Работайте с черновиком, используя схему
План работы | Рабочие записи |
I. Вступление II. Основная часть. III. Заключение | I. Подчёркиваем в тексте, а затем выписываем ключевые слова из высказывания. Называем языковые явления, кажущиеся вам наиболее важными. II. Читаем текст, отмечаем номера предложений, нужные нам для примеров-аргументов,выписываем их. Кратко записываем, какую роль играют они в тексте: 1 пример. Его роль. 2 пример. Его роль III. Кратко записываем вывод |
Работаем с черновиком
Планработы | Рабочиезаписи |
I. Вступление | I. «В языке есть... слова. В языке есть... грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Слово называет предметы, явления действительности, обозначает признаки, действия, выполняет связующие функции между другими словами. Грамматикаизучает строй языка, его законы. В ней объединены словообразование, морфология и синтаксис. Предложение (в языке) — это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью (по «Википедии»). |
II. Основная часть. | II. В языке всё взаимосвязано: слова имеют лексическое значение, но если они употреблены не по грамматическим законам, то это просто набор слов. Если они грамматически организованы, то становятся предложением, обладают смысловой и интонационной законченностью. 1 пример. Предложение 2: СПП с последовательным подчинением придаточных (узнаём о времени происходящего, видим со знанием дела вырытый окоп, знакомимся с поваром Лисиченко); а однородные члены предложения (эпитеты «усталые, бесстрастные, холодные голубые») помогают представить глаза повара, это усиливает изобразительный эффект. 2 пример. Особая роль обращений в тексте: в 20-ом предложении Лисиченко иронично называет Лопахина «герой», в 23-ем – просто по фамилии; в 31 предложении уже Лопахин обращается к повару со сдержанной яростью, называя его «милый», в 44-ом предложение обращение «драгоценный ты мой человек. Т. о, обращение и называет того, к кому мы обращаемся с речью, и помогает понять чувства героев. |
III. Заключение | III. Чтобы строить предложение, используют и лексику, и грамматику. Лексические и грамматические явления помогают понять авторский замысел, точнее определить отношение автора к героям, героев друг к другу. |
Сочинение
Л. В. Успенский говорит о взаимосвязи слов и грамматики, утверждая, что «это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Попробуем доказать правильность данного суждения.
Слово называет предметы, явления действительности, обозначает признаки, действия. Грамматика изучает строй языка, его законы. Предложение является минимальной единицей языка, это грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью. Мы видим, что нет слов без грамматики и грамматики без слова, наша мысль оформляется в предложение при помощи слов и по законам грамматики.
Всё это в полной мере относится и к тому, как построен отрывок из романа
М. Шолохова. Второе предложение текста выражает законченную сложную мысль: это сложноподчиненное предложение с последовательным подчинениемпридаточных. Из него мы узнаём о времени происходящего, видим со знанием дела вырытый окоп, знакомимся с поваром Лисиченко. Среди лексических явлений привлекают внимание эпитеты-прилагательные «усталые, бесстрастные, холодные голубые», они помогают нам увидеть глаза героя, представить его.
Особую роль в тексте играют обращения: в 20-ом предложении Лисиченко иронично называет Лопахина «герой», в 23-ем – просто по фамилии. В 31 предложении Лопахин обращается к повару со сдержанной яростью, именуя его «милый». А в предложении
№ 44 он называет повара «драгоценный ты мой человек», показывая, что в нём проснулось уважение к человеку, готовому не только варить пищу, но и по мере своих сил воевать. Таким образом, обращение называет того, к кому мы обращаемся с речью, и помогает понять чувства героев, их отношение друг к другу.
Итак, мы убедились в следующем: чтобы строить предложение, используют и лексику, и грамматику. Лексические и грамматические явления помогают понять авторский замысел, точнее определить отношение автора к героям, героев друг к другу.
А вот по-другому!!!
Л. В. Успенский утверждает: «В языке есть... слова. В языке есть... грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Давайте вместе порассуждаем над данным высказыванием.
Любая наша мысль об окружающем мире воплощается в слове, слова строятся в предложения по законам грамматики. Рассмотрим, как это реализуется в отрывке из романа М. А. Шолохова «Они сражались за родину».
Первое предложение текста сложноподчиненное с последовательным подчинением придаточных, оно выражает законченную сложную мысль, из него мы узнаем и о душевном состоянии Лопахина, и о том, что идёт отступление. А лексика предложения, особенно эпитеты «тяжело и горько» на сердце, «ожесточённые бои», войска, «измученные … обстрелами и бомбёжками», усиливает эмоциональное восприятие от прочитанного.
В синтаксисе отрывка обращает на себя внимание использование диалога
(предложения с №5 по №9, с № 10 по 28 и другие). Диалог оживляет повествование, помогает увидеть, как меняется отношение Лопахина к повару по мере того, как он узнаёт, почему повар находится не на полевой кухне, там, где должен быть, а на передовой. Озлобленность сменяется уважением, ироничное, озлобленное, ироничное обращение «милый» меняется на «драгоценный ты мой человек».
Таким образом, мы убедились в правоте слов Л. В. Успенского о том, что слова и грамматика - «способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Грамотное использование лексики и грамматики языка помогает представить то, что хотел донести до читателя автор, понять его творческий замысел.
Два сочинения по этой же цитате, но по варианту №1 из сборника
И. П. Цыбулько «ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты : 36 вариантов»
Текст
(1)Иногда ночью в нашем доме раздавались звонки. (2)Звонили из других городов бывшие папины пациенты.
(З)Однажды, когда в очередной раз ночью позвонили, пала сказал в трубку:
— 4)Ну что за вопрос?! (5)Пусть мальчик приезжает... (б)Остановится прямо у нас. (7)Я покажу его специалистам.
