Выбирать, пух, понять, гладкий

Префиксальный способ словообразования(или префиксация). Один из способов морфологического словообразования, при котором в качестве основного словообразовательного средства используется префикс — просить → у-просить, красить → вы-красить, хрипеть → за-хрипеть, бросать → раз-бросать, порядок → бес-порядок.

В роли производящей базы при префиксации выступает целое слово (чистить → под-чистить, пахать → рас-пахать). Обычно оно легко соединяется с нужным префиксом. В редких случаях при образовании слов префиксальным способом наблюдаются незначительные морфонологические явления (история → пред-ыстория, дать → раз-дать, но брать → разо-брать).

Своеобразие префиксов как словообразовательных средств состоит в том, что они, в отличие от суффиксов, не влияют на грамматическое оформление производного слова. Присоединяясь к производящему слову, префиксы никогда не изменяют его общечастеречную характеристику. С их помощью от глаголов образуются глаголы, от имен – имена, от наречий – наречия: заголовок → под-заголовок, научный → не-научный, сколько → ни-сколько, всюду → ото-всюду, жарить → до-жарить.

Для префиксов не обязательна закрепленность за какой-либо частью речи: одни и те же префиксальные морфемы могут свободно участвовать в процессе образования слов с различными лексико-грамматическими характеристиками – правда → не-правда, веселый → не-веселый, кто → нéкто, куда → не-куда; интеграция → дез-интеграция, информировать → дез-информировать; муд-рый → пре-мудрый, успеть → пре-успеть, позиция → пре-позиция. Основная масса префиксов современного русского языка используется в сфере глагольного словопроизводства. Там они являются продуктивным словообразовательным средством, с помощью которого можно выразить разнообразные оттенки процессуальных значений.

Задание №2. С помощью «Указателя морфов» найдите слова (не меньше четырёх) разных частей речи, образованных с помощью префиксов анти-, до-, за-, из- . Назовите словообразовательное значение этих префиксов.

Постфиксальный способ словообразования(или постфиксация). Представляет собой процесс образования производных лексем, в котором основным словообразующим средством является постфикс — расширить → расширить-ся, лишить → лишить-ся, наполнять → наполнять-ся, что → что-либо, кто → кто-нибудь. По своим словообразовательным характеристикам и свойствам постфиксация близка к префиксации. Постфиксы, подобно префиксам, всегда присоединяются к целому слову и никогда не изменяют его статус в системе частей речи. Производное слово, образованное постфиксальным способом, обычно относится к той же части речи, что и производящее.

Словообразовательных постфиксов в современном русском языке немного (-ся/-сь, -то, -либо, -нибудь), поэтому сфера действия постфиксального способа образования производных слов строго ограничена. Она используется в области глагольной деривации, где “работает” единственный, но очень продуктивный постфикс -ся/-сь, и при формировании производных местоименных слов — что → что-то, чей → чей-либо, когда → когда-нибудь.

Задание №3. Назовите все вопросительные местоимения русского языка. Образуйте от них неопределённые местоимения постфиксальным способом.

Комбинированные (или смешанные) способы образованияОбъединяют все случаи образования производных слов с участием словообразовательных средств, состоящих из двух (иногда трех) дистантных (прерывных) элементов — на-...-ыва(ть): играть → на-игр-ыва(ть); вз-...-ну(ть): дремать → вз-дрем-ну(ть); вы-...-ся: спать → вы-спать-ся; без-...-иц(а): вкус → без-вкус-иц(а); -и-...-ся: колос → колос-и(ть)-ся; при-...-и-...-ся: лун(а) → при-лун-и(ть)-ся. Элементы составных словообразовательных средств по своему материальному составу и по занимаемому ими месту в слове (а некоторые и по значению) соотносительны с обычными префиксами, суффиксами и постфиксами. Производные слова, образованные с помощью составных словообразовательных средств, рассматриваются при этом как продукт смешанного аффиксального словообразования, в котором в зависимости от качества объединяющихся для создания новых лексем элементов выделяются такие способы, как:

префиксально-суффиксальный – ветер → без-ветр-иj(э), кашлять → по-кашл-ива(ть);

префиксально-постфиксальный: играть → до-играть-ся, сохнуть → рас-сохнуть-ся;

суффиксально-постфиксальный: рос(а) → рос-и(ть)-ся, резв(ый) → резв-и(ть)-ся;

префиксально-суффиксально-постфиксальный: гляде(ть) → пере-гляд-ыва(ть)-ся, земл(я) → при-земл-и(ть)-ся.

