало, но обращать на это внимание перед лицом Бабенчикова не приходилось. 12. И вдруг заволокло в глазах. Он придержался рукой о землю. 13. Думалось и о Корытове. 14. Лицо Воропаева защипало нервным румянцем. 15. Милый друг! Как не хватает вас! 16. И сразу же ему наскучило сидеть в одиночестве… 17. Едва ли Воропаев спал хотя бы час за двое суток; голос его осип, глаза ввалились, его пошатывало. 18. Этот неспокойный человек не мог, как ей казалось, ни на ком жениться, да и небольшая радость была идти за него. (Из произв. П. Павленко.)

6. Определить, что представляет собой данный глагол: 1) собственно безличный; 2) безличный глагол, образованный от личного; 3) личный глагол в безличном употреблении). Упр. 229 сб. Голубевой.

I. 1. Чтой-то, чтой-то мне, младёшеньке, разнеможилось с утра? (Народная песня) 2. Ах, в самом деле рассвело! (Грибоедов.) 3. Свечерело. Дрожь в конях, стужа злее на ночь… (Н.) 4. С тобой нас нынче затесало в толпу глазеющих зевак… (Бл.) 5. Ему так трудно дышится, как мне сегодня пишется. (Кирс.) 6. Унесло тебя, моя кровинка, в пыльное татарское село. (М. Алигер.)

II. 1. Я распахнул продрогнувшую дверцу, и захватило дух от красоты. 2. Метался я… Швыряло взад-вперед меня от чьих-то всхлипов или стонов… 3. Смеркалось вновь. 4. Пахнет площадью Сенатской на Семёновском плацу.

1. Ах, как ромашкам бредится

понять бы их,

понять!

Ах, как берёзкам брезжится

обнять бы их,

обнять!

Ах, как ручьям клокочется

припасть бы к ним, припасть!

Ах, до чего не хочется,

не хочется пропасть! (Из произв. Е. Евтушенко.)

7. Выделить из личных глаголов те, которые могут выступать в безличном значении. Упр. 230. Там же. Например: сегодня потеплело (безличное значение).

1. Плести, нести, цвести, пасти, брести. 2. Грести, ползти, трясти, блюсти, расти. 3. Быть, дуть, жить, знать, петь. 4. Сеять, лаять, реять, веять, лелеять. 5. Потеплеть, постареть, поумнеть, поседеть, пополнеть. 6. Пахнуть, вянуть, чахнуть, гибнуть, киснуть. 7. Тачать, молчать, качать, звучать, кричать. 8. Белеть, чернеть, краснеть, темнеть, бледнеть. 9. Тускнеть, светлеть, желтеть, синеть, пестреть. 10. Печь, лечь, беречь, стеречь, увлечь. 11. Бросать, чесать, плясать, кусать, писать. 12. Вертеть, гудеть, терпеть, сидеть, худеть.

Занятие № 22.

Тема: “Избыточные и недостаточные глаголы”

Оборудование: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1996. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1973.

Практические задания.

1. Среди перечисленных глаголов отметить глаголы, которые не образуют в настоящем (будущем) времени формы: а) 1 лица ед.ч.; б) формы 1 и 2 лица ед.ч.; в) формы 1 и 2 лица мн.ч. Определить причины отсутствия форм. Упр. 283, 284 сб. Ильенко.

Затмить, ощутить, болеть, колоситься, убедить, прорасти, заполнить, победить, чадить, струиться, очутиться, мерцать, ржаветь, близиться, литься, зиждиться, столпиться, простонать, обезопасить, поразить, горчить, гласить, пригвоздить, осыпаться, сечься, близиться, явствовать, видывать, дудеть, хлынуть, звучать, зудить, расселиться, выдаваться, брезжить.

Болеть, зеленеть, таять, кипеть, зажить, набежать, втянуться, разрастись, впитать, разбежаться.

