Практические задания для самостоятельной работы

Фонетика

Практическое занятие № 1

Предмет и содержание курса современного русского языка.

Русский национальный язык.

Место русского языка среди славянских языков.

Характеристика функциональных стилей устной и письменной формы русского языка.

Цель: определить предмет и содержание курса современного русского языка; сформировать знания стилей литературного языка и их особенностей.

Теоретические вопросы:

1. Что представляет собой русский литературный язык как предмет изучения?

2. Что входит в понятие современный русский национальный язык?

3. Почему понятие современного русского национального языка смешивать понятием современного русского литературного языка?

4. С какими языками русский язык имеет близкородственные связи? Как это объясняется и в чем это проявляется?

5. Что изучает функциональная стилистика?

6. Какие стили выделяются в зависимости от функции языка (общения, сообщения, воздействия)? Дайте характеристику каждому стилю.

7. Каковы особенности языка художественной литературы?

Практические задания для самостоятельной работы

Задание 1. Подобрать 5 высказываний выдающихся людей о богатстве русского языка.

Задание 2. Законспектировать I главу книги «Пособие по развитию речи»

П.С. Пустовалова, М.П. Сенкевича.

Литература:

1. Максимов Л.Ю. Русский язык. – М.: Просвещение, 1978. – С. 4 – 9.

2. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. – М.: Просвещение, 1987. – С. 9 – 44.

Дополнительная литература:

1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Рольф: Айрис, 1997. – 448 с.

2. Современный русский язык. /Под ред. В.А. Белошапковой. - М.: Высшая школа, 1989. – С. 5 – 39.

Практическое занятие № 2

Предмет фонетики. Фонетическое членение речи. Типы слогов. Фонетическое слогоделение. Ударение.

Цель: сформировать знания единиц фонетического членения речи, особенностей русского ударения, умения и навыки деления слова на слоги.

Теоретические вопросы:

1. Что изучает фонетика?

2. Какие отрезки звуковой цепи выделяются при фонетическом членении речи?

3. Что называется слогом? На какие группы делятся слоги в зависимости от их конечного и начального звука?

4. Каков основной закон слогоделения? В чем его сущность?

5. Что называется ударением? Каковы особенности русского ударения?

6. В чем заключается смыслоразличительная и формообразующая роль ударения?

Практические задания для аудиторной работы

Задание 1. Разделите текст на такты.

Не тем горжусь я, мой певец,

Что привлекать умел стихами

Вниманье пламенных сердец,

Играя смехом и слезами;

Не тем горжусь, что иногда

Смиряли в мыслях юной девы

Волненья страха и стыда,

Что непреклонным вдохновеньем,

И бурной юностью моей,

И страстью воли, и гоненьем

Я стал известен меж людей –

Иная высшая награда

Была мне роком суждена –

Самолюбивых дум отрада!

Мечтанье суетного сна!

(А. Пушкин)

Задание 2. В отрывке из стихотворения С. Есенина найдите безударные слова, определите, чем они являются - энклитиками или проклитиками?

Белая береза На пушистых ветках

Под моим окном Снежною каймой

Принакрылась снегом, Распустились кисти

Точно серебром. Белой бахромой.

Задание 3. Найдите в предложениях самостоятельные слова, которые теряют ударение в потоке речи.

1. Григорий с рук на руки передал рысака деду Сашке, пошел в людскую (Шолохов).

2. Послужив без году неделю у гуртовщика под Ельцом, подался он на Воронеж (Бунин).

3. Он так замерз, что у него зуб на зуб не попадал, а ноги совсем одеревенели (Закруткин).

4. Нередко рукопись передается ему за несколько минут до начала чтения ;что же удивительного в том, что такой чтец докладывает пьесу, как бог на душу положит, без понимания ее внутренней сути (Станиславский).

Задание 4. Поделите на слоги данные слова. Дайте характеристику каждого слога.

Банка, тоскливо, борьба, стремление, партер, корень, долгий, очаровательный, квартал, отрезать, развитие, полка, арба, гордость, сойка.

Задание 5. Установите различие между слогоделением и переносом слов. Разделите слова на слоги, а затем на части для переноса. В каких словах деление на слоги не соответствует правилам переноса слов?

Лохмотья, ария, беспокойство, преодоление, юность, розыск, прекрасный, облако, наслаждение, пространство, настроение, иней, систематический, лезвие.

Задание 6. Отметьте в словах основное и побочное ударения.

Машиностроение, заводоуправление, агитбригада, радиоприемник, темно-зеленый, звездоплавание, черносмородиновое, фотоснимок.

Задание 7. Какую роль играет ударение в приведенных парах слов. Определите, какой частью речи они являются.

Кругом – кругом, дома – дома, мука – мука, уже – уже, заговор – заговор, бегом – бегом, стоит – стоит, духи – духи, повести – повести, село – село, знаком – знаком, целую – целую.

Практические задания для самостоятельной работы

Задание 1. Приведите примеры слов, в которых есть:

а) сочетания шумных между гласными;

б) сочетания шумных с сонорными между гласными;

в) сочетания сонорных между гласными;

г) сочетания сонорных с шумными;

д) сочетания [и] с последующими шумными или сонорными. Поделите данные слова на слоги, в соответствии с законом восходящей звучности.

Задание 2. Приведите 10 пар слов, в которых ударение:

а) играет лексикологическую роль;

б) выполняет морфологическую функцию.

Задание 3. Подберите отрывок из стихотворения или художественной прозы, в котором есть безударные слова (служебные, самостоятельные). Подчеркните фонетические слова с энклитиками и проклитиками.

Литература:

1. Ганиев Ж.В. Русский язык. Фонетика и орфоэпия. – М.: Высшая школа, 1990. – 167 с.

2. Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку. – М.: Высшая школа, 1991. – 383 с.

3. Панов Н.В. Современный русский язык. Фонетика. – М.: Высшая школа, 1979. – 256 с.

Дополнительная литература:

1. Лебедева Ю.Г. Пособие по фонетике русского языка. – М.: Высшая школа, 1979. – 128 с.

2. Петрова М.А. Русский язык. Лексика. Фонетика. Словообразование. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1986. – С. 69 – 76.

3. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. Учебное пособие. Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология и фразеология. Словообразование. / Под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Просвещение, 1995. – 208 с.

Наши рекомендации