Функциональные стили русского языка

СТИЛИ ЯЗЫКА И СТИЛИ РЕЧИ

1. Значения термина “стиль” в языке. Каковы общие признаки этих значений?

2. Понятие стиля в лингвистике и литературоведении.

3. Понятие о функциональном стиле языка.

4. Вопрос о составе функциональных стилей русского языка и критериях их классификации.

5. Вопрос о месте языка художественной литературы в системе стилей.

6. Вопрос о разговорной речи в системе стилей.

7. Понятие жанрово-ситуативного стиля (стиля речи).

8. Понятие индивидуально-авторского стиля.

ЗАДАНИЯ

1.Определите стилистическую принадлежность текстов. Аргументируйте свою точку зрения.

1) Жидкое черное золото – нефть – один из самых замечательных минералов земли. Жидкий – потому, что действительно течет, испаряя легкие бензины и другие газы, застывая иногда в виде сплошных масс парафина или тяжелого мазута. Нефть – черный минерал, она получается из земли в виде черной пахучей массы. Только после сложной очистки на особых заводах и перегонки получаются чистейшие, прозрачные, совершенно бесцветные жидкости… Нефть – золото, потому что она представляет огромное природное богатство, из-за которого дерутся между собой страны Европы и Америки, устраивая кровавые войны и насильно завладевая областями, где есть нефть.

2) Москва и Петербург

Противопоставление Москвы и Петербурга, традиционное в русской культуре со времен появления на свет Северной столицы, предполагает ряд одних и тех же парадигм, казалось бы, незыблемых. Всегда подчеркивалось, что Москва – это город, выросший сам собой, естественно, стихийно, а Петербург был воздвигнут по воле одного человека, возникнув в сказочно короткий срок на пустом и ровном месте. Петербург появился как дерзкий замысел, наперекор стихии, «назло надменному соседу», и потребовал неимоверного напряжения сил от народа, возводившего этот «парадиз» на невских болотах. Петербург был европейским городом, но воспринимался при этом как символ и воплощение жесточайшего азиатского деспотизма, без которого он не смог бы и появиться на свет. Эта победа над стихией придала какой-то зыбкий и двусмысленный колорит самому городу; в его основании уже лежал изначальный порок и изъян; и на всем протяжении петербургской истории не было недостатка в мрачных пророчествах о его скорой и неминуемой гибели. В то же время Москва, воскреснув, как Феникс из пепла, после наполеоновского пожара, казалась городом вечным, черпающим свои силы в самом себе, в отличие от Петербурга, поддерживаемого только насилием. Это постоянное ожидание катастрофы в Петербурге, «возникшем над бездной», в сочетании с внешним его блеском и пышностью, доходящими до театральности, давало постоянное ощущение некой призрачности города и нереальности его. Петербург воспринимается как город фантастический, обманчивый, неуловимый, ускользающий, его постоянно сравнивают с грезой, миражом, видением – в противовес трезвой и будничной Москве. И вместе с тем искусственность появления города давала ощущение чрезмерной правильности, выверенности, рациональности, регулярности, геометрической прямолинейности Петербурга, особенно заметными по сравнению с хаотичной, разбросанной и беспорядочно застроенной Москвой. Петербург был первым городом России, и Москва рядом с ним казалась огромной деревней, но деревней милой, уютной и хлебосольной, в отличие от холодного, туманного и неприветливого Петербурга.

3) Как жили! Братцы мои, как же мы хорошо жили! Водочки выпьешь, колбаской с батончиком белым закусишь, сигаретку закуришь… и никаких беспокойств о будущем, потому что партия по телевизору все уже решила: стабильность.

Да – одобряли. А чего надо – осуждали. А кого надо вовремя расстреляли бы – так и до сих пор были бы великой державой.

Драпануть бы, так ведь не пускают уже никуда. Не впускают, в смысле. Не то, что раньше: везде объятия раскрывали жертвам Софьи Власьевны…

Вспомнишь – так это даже удивительно, на какие изобретения отваживался наш советский человеческий гений, чтобы незаконно пересечь священную границу и удрать в классово чуждый мир капитала. Когда военные летчики дули в Японию и Турцию на МИГах – ну, истребитель на то и создан, чтобы в воздухе никто и ничто не могло ему помешать. Но вот когда два бюргерских семейства из Восточной Германии самосильно мастерят в сарае воздушный шар и, спев: “Была бы только ночка потемней!..” влезают в корзину и с попутным ветром отбывают на Запад! – так ведь они еще и любимую собачку прихватили, обвязав ей морду понадежнее, чтоб лай из мглы небесной не нарушил мирную службу пограничников. Тьфу на Жюль-Верна и его художественное предвидение!..

4) Настоящее Положение определяет порядок аукциона по продаже находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества (далее именуется – аукцион), условия участия в нем, порядок определения победителя аукциона и расчетов за имущество, приобретенное по результатам аукциона.

5) Хирург Джон Абергети отличался необыкновенной лаконичностью речи, но в лице одной пациентки встретил серьезного соперника в этом отношении. Однажды к нему обратилась за помощью женщина с сильно воспаленной и опухшей рукой. Произошел следующий разговор, начатый доктором:

- Ожог?

- Ушиб.

- Компресс.

На следующий день пациентка явилась опять. Доктор спросил:

- Лучше?

- Хуже.

- Еще компресс.

Два дня спустя женщина снова была у него.

- Лучше?

- Здорова. Сколько?

Ничего! – воскликнул доктор. – Такой разумной пациентки я еще не встречал.

