Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа

Примечание:упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

Упражнение 1

Разбейте приведенные ниже слова на три группы:

1) стилистически нейтральные;

2) стилистически приподнятые;

3) стилистически сниженные.

Проверьте себя по толковому словарю. Какие разновид­ности стилистической окраски слов указаны в словаре?

Весовщик, вето, вешалка, вздор, визг, владыка, влипнуть, галерка, гарнир, гелиотехника, генеральша, гласить, гоготать, дебошир, дегустировать, дезертир, деревенщина, дерзать, диета, жеманиться, жемчужина, жратва, забегаться, забияка, заваруха, завещатель, заготовитель, извергнуть, известковать, изорвать, икота, итальянцы, кажись, калека, капризуля, капрон, кара, компетенция, лаконичный, легонько, лелеять, ловкач, логариф­мировать, ляпать, мажор, макака, мало-мальски, мельтешить, миротворец, наволочка, нагоняй, наименование, проницаемость.

Упражнение 2

Заполните пропуски в следующей таблице. При необходимости пользуйтесь словарем синонимов.

Лексика
стилистически приподнятая стилистически нейтральная стилистически сниженная
очи глаза гляделки
вкушать ……. …….
……. спать …….
вещать ……. …….
……. идти …….
отрада …… …….
……. действительно …….
……. …… плакаться
……. …… наперед
…….. смотреть …….

Упражнение 3

Разделите данные слова на две группы:

1) с положительной эмоционально-экспрессивной окраской;

2) с негативной эмоционально-экспрессивной окраской.

Укажите разновидности этой окраски (торже­ственная, одобрительная, ласкательная, неодобрительная, презритель­ная, шутливая, ироническая и т.д.).

Ангелочек, благоверная, блюститель, борзописец, буквоед, вая­тель, верхогляд, грандиозный, держава, деляга, дерзать, достоя­ние, единомышленник, заинька, капитулянт, клика, колобро­дить, комбинатор, краснобай, крохобор, крючкотвор, кустарщина, лихачество, лежебока, малявка, мешанина, нажива, недотепа, отпрыск, разглагольствовать, свершения, сподвижник, трудяга, чаяния.

Упражнение 4

Определите значения выделенных слов. Укажите, в каком из значений слово приобретает эмоционально-экспрессивную окраску. Ка­кую именно?

1.Черты ее лица были красивыи правильны (Т.). (Морозка) привык к тому, что люди, подобные Мечику, подлинные свои чувства - такие же простые и маленькие, как у Морозки, - прикрывают большими и красивымисловами (Фад.). 2. Да тут все озеро кишит птицей- ночной привал перелетной водоплаваю­щей дичи (Т.). - А ты сперва подумай, велика ли ты птица,чтобы мне из-за тебя с хозяином твоим ссориться (Остр.). 3. ...Я неизбежно должна была участвовать в постановке всякого рода драматургической макулатуры(Корчагина-Александровская). Эти старые газеты надо сдать в макулатуру.

Упражнение 5

Сравните значения выделенных слов. Укажите, в каких слу­чаях синонимы отличаются друг от друга только стилистической окрас­кой, а в каких - эмоционально-экспрессивной.

1.Договорна закупку леса заключили быстро, тишком, без огласки (Ч.). Было ей восемнадцать лет, когда обвинялась она в государственной измене, в сговорес Пруссией (О. Форш). 2. Ни угрозы, ни обещания не сделают нас наемными братоубий­цами или их пособниками(Купр.). Николай Николаевич добро­вольно вызвался помогать ему. Помощникон старательный и толковый (Купр.). 3. Лошадь,старая разбитая кляча,вся в мыле, стояла как вкопанная (М.Г.). 4. Да ты чего лаешься?Никто тебя не тянул, сам пришел (Сераф.). Ганя, раз начав ругатьсяи не встречая отпора, мало-помалу потерял всякую сдержанность (Дост.). 5. Картошкибыло много, копали ее почти до середины октября. На кустах позднего картофелякое-где виднелись еще бледно-лиловые маленькие цветы с желтыми тычинками (Дуд.).

Упражнение 6

Определите, какую стилистическую окраску - разговорную или просторечную - имеют данные слова устной речи. Замените их нейтраль­ными синонимами.

Бахвалиться, башковитый, брехать, враки, вскорости, гази­ровка, дельный, дубасить, жадина, занедужить, запариться, за­четка, злющий, многовато, навряд ли, науськивать, окочуриться, ошарашить, пичуга, покрикивать, профессорша, прыткий, разиня, серчать, тараторить, уплетать.

Упражнение 7

Найдите в текстах слова, характерные для устной речи. Ука­жите, какую окраску - разговорную или просторечную - они имеют.

Соседка вызвала по телефону неотложку. Докторша сделала старухе укол, сказала, что все будет в порядке, и уехала. И еще больше удивились солдаты, когда только что в голос рыдавшая тетка вдруг с улыбкой прострочила мимо них и без передышки взбежала на крыльцо (Абр.).

Упражнение 8

В отрывке из книги В.В. Виноградова «Русский язык» най­дите лексику, характерную для научного стиля (термины, слова с аб­страктным значением, общенаучную лексику, слова и сочетания, употреб­ляющиеся в «служебном» значении, способствующие логизации мысли и т. д.).