2. Определить причину, по которой выделенные глаголы не употребляются в форме 1 лица ед.ч. (I. Получается неудобопроизносимое, неблагозвучное сочетание звуков. II. Правильно образованная форма была бы омонимичной с другим глаголом. III. Данный глагол по значению не может относиться к одному лицу или предмету, а только к нескольким. IV. Данный глагол по значению не может относиться к говорящему лицу. V. Глагол безличный, употребляется только в форме 3 лица)? Упр. 227 сб. Голубевой.

1. Светает. Ах, как скоро ночь минула! (Грибоедов).) 2. И очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря. (П.) 3. Но Нина мраморной красою затмить соседку не могла, хоть ослепительна была. (П.) 4. Добре, сынку! Вот так колоти всякого, как меня тузишь. Никому не пускай! (Г.) 5. И тихих, тёплых майских дней румяный, светлый хоровод толпится весело за ней. (Т.) 6. День вечереет, ночь близка, длинней с горы ложится тень… (Т.) 7. И он был против неё, и он способен сейчас же дерзить ей и вымещать на ней обиду – за что? (Д. Боборыкин.) 8. И здесь с особенной силой понимаешь, что у борозды сейчас закладывается широкое богатство нашего завтрашнего дня. (Н. Погодин.) 9. Они обступили Гореву и забросали её вопросами. (П. Павленко.) 10. Дежурный по детдому, хромой Яфет уже дважды приходил посмотреть – спим мы или бузим, все ли легли. (Кавер.) 11. “А что касается приготовлений в райкоме, то, я думаю, у нас тут – поверьте – произойдут какие-то большие события ”, - сказал он. (П. Павленко.)

3. Определить причины (семантические, стилистические) наличия двух параллельных форм во всех лицах данных глаголов. Упр. 285 сб. Ильенко.

Блестеть, брызгать, страдать, двигать, колыхать, капать, метать, мучить, ладить, мерить, махать, щипать, плескать, весить, выздороветь, сыпать, стонать, воспитываться.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ “СПРЯЖЕНИЕ”

Занятие № 23.

Тема: “Категория наклонения глагола”

Вопросы.

1. Категория наклонения глагола, общая характеристика.

2. Повелительное наклонение, значение и образование.

3. Сослагательное наклонение, значение и образование.

4. Употребление одного наклонения в значении другого.

Практические задания.

1. Образовать формы всех наклонений от слов писать и присесть. Как квалифицируются формообразующие аффиксы императива (-и, нулевой аффикс, -те) в учебной и научной литературе?

2. Выделить в данных текстах формы изъявительного, сослагательного и повелительного наклонений. Упр. 490 сб. Борисенко.

1. Он будет очень стараться. 2. Пусть уж всё скорее будет закончено. 3. Он пошёл быстро, да вернулся. 4. Что бы ты сделал в таком случае? 5. Я требую, чтобы ты извинился. 6. Надо будет уйти. 7. Пусть бы он попробовал отпроситься. 8. Пусть будет песнь твоя дика. 9. Он требовал, чтобы его выслушали. 10. Не ходить бы тебе туда. 11. Сейчас я бы и не то сделал. 12. В эту минуту и войди отец. 13. Тут я и оступись, да и сломай себе ногу. 14. Давай не будем говорить об этом. 15. Что бы ни случилось, будь мужествен. 16. Пускай меня обвиняют, я ничего не расскажу. 17. Пошли отсюда!

3. Определить форму глагола повелительного наклонения и оттенки значений. Упр. 332 сб. Аникиной.

4. Образовать все формы императива данных глаголов. Упр. 271 сб. Ильенко. Например. Написать: напиш-и – напиши-те – пусть напишет – давай напишем.

Уведомить, идти, крикнуть, ходить, чистить, быть, искать, кричать, ездить, лезть, стлать, понять, толковать, сновать, дёргать, кроить, поить, петь, лазить, дёрнуть, жечь, нравиться.

5. Определить форму глагола сослагательного наклонения и оттенки значений. Упр. 334 (I) сб. Аникиной.