Данная точка зрения на процесс образования производных слов с помощью составных словообразующих средств не является в лингвистической литературе единственной. В специальных исследованиях встречается прямо противоположное описание дистантных (прерывных) элементов, иначе определяется и способ словообразования, где они выступают как словообразовательные форманты. Авторы этих исследований считают, что составные словообразовательные средства функционируют как единое целое. Их использование соответствует одному словообразовательному акту. Они создают новое слово не путем последовательного присоединения своих частей к производящей базе, а в результате объединения с ней в один прием и в комплексе. Функциональное единство компонентов составных словообразовательных средств сочетается с их семантической связанностью. Они выражают не сумму относительно самостоятельных значений, временно соединенных друг с другом, а единое по своему характеру содержание. Так, у глагола упрямиться, образованного с помощью дистантного словообразовательного средства -и-...-ся, значение “проявлять признак, названный прилагательным упрямый” совмещается с дополнительным смыслом. Он содержится в указании на то, что проявляющийся признак сосредоточивается, замыкается в сфере его носителя. Вне связи с этим дополнительным смыслом анализируемое нами действие в русском языке не представлено: в лексической системе глагол упрямить отсутствует.

Функциональное и семантическое единство дистантных элементов используется как основное доказательство их неразложимости на отдельные компоненты. Они участвуют в процессе словопроизводства как самостоятельное словообразовательное средство, комплексное по форме, но единое по содержанию. Обозначается это средство термином конфикс. Сам же способ словообразования, где конфикс выступает в качестве основного словообразовательного форманта, называется конфиксация.

Задание №5. Образуйте разные части речи по предложенным словообразовательным моделям.

Имя существительное: модели

1) без – иц: без смысла →бессмыслица, без работы →________; без вкуса → _________;

2) за – j (овj): за рекой →заречь(j)э, за Уралом →________, за Карпатами → ____________, за Днепром →_________.

3) на – ник: на колене → наколенник; на конце →_______,

на морде →___________,

Имя прилагательное

1) ЗА‑Н; ПРИ‑Н, БЕС(З)‑Н, МЕЖДУ –Н, НА‑Н: за горóдом → зáгородный (дом), при гóроде (рядом с городом)→прúгородный (поезд, посёлок), между городами→междугорóдный (междугородное сообщение), без таланта →бесталáнный, стол→настóльный (теннис):

между народами→

без детей→

при школе →

на стене→

за плечом, на плече→

2) ОТ‑Н: от глагола →отглагольный (отглагольное существительное), от имени→________,

3) НЕ‑ОМ (ЕМ, ИМ): не выносить→невыносимый; не смолкать→____________, не утомить→_________;

4) БЕЗ-Ø (нулевой суффикс): без зуба→беззубØ(ый), без руки →________, без глаза→________, без крыла→__________.

Глагол

1) ПРИ‑СЯ: слушать→прислушаться, смотреть→

2) РАЗ-СЯ: бежать →разбежаться, лететь →_______, ехать→__________;

3) С‑СЯ: играть→сыграться (достигнуть согласованности в совместной игре) : работать →__________, спеть→_________;

4) ПЕРЕ‑ИВА‑СЯ: звонить→перезваниваться, стучать→_______, шептать→________.

5) О‑И: заглавие→ озаглавить, звук→________, стекло→________.

6) У–И: сын→усын(ов)ить, дочь→______.

