Продолжите утверждения
· Писатели выбирают из множества близких семантически слов то, которое наиболее……..
· Скрытое использование синонимов – это………
· Синонимы часто используются в функции разъяснения……………. Писатели часто поясняют их синонимами.
· Синонимы используются для сопоставления………..
· Важнейшая стилистическая функция синонимов - замещение………..
· Разнообразить речь помогают слова, не принадлежащие к синонимам……
· Открытое использование синонимов дает художникам слова большие стилистические возможности…….
· Синонимы,………………., создают градацию.
Упражнение 3
Укажите стилистическую функцию выделенных слов; подберите к ним синонимы.
1. Я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель (П.). 2. В вашем заведении высокий посетитель вкусил хлеба (Г.). 3. Я другую ночь почти не сплю и людям не даю спать: неравно приедет, а мы все дрыхнем — хорошо будет! (Гонч.). 4. Клянися мне… от злых стяжаний отречься ныне, дай обет (Л.). 5. Глаза, темно-серые, с черной каемкой вокруг зениц, великолепные, торжествующие глаза (Т.). 6. И стезею благодатною Русь вперед помчится вольная (Ог.). 7. Я вам, тятенька, во всю жизнь свою ни в одном слове не перечил (Остр.). 8. Ему почему-то казалось, что суд еще не кончился, что проволочка еще тянется и что настоящего «решения» еще не было (Ч.). 9. Присев на карточки в лодке, двое или трое греков быстро, с привычной ловкостью хватают правой рукой две, а левой три рыбы и швыряют их в корзину (Купр.). 10. Григорий Иванович, широко улыбаясь, трясся на волглом сене (А. Т.). 11. Ведь и я когда-то была молодая и пригожая (Гладк.).
Болдырева Д.
ПОДУМАЙТЕ
Существует ли в современном русском языке тенденция к сокращению числа семантических синонимов?
Упражнение 4
Выберите в скобках наиболее подходящий на ваш взгляд синоним и аргументируйте свой выбор:
1).Его (беседа, сообщение, информация) имеет важное значение, поскольку информирует рабочих о начатой на заводе перестройке автоматической системы производства.
2). Механизаторы (подсказали, посоветовали), как лучше оснастить новые машины.
3). Молодые люди сельских школ стремятся (закончить, получить, завершить) среднее образование и остаться работать в родном совхозе.
4). Объясните мне, в чем состоит (долг, обязанность, работа) инженера по технике безопасности.
5). (Проблеме, вопросу, задаче) современного выявления молодых талантов необходимо придавать большое значение.
6). Болезнь — (причина, повод) того, что он разговаривал с нами так раздраженно.
7). В прошлое воскресенье мы совершили (путешествие, поездку, вояж) за город.
8). Неожиданно мы услышали (потрясающие, дикие, неистовые) крики.
9). В отличие от (климата, погоды), (который, которая) непрерывно меняется на протяжении небольшого отрезка времени, (климат, погода) района изменяется незначительно.
10). Он знал много художников и беспрестанно упоминал о своем близком знакомстве с этими (знаменитыми, прославленными, знатными) людьми.
Герасимова О.
ПОДУМАЙТЕ
Существуют ли в языке два или несколько слов, значащих решительно одно и то же?
Упражнение 5
Найдите в предложениях слова, подобранные стилистически неверно, и замените их на подходящие по контексту синонимы.
1. После окончания школы он поступил трудиться на завод, где за короткое время завоевал квалификацию токаря.
2. Мы собирались вернуться в село, как вдруг с нами случился неожиданный эпизод.
3. Признание и успех не помешали ему в своем выступлении заявить о постоянной благодарности своему учителю.
4. Между нашими странами был заключен ряд взаимовыгодных торговых соглашений и пактов.
5. Когда позволяла атмосфера она неторопливо рассказывала о себе, о своей работе.
6. За отчетный период устроено (организовано) около двадцати обследований по различным вопросам.
7. В моей жизни это было самое неизгладимое событие.
8. Подростки, промышлявшие кражами, подверглись суровому возмездию.
9. Размалеванный клоун в гигантских штанах бродил по арене с пустоголовым выражением лица.
Примечание: в скобках даны правильные ответы.
Глушакова Ю.
Какие профессиональные умения отрабатывают или «шлифуют» эти задания?
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ПРАВКА
Выберите наиболее подходящую на ваш взгляд правку и аргументируйте выбор. Если Вас не устраивает вариант, предложите свой.
Исходный текст и варианты правки | Ошибки | Ваш вариант |
1. Вы спрашиваете, почему так рухнул интерес к чтению. Поинтересуйтесь у старших, которые совсем не соприкасаются с книгой. — Вы спрашиваете, почему так упал интерес к чтению. Поинтересуйтесь у старших, которые совсем не соприкасаются с книгой. — Вы спрашиваете, почему так снизился интерес к чтению. Поинтересуйтесь у взрослых, которые вовсе не читают книг. 2. Прежний наш любознательный и пытливый читатель куда-то исчез, пропал. Куда же он девался? Ответ элементарен: телевидение отбивает интерес к чтению. — Прежний наш любознательный читатель куда-то исчез, пропал. Куда же он девался? Ответ прост: телевидение отбивает интерес к чтению. — Прежний наш любознательный читатель куда-то пропал. Куда же он делся? Ответ элементарен: телевидение отбило интерес к чтению. 3. Ошибки и промахи, допускаемые со стороны органов расследования и влекущие за собой безрезультатность расследования, объясняются следующим. — Ошибки и промахи со стороны органов расследования, влекущие за собой безрезультатность работы, объясняются следующим. — Ошибки, которые допускают органы расследования, влекут за собой безрезультатность следствия и объясняются следующим. 4. Медлительность и нерасторопность в подготовке к строительному сезону недопустимы. — Недопустима медлительность в подготовке к строительному сезону. — Медлительность с подготовкой к строительному сезону недопустима. 5. Всех, кто трудился на сооружении станции, я зову энтузиастами, и не зря: они по две смены проводили на стройплощадке. — Всех, кто трудился на сооружении станции, я зову «героями», и не зря: они по две смены проводили на стройплощадке.— Всех, кто участвовал на строительстве станциями, я называю работягами: они по две смены проводили на стройплощадке. 6. Прочному усвоению учебного материала мешает некачественное, плохое выполнение студентами домашнего задания. — Качественному усвоению учебного материала мешает плохое выполнение студентами домашнего задания. — Студенты не могут качественно освоить учебный материал, так как плохо выполняют домашние задания. 7. Среди русских литераторов, писавших об искусстве, — Стасов — фигура огромная, уникальная и единственная, необыкновенно примечательная. — Среди русских литераторов, писавших об искусстве, — Стасов — необыкновенно примечательная личность, выделяющаяся своей уникальностью. — Среди русских литераторов, писавших об искусстве, Стасов был фигурой уникальной и примечательной. |
Какие профессиональные умения «шлифуют» данные упражнения? Выполните их.