(8)Утром мама спросила:
— (9)А кто эта женщина, которая звонила тебе?
— (10)Дальняя родственница.
— (11)Но кем она всё же тебе приходится?
(12)Папа думал в течение всего завтрака, но так и не вспомнил. (13)Мальчик прие-хал через три дня. (14)Это был мужчина лет тридцати. (15)Приезжего звали Игнатий.
— (16)Я бы, поверьте, не отважился к вам вторгаться, — сказал приезжий. — (17)Если бы они не сказали ей, моей матери, про этот свой «предполагаемый диагноз».
(18)Теперь она не будет ни спать, ни есть. (19)Я должен немедленно доказать ей, что «предполагаемый диагноз» предположили напрасно, что всё будет хорошо.
(20)На следующий день рано утром папа повёл Игнатия к себе в больницу.
— (21)Вечером вы узнаете о результатах, — сказал нам папа.
— (22)Нет, дорогой, позвони мне на работу, — сказала мама. — (23)Если я вдруг выйду из комнаты, передай: всё хорошо.
— (24)Или всё плохо, — бодро сказал Игнатий.
— (25)Это исключается! — тихо сказала мама. — (26)Я уверена...
— (27)Мне тоже сообщите, пожалуйста, — попросил я.
28)После пятого урока у меня был фотокружок, но я не остался. (29)Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам. (30)А тут пришла днём и, забыв раздеться, стала вытирать тряпкой телефон, потом круглый деревянный столик, на котором он стоит. 31)А потом всё, что находится в коридоре возле столика.
(32)Наконец мы дождались: позвонил папа. (ЗЗ)Обычно бабушка не любит, когда я вмешиваюсь в дела взрослых. (34}Но тут она сама стала передавать мне каждую папину фразу.
— (35)«Этого диагноза у Игнатия нет. (З6)Точно установили. (37)Он болен серьёзно. (38)Надо делать сложную операцию. (39)Но этого нет!» — повторила бабушка.
(40)Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку. (41)Мать Игнатия плакала на другом конце провода. (42)Тогда я радостно заорал:
— (43)Он будет жив и здоров! (44)Этого у него нет. (45)Точно установили! (46)Этого нет. (47)Клянусь своим здоровьем! (48)В школе мы часто пишем сочинения на тему: «Кем быть?». (49)Чтобы не повто-ряться, я один раз написал, что мне очень хочется стать отважным геологом, в другой раз — что хочется стать уверенным в себе биологом, а в третий — что отважным космонавтом. (50)Но на самом деле я ещё не выбрал профессии.
(51)В тот день мне тоже было неясно, кем я в будущем стану. (52)«Но как это здорово, — думал я, — выйти из операционной, увидеть глаза матери, которые остановились от страха и ожидания, устало так улыбнуться и тихо сказать: (53)"Он будет жив... и здоров. (54) Не волнуйтесь..."».
(По А. Алексину)*
* Алексин Анатолий Георгиевич (род.в 1924 г.) — писатель, драматург, общественный деятель. По произведениям А. Алексина сняты кинофильмы, пьесы автора ставятся во многих театрах страны и за рубежом.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
Сочинение 1
Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.
Так, предложение 16 состоит из десяти отдельных слов, называющих или указывающих на субъект ("я", "приезжий") и его действия. Каждое пятое слово в предложении относится к высокой лексике ( «отважился», «вторгаться»), позволяя представить нам незнакомца как человека интеллигентного, обладающего правильной литературной речью.Если мы все эти слова напишем через запятую и в начальной форме, то получится бессмыслица. Но стоит употребить все глаголы в необходимой форме, а местоимение «вы» поставить в дательный падеж - слова получат единый смысл, превратившись в предложение.
Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию и знаки препинания. Так, три тире, имеющиеся в этом предложении, указывают на наличие реплики в диалоге, представляющем собой законченную мысль.
Таким образом, можем сделать вывод, что прав был русский филолог Л.В.Успенский, утверждавший, что язык, чтобы строить предложение, использует лексику и грамматику.
Вика Ж.
Сочинение с сайта «Капканы ЕГЭ»(http://капканы-егэ.рф/index.php/dlya-uchenikov/gia-dlya-9-klassov/vypolnenie-zadanij-chasti-s/sochineniya-rassuzhdeniya-na-lingvisticheskuyu-temu-2013g )
Сочинение 2.
С помощью слов мы называем предметы, действия, признаки. Но сами по себе слова не могут выразить мысль, и тогда на помощь приходит грамматика, помогающая правильно выстроить их и связать в предложения, которые в то же время помогают понять чувства героев, увидеть их духовный мир.
Так, в предложении 16, Игнатий, оказавшийся в незнакомой ему семье не по своему желанию, употребляет слова высокой лексики «не отважился бы вторгаться». О чём это говорит? Конечно, о том, что мужчина смущён, сконфужен, что своим появлением он доставляет много хлопот фактически чужим ему людям.
Этот же вывод подкрепляет использование им в речи (в этом же предложении) вводного слова «поверьте», выраженного глаголом повелительного наклонения, в котором слышится одновременно и мольба, и утверждение.
Таким образом, слова и грамматика «это — те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения», при помощи которых автор доносит до читателей свой замысел.
(http://www.proshkolu.ru/user/plusnina55/blog/306011/)
Интернет-ресурсы
1) http://distant-plus.ru
2) http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part5.htm#1
3) http://ru.wikipedia.org/wiki
4) http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/dlya-uchenikov/gia-dlya-9-klassov/vypolnenie-zadanij-chasti-s/sochineniya-rassuzhdeniya
5) http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2012/01/21-2012.html