Проблема слова в языкознании еще не может считаться все­сторонне освещенной. Не подлежит сомнению, что понимание кате­гории слова и содержание категории слова исторически меня­лись. Структура слова неоднородна в языках разных систем и на разных стадиях развития языка. Но даже если отвлечься от сложных вопросов истории слова как языковой категории, соот­носительной с категорией предложения, в самом описании смыс­ловой структуры слова еще останется много неясного. Лингвис­ты избегают давать определение слова или исчерпывающее опи­сание ето структуры, охотно ограничивая свою задачу указанием лишь некоторых внешних (преимущественно фонетических) или внутренних (грамматических или лексических) признаков слова. При одностороннем подходе к слову сразу же выступает противо­речивая сложность его структуры и общее понятие слова дро­бится на множество эмпирических разновидностей слов.

Упражнение 9

Прочитайте отрывок из фельетона М. Задорнова. Элементы каких функциональных стилей включены в это письмо? Почему оно вызывает смех?

Здравствуй, дорогой друг и товарищ! Пишу тебе в резуль­тате внеочередного соскучивания. В этой связи довожу до твоего сведения наши последние семейные новости, проистекшие за ис­текший период.

Вчера к нам с дружеским визитом приходили наши соседи Еремины во главе лично с папой и детьми в широком ассорти­менте. В честь высоких гостей я выставила на стол все, что было в закромах нашего холодильника: остатки бахчевых культур, хлебобулочные изделия, кисломолочные продукты и консервные неликвиды... Приятно, что и дети нашли общий язык. Весь ве­чер играли в коридоре «в войну» в обстановке сердечности и полного взаимопонимания.

Вчера, в день отдыха трудящихся, произвели с Настенькой посещение зоопарка, где меня охватила буря всеобщего него­дования. Слоны малогабаритные. У тигра не та славная поступь, которая была в наши дни.

...Ну вот и все! Пора бежать на кухню, готовить мероприятие по вечернему приему пищи. В этой связи я крепко-крепко целую тебя от имени и но поручению всех членов нашей семенной ячейки.

Упражнение 10

Можно ли так писать деловые документы? Почему они поме­щены в журнале «Крокодил» в рубрику «Нарочно не придумаешь»?

1. На вашу жалобу от 26 декабря 1992 года сообщаю, что во­дитель автомашины № 87-05 за обрызгивание грязью прохожих разобран на техкомиссии, где ему вынесено решение подвергнуть углубленной проверке правил движения.

2.Факт замусоривания кабин грузовиков при контакте с се­ном осуществляется на расстоянии 120 километров от населенного пункта и не был своевременно выявлен лицом, ответственным за кабинное содержание.

3. Игнорируя прямые и косвенные угрозы администрации, несушки неслись где попало и повсюду, что нарушало технику безопасности птичницы Л.А. Боровиковой.

Упражнение 11

Прочитайте отрывок из книги В.В. Виноградова «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика» (см. Приложение 26) и ответьте на ряд вопросов:

- Какие задачи ставит перед собой стилистика?

- Что собой представляет стилистика языка?

- Расскажите о структурных своеобразиях языковых стилей.

- Объясните понятие «экспрессивно-смысловая окраска».

- Дайте характеристику стилевым особенностям в индивидуальном творчестве.

- Какое значение для стилистики имеет художественная литература?

- Какова роль речевой деятельности в процессе изучения стилистики языка?

Задание:

Проанализируйте этот отрывок с точки зрения принадлежности научному стилю. Докажите это.

Упражнение 12

Прочитайте рассказ А.П. Чехова «О вреде табака!» (см. Приложение 27). Проанализируйте его с точки зрения принадлежности стилю художественной литературы. Докажите это.

Упражнение 13

Прочитайте статью Александра Колесниченко «Российские регионы: 89 минус 1» (см. Приложение 28) и проанализируйте её с точки зрения принадлежности публицистическому стилю. Докажите это.

Упражнение 14

Прочитайте тексты, представленные в Приложении 29.

Определите их стилистическую принадлежность.

Докажите правильность вашего выбора.

Контрольные задания

Задание 1

Определите стилевую принадлежность текста:

А ты сперва подумай, велика ли ты птица, чтобы мне из-за тебя с хозяином твоим ссориться.

А) официально-деловой

В) научный

С) публицистический

Д) нет правильного ответа

Задание 2

Определите стилевую принадлежность текста:

Проблема слова в языкознании еще не может считаться всесторонне освещенной. Не подлежит сомнению, что понимание категории слова и содержание категории слова исторически менялись.

А) официально-деловой

В) научный

С) публицистический

Д) нет правильного ответа

Словарь по теме

Стиль– это однаиз соотносительных функциональных разновидностей языка, характеризующихся индивидуальными своеобразиями экспрессивного отбора слов, фразеологии, синтаксических конструкций, иногда произношения и морфологических особенностей.

Разговорный стиль выполняет функцию общения в устной форме выражения, включает в свой состав обиходные выражения, которые свойственны устной речи.

Деловой стиль– это совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы официально-деловых отношений, то есть отношений, возникающих между органами государства, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, хозяйственной, юридической деятельности.

Научный стильотличается рядом общих черт, обусловленных особенностями научного мышления, в том числе отвлеченностью и строгой логичностью изложения. Основной целью научного стиля является сообщение объективной информации, доказательство истинности научного значения.

Производственно-техническая лексика связана с наименованием разного рода понятий, процессов, явлений, качеств прикладной тех­ники, различных профессионально-производственных операций.

Язык художественной литературы включается в систему функциональных стилей как стиль особый, так как в нем концентрируется и в какой-то мере воспроизводится все многообразие языковых стилей данного языка.

Публицистический стиль охватывает проблемы общественно-политических вопросов современности, а также вопросы текущей жизни общества.

Публицистический текст выполняет информативную и социально-оценочную функции. Такой текст обусловливает особый подход журналиста к предмету речи: в предмете вскрывается его социальная значимость, полезность для общества.

Наши рекомендации