Производная и непроизводная основа. Производящая основа
ЛИТЕРАТУРА: 10, с.61-76; 24, с.133-135; 60, т.1, с.9-12.
СЛОВАРИ: 61; 52; 49.
Вопросы для проверки домашнего задания:
1. Морфемный и орфографический анализ слов лишений, измеряем.
2. Объясните, какие типы основ выделяются при собственно словообразовательном анализе (в отличие от разбора слов по составу).
3. Какие слова нельзя рассматривать в аспекте словообразовательного анализа?
4. Сопоставьте производную и непроизводную основы слов. Каковы наиболее заметные их различительные признаки?
5. Дайте определение производящей основы. Каковы правила установления производящей основы? Найдите производящую основу для слова избирательный.
6. Расскажите о трудных случаях, в которых установление производящей основы и способа словообразования требует дополнительных критериев и доказательств.
7. Сделайте словообразовательный анализ слов: целеустремленность, открытие, перенапряжение, по-дружески.
Задание № 1
Определите характер основы слова: производная или непроизводная. Для слов с производной основой укажите соответствующую производящую. Заполните таблицу:
Слово | Основа слова | Производная/ непроизводная | Производящая основа | Формант | Способ словообразования |
Задание № 2
Найдите производящую основу для слов. Образованы ли они друг от друга?
Задание № 3
Укажите, в каких случаях следует, устанавливая отношения производности, говорить: о производящей основе, производящем слове, производящей базе (включающей 2 и более основ или слов).
Задание № 4
Установите, почему в основе слова может быть более 1 словообразовательного префикса; словообразовательного суффикса.
Задание № 5
Покажите ступенчатый характер русского словообразования.
См. образец в школьном учебнике (23, с.21, 23) и словаре (60). Какие требования к установлению производящей основы диктуются ступенчатым характером словообразования?
ВАРИАНТ I
1. Окаменелость, некультурно, разминировать, мирить, изобилие, разоружение, оконный, выписанный, сапожничий.
2. Служение, заслуженно, служебный, обслужить, заслуга.
3. Открепить, подкрепление, криволинейный, рукоприкладство, докрасна, закраснеться, радиолюбитель, труднодоступный.
4. Приоткрыл, непокорность, сопроводительный, предвозвестить.
5. Кончик, конец, конечный, кончина, конечность, окончание, бесконечный, окончить, кончать, кончить, бесконечность.
ВАРИАНТ II
1. Параллельность, пропарить, парочка, по-парадному, упаковка, обострение, подопытный, подчеркнутые, тропиночка.
2. Парниковый, испарение, припарка, распаривать, парной.
3. Первоклассник, сперва, перепачкать, сказочно, скороходный, головокружительный, соединение, малоподвижный.
4. Вприпрыжку, привлекательно, переоценка, по-человечески.
5. Печатник, печать, печатный, отпечатать, отпечаток, печатно, перепечатать, перепечатывать, печатать, печатание, перепечатать.
Домашнее задание:
1. Сделайте морфемный и словообразовательный анализ слов сокрушительность, подписываться,придирчивость.
2. Законспектируйте статью В.В. Виноградова «Вопросы современного русского словообразования» (14, с.155-165).
3. Повторите классификацию способов словообразования, предложенную авторами «Русской грамматики» (24).
Практическое занятие № 3
Способы словообразования
ЛИТЕРАТУРА: 10, с.169-181; 28, с.62-72; 24, т.1, с.138-139; 1, с.155-165.
СЛОВАРИ: 60; 61; 48; 52; 58.
Вопросы для проверки домашнего задания:
1. Укажите различия между морфемным и словообразовательным анализом. Выясните, в каких типах слов наиболее ярко проявляются различия между этими видами разбора.
2. Определите основные термины словообразовательного анализа.
3. Объясните, какова сущность понятия «словообразовательная структура» лексемы; можно ли считать тождественными термины «производность» и «членимость основы».
4. Расскажите о системе способов словообразования русского языка.
5. Разграничение каких способов словообразования требует, по Вашему мнению, особого внимания?
Задание № 1
Для производных слов установите соответствующую производящую и способ словообразования. Заполните таблицу:
Слово | Основа слова | Характер основы: производная или нет | Производящая основа | Формант | Способ словообразования |
Задание № 2
Выясните, можно ли считать, что все слова, имеющие приставку, созданы прибавлением префикса. Сгруппируйте слова в зависимости от способа словообразования.
Задание № 3
Определите, как образованы сложные слова. Сгруппируйте их в зависимости от способа словообразования. Отдельно рассмотрите лексемы, созданные путем сложения; установите разновидность сложения.
Задание № 4
Укажите способ словообразования, пользуясь терминами: а) школьного учебника (23, с. 15, 25,27; 53); б) В.В. Виноградова (1, с.157-158; 28, с. 65-66); в) академической грамматики (24, т.1 с.139). Выясните, какой из терминов точнее отражает специфику данного способа словообразования.
Задание № 5
Укажите отличия лексико-грамматического способа словообразования от других видов производства слов. Какие словари целесообразно использовать, рассматривая лексико-семантический способ словообразования?
ВАРИАНТ I
1. Даль, луг, сбор, высказывание, бездорожье, изредка, разузнать, неаккуратность, избирательный, приоткрыл, отход, нехватка, невыезд, простирнуть, любознательность.
2. Опись, изгиб, призвук, заумь, выбор, прогул, прозелень, призыв, правнук, проход, подмен, настой, растирка.
3. Пешеход, головоломка, языкознание, белокровие, нефтепромысел, светлоглазый, водопроводчик, доброжелательность, вышеупомянутый, мелкодробленый, малосоленый, кисломолочный, АЭС, семьсот, дружелюбие, многозначащий.
4. (Заказать) первое, второе, сладкое, мороженое, (получить) суточные, отпускные, командировочные, премиальные, накладную.
5. Палата1 («отдельная комната»…), палата2 («название высшего государственного органа», «некоторых государственных учреждений»).
ВАРИАНТ II
1. Сам, прохлада, насыпь, заросли, задира, раздумье, название, смешно, быстроходность, неучтивость, недотрога, нагладить, опротиветь, оголить.
2. Настил, испуг, пробег, отрез, припев, просмотр, подпись, прицел, выпас, приход, захламление.
3. Слабоволие, сладкоежка, костоправ, сенокос, кривотолки, бритоголовый, рыбозавод, слабохарактерность, пароходство, скоропортящийся, многообещающий, многокилометровый, спецодежда, головокружительный, ОРТ, мирноживущий.
4. (Надеть) штатское, зимнее, летнее; (зайти) в приемную, столовую, операционную, перевязочную, массажную.
5. Конек1 («конь»…), конек2 (а также коньки – «узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду»).
Домашнее задание:
1. Пользуясь словарями (48; 57), приведите по 5 примеров слов, образованных а) суффиксальным способом; б) префиксальным способом; в) префиксально - суффиксальным способом. Выясните, являются ли все эти разновидности аффиксации продуктивными в современном русском языке.
2. Сделайте письменно анализ «Школьного словообразовательного словаря» А.Н.Тихонова (61).
3. Подготовьтесь отвечать на вопросы «Словообразовательный тип. Словообразовательное гнездо».