Практическое занятие № 4
Система согласных звуков, их классификация.
Позиционные чередования согласных звуков.
Цель: сформировать знания системы согласных звуков, их классификации, позиционных чередований согласных; умения и навыки фонетического анализа слова.
Теоретические вопросы:
1. По каким признакам характеризуется каждый согласный звук?
2. Назовите группы согласных: а) по месту образования; б) по способу образования; в) по наличию голоса и шума; г) по дополнительной среднеязычной артикуляции.
3. Какая позиция согласных называется сильной?
4. Назовите сильные позиции: а) по глухости – звонкости, б) по твердости – мягкости.
5. Какие изменения согласных наблюдаются в потоке речи?
6. Какие типы позиционной мены согласных существуют в русском языке?
Практические задания для аудиторной работы
Задание 1. Дайте характеристику согласных звуков в словах.
Лес, щука, цапля, чабан, привет, махнуть, ездить, угрожал.
Задание 2. Определите звук по данной характеристике. Приведите примеры слов, содержащих эти звуки:
а) согласный зубной, взрывной, звонкий, твердый.
б) согласный губно-зубной, фрикативный, глухой, мягкий.
в) согласный зубной, смычно-проходной, носовой, сонорный, твердый.
г) согласный небно-зубной, фрикативный, звонкий, непарный твердый.
д) согласный небно-зубной, аффриката, непарный глухой, непарный мягкий.
е) согласный губно-губной, твердый, носовой.
ж) согласный дрожащий, твердый.
з) среднеязычный.
Почему для некоторых согласных, чтобы их узнать, достаточно не все четыре признака, а всего лишь только три, два, даже один?
Задание 3. Первые звуки замените парными глухими. Какие получаются слова?
Башня, ваза, злой, жалость, глинообразный, двоих, вея.
Задание 4. Определите, сколько согласных русского языка отвечают каждой из следующих характеристик.
а) переднеязычный, зубной, фрикативный, глухой;
б) заднеязычный, взрывной, звонкий;
в) губно-губной, взрывной, глухой.
Задание 5. Подберите к данным словам такие, которые отличались бы от них только одним твердым согласным:
а) в конце слова: жарь - …, конь - …, моль - …, лезь - …, весь - …, кровь - …, ответь - …, кладь - …, уголь - ….
б) в середине слова: пеньки - …, угольки - …, Стенька - …, редька - ….
в) в начале слова: вез - …, ряд - …, нес - …, бить - …, мел - …, нить - …, люк - ….
Задание 6. Запишите слова с помощью фонетической транскрипции. Одинаково ли произносится последний согласный в корнях слов? Чем это объясняется?
Возы – воз – повозка; трава – трав – травка; сторожа – сторож – сторожка; грибок – гриб – грибки; города – город; ножи – нож.
Практические задания для самостоятельной работы
Задание 7. Образуйте другие формы данных слов или подберите родственные слова, чтобы звуки, обозначенные выделенными буквами, оглушались. Какая мена наблюдается в этих парах слов?
Скользить, вырезать, коробок, голова, березы, кружок, резок, редок, клубок, ловок, находить, гладить.
Задание 8. Затранскрибируйте слова, укажите, какое фонетическое явление в области согласных в них можно отметить.
Грустный, солнце, местность, тростник, сверстник, лестница, сердце, хвастливый.
Задание 9. Произведите фонетический анализ выделенных слов по следующей схеме:
1. Слово, выписанное из текста.
2. То же слово в транскрипции.
3. Деление транскрибированного слова на слоги, характеристика слогов.
4. Характеристика каждого звука: гласных: а) ударный / безударный (определить позицию); б) характеристика по ряду, по подъему, по участию губ; согласных: а) характеристика по способу образования; б) характеристика по месту образования; в) характеристика по участию голоса и шума; г) характеристика по твердости / мягкости.
5. Количество звуков и букв.
а) Гладко, плавко, в середке веревка.
б) Все голубки около одной прорубки.
в) Под тонким ледком стоит чашечка с медком.
Образец: гладко [гла-ткъ] (прикрытый открытый, прикрытый открытый)
[г] - согласный, заднеязычный, смычно-взрывной, звонкий, твердый.
[л]- согласный, переднеязычный, зубной, смычно-боковой, сонорный, твердый.
[а] – ударный, гласный среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный.
[т] – согласный, переднеязычный, зубной, смычно-взрывной, глухой, твердый.
[к]- согласный, заднеязычный, смычно-взрывной, глухой, твердый.
[ъ]- бузударный, гласный среднего ряда, средне-верхнего подъема, нелабиализованный.
6 звуков, 6 букв.
Литература:
1. Ганиев Ж.В. Русский язык. Фонетика и орфоэпия. – М.: Высшая школа, 1990. – 167 с.
2. Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку. – М.: Высшая школа, 1991. – 383 с.
3. Панов Н.В. Современный русский язык. Фонетика. – М.: Высшая школа, 1979. – 256 с.
4. Максимов Л.Ю. Русский язык. – М.: Просвещение, 1978, - 320с.
5. Попов Р.И. и др. Современный русский язык. М.: Просвещение, 1986. – 464с.
6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. Учебное пособие для студентов-филологов заочного обучения. – М.: Высшая школа, 1991. – 559с.
7. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Часть 1. М.: Просвещение, 1987. – 191с.
Дополнительная литература:
1. Лебедева Ю.Г. Пособие по фонетике русского языка. – М.: Высшая школа, 1979. – 128 с.
2. Петрова М.А. Русский язык. Лексика. Фонетика. Словообразование. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1986. – С. 69 – 76.
3. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. Учебное пособие. Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология и фразеология. Словообразование. / Под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Просвещение, 1995. – 208 с.