Порядковые числительные

Порядковыми числительными называются слова, обозначающие порядок однородных предметов при их счете (первый билет, третий вопрос и т.п.). Порядковые числительные, подобно прилагательным, выступают в качестве определения существительных и согласуются с ними в роде, числе и падеже.

Включение названных слов в разряд числительных является традиционным и опирается исключительно на тесную словообразовательную и семантическую связь порядковых числительных с количественными (ср.: пять - пятый, сто - сотый и т.п.).

Примечание. Есть и другой подход к словам с порядковым значением: их относят по формально-грамматическим признакам к разряду порядковых относительных прилагательных (см., например: Виноградов В. В. Русский язык. М., 1972. С. 192, а также ряд учебников для вузов).

Близость порядковых числительных к количественным сказывается также в употреблении количественных числительных в значении порядковых, например при обозначении адресов: дом двадцать восемь, квартира двенадцать вместо дом двадцать восьмой, квартира двенадцатая.

Структура составных порядковых числительных, представляющая несколько грамматически не связанных между собой наименований (ср. тысяча сто тридцать пятый), не находит широкого соответствия в образовании имен прилагательных и является специфической для порядковых числительных.

Порядковые числительные обладают рядом грамматических свойств, общих с именами прилагательными:

1) система склонения порядковых слов и прилагательных является единой (ср.: втор-ого, втор-ому и т.д. - нов-ого, нов-ому и т.д.);

2) образование и морфологическая структура порядковых слов и прилагательных не различаются (ср.: тысяч-н-ый и месяч-н-ый, пятидесятый и пятиугольный);

3) при словоупотреблении некоторые порядковые числительные приобретают качественное значение, обычно обусловленное фразеологически (ср. первая скрипка, на втором плане, в третьи руки и т.п.).

При склонении составных порядковых числительных остаются без изменения все составляющие числительных, имеющие форму количественных, и изменяется одно последнее, имеющее форму порядкового и согласуемое с существительным, например: в тысяча девятьсот шестьдесят первом году.

Местоимение

168.

Значение местоимений. Соотношение местоимений с другими частями речи

К местоимениям относятся слова, которые, не называя предметов или признаков, указывают на них. Конкретное лексическое значение местоимения получают только в контексте. Например, местоимение ты либо указывает на лицо, к которому обращена речь: - А знаешь, ты, кажется, хороший человек, - сказала Уля Доньке, - и мне хочется, чтобы ты был хорошим человеком (Закр.); либо приобретает обобщенно-личное значение, т.е. указывает не на определенное лицо, а на лицо вообще: И противник по болоту, по траншейкам торфяным садит вновь из минометов - что ты хочешь делай с ним (Твард.). Местоимение всякий может иметь значение «каждый»: Моя «Чайка» идет в Москве уже 8-й раз, театр всякий раз переполнен (Ч.). Это же местоимение может выступать в значении «разный, самый различный, разнообразный»: Там за стол его сажала, всяким яством угощала... (П.), а также в значении «любой, какой бы то ни было»: В том-то и сила, чтобы без всякого права отнять имение (П.).

По своим семантике-морфологическим признакам местоимения соотносятся с существительными, прилагательными и числительными. По соотносительности с названными частями речи выделяются следующие группы местоимений:

1) местоимения, соотносимые с существительными (обобщенно-предметные): я, мы, ты, вы, он (она, оно), они, кто, что, никто, ничто, некто, нечто, кто-то, что-то и другие;

2) местоимения, соотносимые с прилагательными (обобщенно-качественные): мой, твой, свой, наш, ваш, какой, который, чей, тот, этот, самый, всякий, каждый и другие;

3) местоимения, соотносимые с числительными (обобщенно-количественные): столько, сколько.

О местоименных наречиях (там, туда, тогда, когда и др.) см. подробнее в главе «Наречие».

По вопросу отнесения местоимений к частям речи и определения их роли в языке были высказаны различные соображения. На их обобщающую роль указывал еще М.В. Ломоносов. Об отвлеченном характере местоимений имеются высказывания у А.А. Потебни, который именно в силу особой функции местоимений не включил их в состав частей речи. Ф.Ф. Фортунатов противопоставляет слова-названия словам-местоимениям, а А.А. Шахматов и A.M. Пешковский, развивая эту мысль, выделяют местоименные существительные (я, ты, он, кто и др.), местоименные прилагательные (мой, твой и др.), местоименные наречия (по-моему, здесь, там). A.M. Пешковский вообще не включает местоимения в состав частей речи, говоря лишь о местоимении как об особой форме выражения «субъективно-объективного значения». Подобную точку зрения излагает и М.В. Панов, считая, что местоимения «хотя и составляют лексическую группу слов (или даже несколько групп: с указательным, замещающим и т.п. значением основы), но не являются особой частью речи... В пределах каждой части речи есть уголок местоименных слов...».

169.

Наши рекомендации