Наречие

ПО-ЕМУ: прежний→по-прежнему, твой→________, старый→______;

ПО‑И: дружеский→по-дружески; туркменский→____, русский→________.

Контрольная точка №3

Номер варианта – по списку в журнале группы.

1. Построить словообразовательную цепь и определить способ словообразования. Определить словообразовательную базу: основа, целое слово, комбинация основ. Определить тип мотивации: непосредственная / опосредованная, прямая/ переносная, единственная / неединственная.

передатчик

акробатический

конькобежка

набегаться

прибиваться

2. В каждом ряду найдите лишнее слово, не входящее в словообразовательную парадигму. Выделите красным цветом словообразовательный формант. Например: шуметь →шумØ, шумливый, расшуметься, пошуметь, бесшумный. Лишнее слово – бесшумный (от существительного шум: без шума). Остальные слова образованы от глагола шуметь.

школа→школьник, школьница, школьный, внешкольный, пришкольный

шипеть → шипение, шипучий, прошипеть, шипучка, зашипеть

шалить→шалость, шалун, шаловливый, шалунья, расшалиться.

человек →человечий, человеческий, по-человечески, человечество, бесчеловечный

хрустеть→ хруст, захрустеть, похрустеть, прохрустеть, похрустывание

3. Приведите каждый по 5 примеров имен существительных одного словообразовательного типа ‑ по Грамматике-80):

а) ‘лица по действию’; модель: производящая основа глагола+-тель.

б) ‘отвлеченный признак; собирательное или вещественное значение носителя признака’; модель: производящая основа прилагат.+нулевой суффикс Ø

в) ‘название отвлеченного действия, состояния’; модель: производящая основа глагола+нулевой суффикс Ø

г) ‘отвлеченный признак’; модель: производящая основа прилагательного+ - ость

4. Определить, относятся ли эти слова к одному словообразовательному типу. Назвать морфонологические явления в процессе словообразования, включая интерфиксы. На основе Грамматики-80 (ч.1) с указанием страниц или параграфов.

Образец:

чихнуть, кольнуть, свистнуть, крепнуть, глохнуть

Глаголы чихнуть, кольнуть, свистнуть 1) образованы от глаголов чихать, колоть, свистеть 2) с помощью омонимичного суффикса –НУ2 со словообразовательным значением ‘однократно совершить действие, названное мотивирующим глаголом’ (Грамматика-80, ч.1, с. 347-348); 3) образованы суффиксальным способом: чихать →чихнуть. Морфонологическое явление – усечение производящей основы за счет финали основ производящего глагола ‑ видовых суффиксов –а, -о, -е: чиха(ть) →чихНУ(ть); коло(т)ь→кольНУ(ть), свисте(ть) →свистНУ(ть).

Глаголы глохнуть, слепнуть 1) мотивируются прилагательными крепкий, глухой; 2) образованы с помощью омонимичного суффикса –НУ1 со значением ‘приобретать признак, названный мотивирующими прилагательными’ (с. 347); 3) образованы суффиксальным способом. Морфонологическое явление – 1) усечение основы за счет финали производящего прилагательного –К-: крепК(ий)→крепНУ(ть); 2) чередование в корне У//О : глух(ой) →глохНУ(ть).

Вывод: таким образом, слова с омонимичными суффиксами -НУ1 и -НУ2 и разной частеречной производящей базой относятся к разным словообразовательным типам.

1. Польский, европейский, чилийский, одесский, донецкий (примечание: не забудьте, что возможно совмещение финали ‑ конечных звуков производящей основы и такого же суффикса: Брянск+-ск-→брянск(ий), Липецк+-ск-→ липецк(ий). Это морфонологический процесс – наложение морфем, диффузия).

2. кожаный, земляной, глиняный, рваный, пуганый;

3. пуск, ход, вздох, ремонт, сон

4. приклеить, приоткрыть, приплатить, присвистнуть, пристыдить

5. в придачу, всухомятку, в одиночку, вприпрыжку, вприсядку

Наши рекомендации