6. Указать, какая форма использована в императивном значении (I. 2-е лицо ед. или множ. числа повелительного наклонения. II. 1-е лицо множ. числа повелительного наклонения. III. Сложная форма повелительного наклонения (3-е лицо). IV. 1-е лицо множ. числа изъявительного наклонения. V. Прошедшее время изъявительного наклонения. VI. инфинитив.). Упр. 221 (I-III) сб. Голубевой.

1. “Ну же, пошёл!” – кричал он ямщику. – “Да проснись же, Вася”, - обращался он к Денисову, который опять опустил голову. 2. “Ростов, иди сюда, выпьем с горя!” – крикнул Денисов, усевшись на краю дороги перед фляжкой и закуской. 3. Не отворачивайтесь от меня, будемте плакать вместе. (Л. Т.) 4. - Да здравствуют рабочие люди всех стран! – крикнул Павел. 5. Мать, не останавливаясь, говорила: “Пусть идёт, вы не беспокойтесь! Я тоже очень боялась, мой впереди всех”. 6. Не бросайте дитя! Возьмите его… 7. С улицы в переулок прямо на людей ехали, помахивая плётками, четверо конных полицейских и кричали: “Разойдись!”. 8. “Иди рядом, товарищ!” – резко крикнул Павел. (М. Г.) 9. Володя тоже кричит и размахивает руками. Сердце работает, как маленький горячий моторчик, приводящий в движение локти, плечи, тяжело дышащую грудь: “Да падёт Бастилия!”. 10. Глаза инспектора расширяются: “Молчать! Ты писал?”. 11. “Открыть карцер!” – командует инспектор. (Ю. Яковлев.) 12. “Ну, побежали, а то Яшка даст нам дрозда!” – И, взяв Сергея за рукав курточки, она потянула его за собой. 13. “Мне тоже в ту сторону. Пойдёмте, я доведу”, - сказала Лена. (П. Павленко.) 14. Споёмте, друзья, ведь завтра в поход. (А. Чуркин.)

7. Охарактеризовать употребление одного глагольного наклонения в значении другого. Упр. 222. Там же.

1. Ты б корму поискал по нивам, по лугам, чтоб с сиротами поделиться. (И. Крылов) 2. Принять его, позвать, просить, сказать, что дома, что очень рад! Пошёл же, торопись. 3. Не служит, то есть в том он пользы не находит, но захоти – так был бы деловой (Из. произв. А. Грибоедова) 4. Да вот что: барин твой приказал мне отнести к его Дуне записочку, а я и позабудь, где Дуня-то его живёт. 5. Хорошо, коли найдётся добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестой. (Из произв. А. Пушкина) 6. Скоро светать будет, лёгбы ты, уснул! (М. Горький) 7. Лучше б ты женился, свет, на Арине, с молодой бы жил женой, не ленился! (Д. Бедный) 8. Поедем скорее! Поедем, пока не поздно. 9. К тебе есть просьба: бежим от запутанной сутолоки! (Из произв. Р. Рождественского)

Занятие № 24.

Тема: “Категория времени глагола”

Вопросы.

1. Категория времени глагола. Общая характеристика.

2. Образование форм времени.

3. Значения форм настоящего, будущего и прошедшего времени.

4. Связь категории времени с категорией вида глагола.

5. Употребление форм времени глагола.

Практические задания.

1. Определить вид и форму времени глагола, значение и образование: от какой основы и с помощью каких аффиксов. Упр. 275 сб. Ильенко.

Стоит уже конец сентября – и ветер проносит по улице пыль и листья. В открытую форточку долетает тревожный шум тополей. Улица, где я провёл так однообразно почти два года, безлюдная, тихая и вся в деревьях. Теперь они шумят сухой листвой; ветер гонит облака пыли и качает их из стороны в сторону. А пять месяцев тому назад они кудрявились нежной, мелкой зеленью, голубое небо сияло между их вершинами. (Бун.)

