Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Примечание:упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.
Упражнение 1
Найдите терминологическую лексику в данных текстах. Определите, к терминологии какой области знаний она относится. Укажите:
1) термины узкоспециальные и общепонятные;
2) общенаучную лексику;
3) термины, которые могут быть многозначными в пределах разных терминологий;
4) термины-интернационализмы.
1. Газовые гидраты - это твердые молекулярные соединения газов и воды, образующиеся и существующие в устойчивой форме при определенных давлениях и температуре. Физическая способность этих соединений в том, что молекулы газа в них заполняют структурные ячейки кристаллической решетки, образованной молекулами воды (М. Толкачев).
2. К числу устойчивых личностных черт относятся самоуважение, степень принятия или неприятия себя, застенчивость, потребность в достижении, потребность в принадлежности к группе, уровень самораскрытия и особенно экстраверсия и интраверсия - обращенность личности преимущественно вовне, на других людей и окружающий мир, или вовнутрь, к собственному «я» (И. Кон).
3. Срединно-океанические хребты протянулись на шестьдесят тысяч километров, ширина рифтовой зоны - гигантской расщелины, которая разрезает хребты вдоль, - до семи километров. Сейсмические колебания непрерывно сотрясают срединные хребты, вновь образованные базальты дробятся, постоянно увеличивается и обновляется поверхность контакта с водой (В. Друянов).
Упражнение 2
Определите пути появления следующих лингвистических терминов:
1) придание терминологического значения общенародному слову;
2) заимствование;
3) использование терминов из «мертвых» языков (греческий, латынь) или составление их из морфем этих языков.
При необходимости справляйтесь о значениях терминов в «Словаре лингвистических терминов».
Алфавит, время глагола, интонация, корень, местоимение, многозначность, окказионализм, окончание, оксюморон, орфограмма, переразложение, предложение, род, согласование, топонимика, транскрипция, ударение, фонема.
Упражнение 3
Найдите специальную лексику в отрывках из книги И.А. Гончарова «Фрегат «Паллада». Укажите, являются ли выделенные вами слова:
1) терминами;
2) профессионализмами;
3) профессиональными жаргонизмами.
1. «Положили марсель на стенгу», «взяли грот на гитовы», «ворочали оверштаг», «привели фрегат к ветру», «легли на правый галс»... А там следует «утлегарь», «ахтерштевень» - «шкоты», «брасы», «фалы» и т.д.
...Кроме этих терминов, целиком перешедших к нам при Петре Первом из голландского языка и усвоенных нашим флотом, выработалось в морской практике еще свое особое, русское наречие. Например, моряки говорят и пишут: «приглубый берег», то есть имеющий достаточную глубину для кораблей. Это очень хорошо выходит по-русски.
2. Мне кажется, если б я теперь воротился домой, то первые дни бы жил непременно под влиянием нынешних моих впечатлений. Я бы не мог равнодушно смотреть на свободно стоящую мебель: мне все казалось бы, что ее надо принайтовать, а окна задраить... При первом свежем ветре я, забывшись, ждал бы, что сейчас засвистят всех наверх брать рифы, то есть уменьшать паруса.
3. Назначено было отвалить нам от фрегата в одиннадцать часов утра... Вы улыбаетесь при слове «отвалить»: в хорошем обществе оно не в ходу, но у нас здесь «отваливай» - фешенебельное слово.
4. Туман едва распался в половине пятого утра, и мы тронулись дальше. Над водой плавало густейшее «молоко», которое, как говорят моряки, скоро собьется в «сметану»... В такой «сметане» закопаться днищем на что-либо - пара пустяков.
5. «Если б пришлось драться с ними, ваше высокоблагородие, неужели нам ружья дадут?» — «А как же?» — «По лопарю бы довольно». (Лопарь - конец толстой веревки.)
Упражнение 4
Найдите специальную лексику. Определите, к какой области знаний она относится. Найдите термины, профессионализмы, профессиональные жаргонизмы.
1. Герман выдвинул несколько ящиков в сооружении, похожем на комод, и перед глазами открылась картина, которая, как я теперь понимаю, ввергла бы в трепет любого рыбака. ...Мормышки «клопики», мормышки «гробики», мормышки «капельки»,
мормышки «рыбий глаз», мормышки «красненькие», мормышки «комбинированные», мормышки «шестигранные», мормышки «дробинки», мормышки разнообразные и многочисленные - представляли собой целую коллекцию (Сол).
2. Набирались ума-разума опытным путем, искали средства защиты от радиоактивности, пробовали; немудрено, что сами «мазались», «хватали дозы» - несмотря на все предосторожности, болели (Гран.).
3. Яркой группой были борзятники, окружавшие своры борзых собак. Разговор их не всякий поймет со стороны. Так и сыплются слова: - Пазонки, выходец, переярок, щипцы, прибылой, отрыж. Вот, кажется, знакомое слово «щипцы», а это, оказывается, морда у борзой так называется.
4. Пульт управления шахтного ствола. Официально он называется пультом управления механизированной эстакадой, а в обиходе короче - рукояткой (Из газ.).
5. В один из апрельских дней со станции К. выехал легковой автомобильчик ГАЗ-67, а попросту «козел».
