Лексическая стилистика
Освоив материал этой темы, Вы узнаете:
§ Что такое лексическая стилистика;
§ Что входит в понятие лексической стилистики;
§ Лингвистические средства создания точности;
§ Что мы будем считать неправильным выбором слова;
§ С какими явлениями сталкиваются при неправильном выборе слова.
Вы научитесь:
§ правильно выбирать слова в соответствии с контекстом, лексическим окружением слова и т.д.;
§ квалифицировать ошибки, связанные с неправильным выбором слова;
§ находить случаи неуместного использования слов;
§ ликвидировать недочеты, связанные с неправильным выбором слова.
План занятия:
1.Понятийная и предметная точность;
2.Лингвистические средства создания точности;
3.Явления, которые считаются неправильным выбором слова;
4.Устранение неправильного выбора слова.
ТЕОРИЯ
В понятие лексической стилистики входит смысловая точность речи:
· точность предметная;
· точность понятийная. (Н. А. Некрасов «Мне жаль моей мысли, так бедно я ее поймал словом…»).
Точность — коммуникативное качество речи, которое возникает как соответствие смысловой стороны речи (плана содержания) предметно-вещной действительности в системе выражаемых понятий и проявляется в использовании слов в полном соответствии с их языковыми значениями (план выражения).
Лингвистические средства создания точности:
· верное словоупотребление;
· знание синонимических возможностей;
· оптимальное словоупотребление;
· учет многозначности слова;
· разграничение омонимов;
· разграничение в употреблении однокоренных слов.
Чтобы правильно выбрать слово, надо знать точное его значение. Особенно нужно быть внимательным к заимствованным словам.
ЛИТЕРАТУРА
Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка / И.Б. Голуб. – 8-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – Лексическая стилистика. Смысловая точность речи. Выбор слова – С. 4-13
Упражнения
Вставьте пропущенное слово в предложение, аргументируйте свой выбор.
1. На месте небольшого завода (возведен, построен, создан) деревообрабатывающий комбинат. 2. В зависимости от конкретных условий установка может быть (построена, смонтирована, создана, установлена) как в помещении, так и на открытой площадке. 3. Технолог Иванова предложила (переделать, преобразовать, модернизировать, обновить, изменить) конструкцию двух (большой, крупный, мощный, огромный) сточно-расточных станков. 4. Известно (любому, всякому, каждому), что даже самые (хорошие, отличные, прекрасные, великолепные, превосходные) условия работы еще не (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха. 5. Победителю конкурса (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия. 6. В этом произведении автору удалось (вскрыть, изобразить, описать, представить, воспеть, раскрыть) трагические события в жизни современников. 7. Этот (недостаток, дефект, порок) деталей можно (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооруженным глазом.
Какие навыки оттачивает это упражнение?
Что же мы будем считать неправильным выбором слова? Дайте определения понятиям или прокомментируйте данные тезисы.
1.Использование слова без учета его семантики;
2.Абсурдность высказывания;
3.Нелогичность высказывания;
4.Сознательное употребление слова, которое неточно выражает мысль;
5.Эвфемизм;
6.Анахронизм;
7.Алогизм.
Найдите неправильно выбранное слово. Исправьте предложения. С какими явлениями мы сталкиваемся при неправильном выборе слова?
1. Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять дней. 2. Принимаемые меры морального и материального поощрения к нерадивым работникам желаемого результата не принесли. 3. В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению трудностей. 4. Применение березового гриба рассматривается как общеукрепляющее средство.
Рекомендации студенту. Что нужно учитывать при выборе слова?
ü контекст;
ü особенности речевой ситуации;
ü экстралингвистический фактор, на основе которого построен текст;
ü лексическое окружение слова;
ü понятийную точность;
ü стиль текста.
ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ
1. Что такое лексическая стилистика?
2. Что такое точность предметная и точность понятийная?
3. Какие лингвистические средства создания точности Вы знаете?
4. Что можно назвать неправильным выбором слова?
5. Что такое эвфемизм, анахронизм, алогизм?
6. Что нужно учитывать при выборе слова?
ПОДУМАЙТЕ
Что является важнейшим условием правильной речи?
Домашнее задание
1. Вставьте слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания.
Человек (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) имя для всего, что обнаружено им (в литературе, во Вселенной, на земле). Но этого мало. Он (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он (назвал, обозначил, объяснил, определил, окрестил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует в жизни, движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.
Какие знания вы использовали при исправлении текста?
2. Еще раз просмотрите рубрику «Рекомендации студенту». Все ли пункты вам понятны? Определите, на ваш взгляд, наиболее важные.
На какие из них вы опирались, выполняя задание 1?
На основе задания 1 попробуйте дополнить или изменить этот список.
►3. Возможно ли использовать нарушение лексической точности как стилистический прием? Аргументируйте свой ответ.
ЗАНЯТИЕ №3