2. Образовать все возможные формы времени, показать, от какой основы и с помощью какого формообразующего аффикса они образованы; определить вид глагола:

решить, решать, приобрести, приобретать.

3. Образовать от данных глаголов формы прошедшего времени. Упр. 280 сб. Ильенко.

Постигнуть, зябнуть, меркнуть, исчезнуть, кивнуть, угаснуть, прыгнуть, сохнуть, липнуть, остыть.

4. Указать разные значения глагола настоящего времени (I. Обозначает вневременное действие, совпадающее с моментом речи о нём. II. Обозначает вневременное действие или постоянное свойство предмета. III. Употреблено в значении прошедшего времени для оживления повествования. IV. Обозначает действие, предстоящее в ближайшем будущем.) Упр. 223 сб. Голубевой.

1. Он славно пишет, переводит (Грибоедов.) 2. Пришёл я в ночь. Наутро в час обедни слышу звон, ударили в набат, крик, шум. Бегут на двор царицы. Я спешу туда ж – а там уже весь город. (П.) 3. Одно утро захожу к ним – как теперь перед глазами: Бэла сидела на кровати… (Л.) 4. Иду я раз таким образом в нескольких милях от Женевы; долго шёл я один… (Герцен.) 5. Я пишу. И некогда мне спорить. (Рожд.) 6. Время – начинаю про Ленина рассказ. (Маяк.) 7. Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах? 8. “Завтра я уезжаю, - сказал он, подумав, и вы поедете на вокзал провожать меня”. 9. “Тётя, - быстро проговорила Вера, - я выхожу за доктора Нещепалова”. 10. Два последних дня перед смертью он был в бессознательном состоянии и бредил, но и в бреду говорил только то, что всем известно: “Волга впадает в Каспийское море… Лошади кушают овёс и сено”. 11. “Вставайте, пора на службу, - говорил он, - а в одежде спать нельзя. От этого одежда портится”. 12. Одной рукой я поднимаю только полтора пуда, а двумя пять, даже шесть пудов. (Ч.)

5. Указать оттенки значения прошедшего времени в выделенных глагольных формах (I. Глагол обозначает действие, предшествующее моменту речи. II. Глагол обозначает действие, неоднократно повторявшееся в далёком прошлом. III. Глагол имеет перфектное, результативное значение. IV. Форма является отглагольным междометием и обозначает мгновенное действие. V. Прошедшее время употреблено в значении будущего.). Упр. 224 сб. Голубевой.

1. “Тише, молчать, - отвечал учитель чистым русским языком, - молчать или вы пропали”. 2. Здесь с ним обедывал зимою покойный Ленский, наш сосед. 3. Вот ближе!.. скачут… и на двор Евгений! “Ах!” – и легче тени Татьяна прыг в другие сени… (П.) 4. Когда я был мальчишкой лет десяти, то захотелось мне поймать солнце стаканом. Вот взял я стакан, подкрался и – хлоп по стене! (Маяк.) 5. Я хочу рассказать, как жили мы. (Рожд.) 6. “Уж будто не колачивал?” – замялась Тимофеевна… (Н.) 7. Плотины на реках крутые хребты подымали. Улыбку детей к Мавзолею несли Первомаи. (Рожд.) 8. “Пройти эти сто шагов и, наверняка, спасён; простоять ещё две минуты, и погиб, наверное”, - думал каждый. (Л. Т.) 9. Лишь наживая, жря и спя, капитализм разбух и обдряб. (Маяк.) 10. Телеграф охрип от траурного гуда. (Маяк.)

6. Определить значение будущего времени глаголов (I. Обозначает действие, которое совершится после момента речи. II. Имеет вневременное, обобщающее значение. III. Обозначает внезапное, мгновенное действие, происшедшее в прошлом. IV. Обозначает действия повторявшиеся, чередовавшиеся в прошлом.). Упр. 225 сб. Голубевой.