Упражнение 5
Найдите слова и выражения, имеющие социально ограниченную сферу употребления. Укажите, к какому типу жаргонов относится данная лексика:
1) профессиональному;
2) молодежному;
3) арго (тайной, намеренно зашифрованной для непосвященных разновидности речи).
1. Около камбуза на дубовом чурбане кок Жеребцов рубит на части бычью тушу (Н.-Пр.). 2. Не знаю почему, но он произвел на меня впечатление человека, который носит в кармане две пачки сигарет: хорошие - для себя, а плохие - «для стрелков». Внешне он строг, всегда при галстуке и, как говорится, «не стиляет» (С. Устинов).
2. - Товарищ начальник! - заорал Мишка и - доверительно тихо: - Лопни мои глаза — вы здесь кого-то пасете.
- Поберегите глаза, Миша. Я ищу розы.
- У кого-то взяли «розы»? - деловито осведомился Мишка.
Я захохотал, сообразив, что Мишка меня неправильно понял - на блатном языке «розы» означают драгоценные камни (Вайн.).
3. А мальчишки в нашем классе вполне обходятся шестью словами: спокуха, иормалек, не кисло, резко, клево и структура момента (Ток.).
4. Тринадцать человек совхозных - молодых мужиков и холостых парней - направили на «кубы» (на лесозаготовки) (Шукш.).
5. Щегольская одежда Олега, геометрического узора джинсы, разные цепочки, бляшки и запонки мало у кого вызывали зависть, чаще снисходительную иронию. Лет десять - пятнадцать назад про заметно одетого парня говорили «стиляга», а теперь на
полуанглийском «центровый мен»... - А ты ничего, гирла, - сказал он небрежно. Однажды она увидела его в большом перерыве. Олег стоял у расписания экзаменов и что-то оттуда выписывал. Ася скромненько стала рядом. - Не возникай, - спокойно бросил он (Грек.).
Упражнение 6
Найдите диалектизмы в данных текстах, определите их лексическое значение и тип.
1. Ах! какой это был дом! Одних только жилых помещений внем было четыре: изба-зимовка, изба-летница, вышка с резным балкончиком, горница боковая. А кроме них были еще сени светлые с лестницей на крыльцо, да клеть, да поветь саженей семь в длине - на нее, бывало, заезжали на паре - да внизу, под поветью, двор с разными стайками и хлевами (Сол.).
2. Безбоязненно отправлялись мы, оснащенные глиняными кринками, к которым матери приделали удобные державки из веревочки: несешь кринку, как ведерко на поцепке (Сол.).
3. Молодуха взяла рогач, достала посудину, отлила в ковш кипятку (Пришв.).
4. - Нездоровится мне ноне, - виновато потупился Павел.
- Да уж как ни нездоровится, а до угора-то, думаю, мог бы дойти. И сено... с утра валяется. Сам не можешь - дочи есть, а то бы сестрицу дорогую кликнул. Невелика барыня!
- День ангела у Онисьи сегодня.
- Большой праздник! Отпали бы руки, ежели бы брату родному пособила (Абр.).
5. - Да разве ты первый раз на пекарне? - стала она отчитывать дочь. - Не видала, как матерь делает?
- Ладно, - отмахнулась Алька, - исть захотят - слопают.
- Да ведь сегодня слопают, завтра слопают, а послезавтра и пекариху взашей!
- Испужали... Нашла чем стращать... (Абр.).
6. - Я у дочери в городе-то гостевала - дивля: тут тебе, с места не сходя, и Ангара, и лес, и уборна-баня, хоть год на улицу не показывайся. Крант, так же от как у самовара: повернешь - вода бежит, в одном кранту холодная, в другом горячая. ...А уж хлебушко не испекчи, нет хлебушко покупной. Я с непривычки да с невидали уж и поохала возле крантов этих - оне надо мной смеются, что мне чудно (Расп.).
Упражнение 7
Прочитайте статью «Музыкальное потрясение» (см. Приложение 22) и проанализируйте её с точки зрения сферы употребления слов.
Упражнение 8
Прочитайте статью Ю. Долина «Вопрос об экологии современного литературного языка и его защите» (см. Приложение 21).
Ответьте на следующие вопросы:
- Каким образом происходит засорение современного русского литературного языка?
- Чем сегодня «засоряется» русский язык?
- Почему так остро встает вопрос об экологии современного литературного языка?
- Кто из известных людей России вставал и встает на защиту русского языка?
- Какие пути существуют для защиты русского языка сегодня в России?
- Что вы можете предложить для сохранения русского литературного языка?
Упражнение 9
Прочитайте статью Михаила Сергеева «Услышь себя, Россия!» (см. в Приложении 23).
Ответьте на следующие вопросы:
- Что автор вкладывает в словосочетание «лингвистический вирус»?
- Что включает в себя понятие «грамотный русский язык»?
- Почему автор статьи считает, что едва ли не главным инициатором всероссийской безграмотной разговорной речи выступают средства массовой информации? Докажите его правоту или опровергните её.
- В чем автор видит деградацию родного языка?
Упражнение 10
Прокомментируйте известную ораторскую мудрость, которая гласит: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает».
Упражнение 11