6) С тех пор как автоматизм спонтанной устной речи стал считаться аксиомой, нормативный характер использования языковых средств, которыми она располагает, обычно не вызывает сомнений. Непроизвольность выбора говорящим готовых речевых средств и приемов сосуществует, как известно, с полярно противоположным свойством речевого акта – представлять сообщение в максимально свободном, слабооформленном виде, отступающем от строгих норм грамматики и словоупотребления. Именно поэтому вопрос о характере нормативности некодифицированной литературной речи – это вопрос и о самой ее природе.

Нормативность устно-литературной речи связана в первую очередь со свойством ее автоматичности. Автоматический характер воспроизведения в речи уже готовых, сложившихся, клишированных ее средств, стремление не создавать каждый раз заново речевую форму для выражения сходного содержания в стандартных речевых ситуациях создает чрезвычайно благоприятную почву для упрочения нормативного характера устно-литературной речи. Напротив, слабооформленность устно-речевого построения не создает условий для складывания соответствующих норм и, более того, влечет за собой многочисленные и разнохарактерные отступления от норм уже сложившихся. Это и давало в свое время повод для понимания устной речи всего лишь как «испорченной» письменной.

2.Напишите в разных стилях 5 небольших текстов, посвященных одной теме (объем каждого текста – минимум 0, 5 страницы).

3.В упражнении перечислены некоторые жанры каждого из функциональных стилей. Продолжите эти списки.

Научный – научная статья, доклад _.

Официально-деловой – справка, заявление __________________________.

Публицистический – очерк, интервью ______________________________.

Художественный – стихотворение, роман ___________________________.

Разговорный – «просто болтовня», «выяснение отношений» ___________.

4.Найдите в отрывках из художественных произведений индивидуально-авторские языковые особенности.

1) Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло поле получаса, а он не доезжал еще до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу (А.С.Пушкин. «Метель»).

2) Степан Аркадьич в школе учился хорошо благодаря своим хорошим способностям, но был ленив и шалун и потому вышел из последних, но, несмотря на свою всегда разгульную жизнь, небольшие чины и нестарые годы, занимал почетное и с хорошим жалованьем место начальника в одном из московских присутствий. Место это он получил чрез мужа сестры Анны, Алексея Александровича Каренина, занимавшего одно из важнейших мест в министерстве, к которому принадлежало присутствие; но если бы Каренин не назначил своего шурина на это место, то чрез сотню других лиц, братьев, сестер, родных, двоюродных дядей, теток, Стива Облонский получил бы это место или другое подобное, тысяч в шесть жалованья, которые ему были нужны, так как дела его, несмотря на достаточное состояние жены, были расстроены (Л.Н.Толстой. «Анна Каренина»).

3) После одного из заседаний N-ского мирового съезда судьи собрались в совещательной комнате, чтобы снять свои мундиры, минутку отдохнуть и ехать домой обедать. Председатель съезда, очень видный мужчина с пушистыми бакенами, оставшийся по одному из только что разобранных дел «при особом мнении», сидел за столом и спешил записать свое мнение. Участковый мировой судья Милкин, молодой человек с томным, меланхолическим лицом, слывущий за философа, недовольного средой и ищущего цели жизни, стоял у окна и печально глядел во двор. Другой участковый и один из почетных уже ушли. Оставшийся почетный, обрюзглый, тяжело дышащий толстяк, и товарищ прокурора, молодой немец с катаральным лицом, сидели на диванчике и ждали, когда кончит писать председатель, чтобы ехать вместе обедать. Перед ними стоял секретарь съезда Жилин, маленький человечек с бачками около ушей и с выражением сладости на лице (А.П.Чехов. «Сирена»)

4) А Сонечка, кое-как выучив уроки, каждодневно и ежеминутно увиливала от необходимости жить в патетических и крикливых тридцатых годах и пасла свою душу на просторах великой русской литературы, то опускаясь в тревожные бездны подозрительного Достоевского, то выныривая в тенистые аллеи Тургенева и провинциальные усадебки, согретые беспринципной и щедрой любовью почему-то второсортного Лескова.

Она окончила библиотечный техникум, стала работать в подвальном хранилище старой библиотеки и была одним из редких счастливцев, с легкой болью прерванного наслаждения покидающих в конце рабочего дня свой пыльный и душный подвал, не успев насытиться за день ни чередой каталожных карточек, ни белесыми листками требований, которые приходили к ней сверху, из читального зала, ни живой тяжестью томов, опускавшихся в ее худые руки (Л.Улицкая. «Сонечка»).

ЛИТЕРАТУРА

1. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – М., 1978. – С.36-57.

2. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1963.

3. Горшков А.И. Русская стилистика. – М., 2001. – С.21-24, 31-35, 265-274, 315-327.

4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993. – С.46-90.

5. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка. – М., 2010. – С. 66-144.

6. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи. – М., 2008. – С. 433-439

7. Стилистика и литературное редактирование. – М., 2004. – С.37-54.

8. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М., 2003. – С. 507-513, 581-583.

ТЕМА 5

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

1.Сфера применения и функции научного стиля.

2.Стилевые черты научного стиля.

3.Языковые особенности научного стиля:

1) лексико-фразеологические;

2) морфологические;

3) синтаксические.

4.Подстили и жанрово-ситуативные стили научного стиля.

ЗАДАНИЯ

1.Заполните в таблице раздел “Научный стиль” (см. Приложение № 1).

2.Прочитайте тексты, принадлежащие к различным подстилям научного стиля. Выделите в них лексические, фразеологические, грамматические особенности, свойственные собственно научному, научно-учебному, научно-популярному подстилям.

Наши рекомендации