1. Татьяна то вздохнёт, то охнет; письмо дрожит в её руке… 2. Он счастлив, если её накинет боа пушистый на плечо, или коснётся горячо её руки, или раздвинет пред нею пёстрый полк ливрей, или платок подымет ей. 3. Она его не замечает, как он ни бейся, хоть умри. Свободно дома принимает, в гостях с ним молвит слова три, порой одним поклоном встретит, порою вовсе не заметит. 4. То длинный сук её за шею зацепит вдруг, то из ушей златые серьги вырвет с силой; то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок; то выронит она платок… 5. Как царица отпрыгнет, да как руку замахнёт, да по зеркальцу как хлопнет, каблучком-то как притопнет!.. 6. Пёс как прыгнет, завизжит… (П.) 7. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлёбываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеётся вдруг… (Т.) 8. Придёшь с работы усталый, а иной раз и злой, как чёрт. Нет, на грубое слово она тебе не нагрубит в ответ. (Шол.) 9. Я к вам приду в коммунистическое далеко… (Маяк.)

Занятие № 25.

Подготовка к контрольной работе

Вопросы.

1. Способы образования глаголов.

2. Общий морфологический разбор глаголов.

Практические задания.

1. Определить способ образования следующих глаголов:

поговаривать, бронировать, обезболить, маскировать, отоспаться, сплачивать, твердеть, налаяться, картавить, голосовать, возглавить, сорваться, перестреливаться, лодырничать, накручивать, нуждаться, тыкать, цитировать, рыбачить, разгуливать, мяукать, светлеть, сработаться, всмотреться, развить, дезорганизовывать, переиначить, стареть, рубцеваться.

2. Выполнить морфологический разбор подчёркнутых слов.

· Так мы живём в палатке на лесных озёрах по нескольку дней. Наши руки пахнут дымом и брусникой, - этот запах не исчезает неделями. (Пауст.)

· Я едва добежал домой. (Т.)

· Пускай думает, убытку-то мне немного. (Остр.)

· Умишко у тебя будто есть.

· Я знаю, старые кавказцы любят поговорить, порассказать… (Л.)

· Гости отправились в комнаты, для них отведённые… (П.)

· Шёлк не рвётся, булат не гнётся, а красное золото не ржавеет.

· Гости переглянулись и, застёгиваясь, поднялись с мест. (Бун.)

· Ты бы хоть старый плащик накинул.

· Вот не спится человеку.

· Ради бога, не трогайте его.

· Буду я ночью, осеннею, длинной, молча хранить твой покой. (Гамзатов.)

· Когда смерклось, он не велелподавать свеч и сел у окна.

· “Грузитьсяпошли, - сказал Аниканов, - ждут поезда”. (Казакевич.)

· Поговорили бы вы со мной.

· Пёс поднялся на задние лапы… (Бун.)

· В трубе так жалобно и так протяжно стонет (Ес.)

· Пошли отсюда!

· Небо надолго заволоклось тучами и дождю конца не предвидится. (Ч)

· И сквозь решётку, как зверка,

Дразнить тебя придут.

Занятие № 26.

Контрольная работа по теме “Глагол”

Оборудование: карточки.

Задания.

1. Выполнить морфологический разбор 5-6 глаголов разного типа.

2. Определить способ образования глаголов, указанных на оборотной стороне карточки.

Занятие № 27-28.

Тема: “Причастие

Вопросы.

1. Причастие как неспрягаемая форма глагола, признаки глагола и прилагательного в причастиях.

2. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени, зависимость образования причастий от вида и переходности глагола.

3. Краткие причастия. Их морфологические и синтаксические признаки.

4. Переход причастий в имена прилагательные.

Практические задания.

1. Определить глагольные признаки и признаки прилагательного в причастиях. Как проявляется у причастий значение абсолютного и относительного времени? Отметьте глагольные и именные свойства в синтаксических связях причастий. Упр. 511 (I) сб. Борисенко.

Наши рекомендации