Тся и –ться в глаголах (орфограмма № 23)
Программа русского языка 5 класса
1. Лингвистика –это наука о языке, языкознании, языковедении.
Лингвистический –это языковедческий, связанный с языком.
2. Морфема –это значимая часть слова.
Морфемный разбор слова – это разбор слова по составу, то есть выделение частей, из которых состоит слово.
Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова.
Корень слова – это главная морфема в слове, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Бегать, звонок, отвар, просмотр.
Приставка – это морфема, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – это морфема в слове, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Окончание – это изменяемая морфема слова, которая служит для связи слов в предложении и образует форму слова.
Нулевое окончание – это такое окончание, которое не обозначено звуками речи.
Дом, лес, перелет.
Однокоренные слова – это слова с одним и тем же корнем, но с разным лексическим значением.
Лес, лесной, лесник; роса, росинка, росистый.
Бегать, побег, подбегать; звонок, перезвон, зазвонить.
Отвар, варить, сварить; просмотр, смотреть, засмотреться.
Формы одного и того же слова – это слова с одним и тем же корнем, у которых одинаковое лексическое значение.
Вода, воде, воды.
Вывод: при образовании слова появляются однокоренные слова, а при изменении слова появляются формы слова.
Основа слова – это часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово.
Старик, рыбачил, рыбка, золотую.
Состав слова – это соединение морфем в единое целое, в слово с определенным значением.
По – ы – ход → походы
3. Орфография –это раздел науки о языке, в котором изучается правильное написание слов.
Орфограмма – это трудная для написания буква в слове, требующая применения определённого орфографического правила.
Есть ещё орфограммы:
Орфограмма-пробел (раздельное написание): к реке.
Орфограмма-дефис (чёрточка): кто-то, жёлто-зелёный.
Орфограмма - слитное написание: небольшой домик.
Орфограмма №1.
Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.
Деревья (дерево), косить (косит), лесной (лес), колосок (колос).
Порядок ответа по орфограмме №1.
В корне слова «река» (рек) пишу безударную гласную е, так как она проверяемая ударением в слове реки.
Орфограмма №2
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить.
Велосипед, гимнаст, маршрут, кочевник.
Орфограмма №3.
Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная.
Дуб (дубы), дорожка (дороженька), близкий (близок).
Порядок ответа по орфограмме №3.
В корне слова «берёзка» (берёза) пишу проверяемую согласную з, так как она отчётливо произносится в проверочном слове берёза перед гласной а.
Примеры: плод, луг, прут, плот, рот, лук, молод, пруд, молот, низкий, скользкий, жуткий, лёгкий, мягкий, чуткий.
Честный
Известный
Местный
Счастливый наизусть!!!!!
Прелестный
Устный
Интересный (интересен)
Вкусный (вкусен)
Чудесный (чудесен) наизусть!!!!
Опасный (опасен)
Прекрасный (прекрасен)
Ужасный (ужасен)
Примеры: окрестность, радостный, грустный, вкусный, чудесный, вестник, прекрасный, интересный, участник, неизвестный.
Орфограмма № 5.
После шипящих ж, ч, ш, щ пишутся и, у, а, не пишутся ы, ю, я.
Исключения: жюри, брошюра, парашют.
Примеры: чудеса, шиповник, начальный, овчарка, жирный, щавель, животное, в нашу рощу, широкий, чужой, щупальце, стучать, пищать, сшить, чувствовать, прыгать с парашютом, строгое жюри.
Орфограмма № 6.
Разделительный Ъ пишется перед буквами ё, е, ю, я только после приставок. В остальных случаях перед теми же буквами и перед буквой и пишется разделительный Ь.
Примеры: объяснение, пью, семья, соловьи.
Порядок ответа по орфограмме № 6
Идёт объяснение урока.
В слове «объяснение» я пишу Ъ разделительный знак, так как он употребляется после приставки на согласную букву перед гласной я.
Примеры: объединиться, подъехать, письмо, съедобный, взъерошенный, серьёзная, друзья, мальчик, косьба, вьются.
Орфограмма № 7.
Предлоги пишутся отдельно от тех слов, перед которыми они стоят.
Коля подбежал под дерево.
Вывод:
1. Предлог – слово, а приставка – часть слова.
2. Перед глаголом предлогов не бывает, у глаголов есть только приставки, которые пишутся слитно.
3. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или третье слово.
Порядок ответа по орфограмме № 7.
На солнышке. Это орфограмма-пробел. На – предлог, пишу с существительным раздельно, так как между предлогом и словом можно вставить вопрос или третье слово.
Нашёл. Это глагол. На – приставка, так как у глаголов предлогов не бывает.
Запомнить! Из-за
Из-под
Васька вылез из-под сарая. Из-за дач видны верхушки сосен.
11. Предложение – это грамматическая единица речи, выражающая законченную речь.
12. Текст – это ряд (группа) предложений, связанных по смыслу, для выражения развёрнутой мысли.
Признаки текста:
1. Наличие группы предложений.
2. Смысловая связь.
3. Единство темы, предмета речи.
4. Наличие идеи (основной мысли) и её развитие.
У текста может быть заглавие.
Тема –это то, о чём говорится в тексте (в сочинении, в сказке, в рассказе и т.д.).
Идея текста –это главная (основная) мысль текста, это то, о чём хотел сказать автор читателю.
13. Грамматическая основапредложения – это главные члены предложения (то есть подлежащее и сказуемое).
14. Часть речи –это большая группа слов, которая имеет определённое лексическое значение (это самостоятельные части речи) или для чего-то служит (это служебные части речи), имея какие-то особенные морфологические признаки.
15. Морфология –это раздел науки о языке, в котором изучаются части речи.
16. План –это последовательно расположенные, кратко озаглавленные части текста.
Тся и –ться в глаголах (орфограмма № 23).
В глаголах, которые отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Пишется ться (с буквой ь).
В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает? (что сделает?) что делают (что сделают?) пишется -тся.
Пошли (что делать?) купаться (неопр. форма)
Он (что делает?) купается (3-е лицо)
Порядок ответа по орфограмме № 23
Дело мастера (что делает?) боится. Ставлю вопрос к глаголу. Дело (что делает?) боится. В вопросе нет Ь. Это форма 3-его лица ед. числа глагола. Перед суффиксом –ся в окончании глагола Ь не ставится.
Надо улыбаться. Ставлю к глаголу вопрос. Надо (что делать?) улыбаться. В вопросе есть Ь, поэтому это начальная форма. Пишу –ть перед –ся-.
18. Спряжение глагола –это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени