Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Примечание:упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.
Упражнение 1
Сгруппируйте приведенные слова в синонимические ряды. Определите в каждом из них доминанту. Возможно ли решить эту задачу по-разному?
Болезненный, горемычный, злополучный, злосчастный, изможденный, изнуренный, квелый, несчастный, обездоленный, слабый, хворый, хилый, чахлый.
Упражнение 2
Сравните значения слов, образующих синонимические пары. Определите, в каких случаях синонимы являются абсолютными, а в каких отличаются оттенками значения (установите, в чем именно разница в семантике слов). Пользуйтесь толковым словарем и словарем синонимов.
Осьминог – спрут, робкий – трусливый, сообщник – союзник, номинативный – назывной, скупой – жадный, вытянуть – вытащить, обогнать – перегнать, понять – постичь, объяснить – втолковать, ненависть – вражда, темный – мрачный, закат – заход.
Упражнение 3
С помощью словаря синонимов или толкового словаря определите, чем отличаются с семантической точки зрения данные синонимы. Распределите их на две группы:
1) значение одного слова шире значения другого и полностью включает его;
2) значения слов частично совпадают, но у каждого из них имеются собственные оттенки значения.
Идти – семенить, радушный – хлебосольный, делать – мастерить, косматый – мохнатый, груда – ворох, спор – диспут, заболеть – слечь, груз - багаж, разговаривать – болтать.
Упражнение 4
Определите стилистическую и экспрессивно-оценочную окраску слов, образующих следующие синонимические ряды. Найдите доминанты этих рядов.
Обмануть – надуть – одурачить – облапошить – околпачить; ахинея – чушь – нонсенс – бессмыслица – ерунда; прорва – масса – уйма – обилие – множество – бездна; надоесть - наскучить – опостылеть – опротиветь – осточертеть; промотать – истратить –израсходовать – ухнуть – разбазарить - просадить – растранжирить.
Упражнение 5
Сравните сферу употребления данных синонимов.
Амплитуда – отклонение, родители – предки, дорожка – стежка, желтуха – гепатит, хороший – клевый, руль – баранка, медикаменты – снадобье, петух – кочет.
Упражнение 6
Понаблюдайте за сочетаемостными возможностями слов, входящих в данные синонимические пары.
Грубый – топорный, коричневый – карий, внезапный – скоропостижный, потупить –опустить, куча – кипа.
Упражнение 7
Продолжите синонимические ряды, найдите доминанты. Определите, чем отличаются синонимы друг от друга:
1) оттенками значения;
2) стилистической окраской;
3) эмоционально-экспрессивной окраской;
4) способностью вступать в соединение с другими словами (степенью современности);
5) сферой употребления.
1. Спать – почивать - … 2. Бой – битва - … 3. Известный – популярный - … 4. Иностранный – заморский - … 5. Миловидный – смазливый — … 6. Скука – хандра - … 7. Маленький – крошечный -…
Упражнение 8
Подберите синонимы к разным значениям многозначных слов тяжелый, старый, идти, светлый.
Упражнение 9
Найдите синонимы, определите их типы.
1. Он знал в детстве не нужду, но бедность (Купр.). 2. Сколько потом со мной ни случалось огорчений и передряг, а эта неприятность с японским болванчиком одна только не изгладилась из моей памяти (Купр.). 3. Я по-прежнему верю в добро, в истину; но я не только верю,- я верую теперь, да я верую, верую (Т.). 4. У нас с вами и так дуэль, непрерывный поединок, постоянная борьба (Остр.). 5. Простирала не руку, а длань. Той, возлюбленной, мелкое чуждо (Возн.). 6. Ах, двинский лес в закатных бликах, и бревна темные в венце, и даже что-то есть от лика в твоем неписаном лице (Горбан.). 7. Аптекарша, белокурая женщина, в свое время благополучно родила аптекарю дочь, белобрысую и золотушную (Герц.). 8. Каким молодым он был тогда! Как часто и упоенно хохотал – именно хохотал, а не смеялся (Берг.). 9. И на этот раз он не сопротивлялся, это было бессмысленно и бесцельно, но вдруг начал что-то объяснять и растолковывать (Кав.). 10. Утром я со страхом смотрел на себя в зеркало: нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк (Расп.). 11. Но, кроме того, почти всякий сон, о котором она упоминала, был сновидением, и «дремала»… больше походило на «грезила», чем на «поспала» (А. Найман). 12. Да будет вам известно, что именно болота, так называемые мшары, влияют на лес самым губительным образом (Полт.). 13. Ахматова у себя дома, в гостях ли, в кресле, на диване, на кровати, всегда не сидела, а восседала, прямая, гордая, величественная, … она не говорила, а роняла слова, роняла точные, весомые, именно те, которые хотела обронить (Белк.). 14. Злость обычно уродует женщину, но Бета не злилась, а гневалась и при этом очень хорошела (А. Крон). 15. Он массивный, высокий, с маской высокомерия и даже надменности, за которой, быть может, он так старательно пытается скрыть свои всего лишь пятнадцать лет от роду (Белк.). 16. «Вольность» - это слово, которое подходит ему больше, чем «свобода». Вольность требует простора, пространства полей, распаха неба и распаха души. Это более русское понятие, чем свобода (Гран.).
Упражнение 10
Подберите публицистический текст, в котором есть синонимы, и проанализируйте его с точки зрения правильного, уместного использования синонимов в тексте.
Упражнение 11
Проанализируйте текст Евгения Беликова «Наконец-то создана машина, на которой нельзя ездить» (см. Приложение 11) с точки зрения уместности и правильности использования синонимов в публицистическом тексте.
Упражнение 12
К подчеркнутым словам подберите всевозможные синонимы: хороший ответ на экзамене, хороший студент, смелый юноша, быстро идти, хорошо выглядеть, старый дом, жить недалеко.
Упражнение 13
Прочитайте стихотворение Владимира Остена «Дорога» (см. Приложение 9). Найдите все синонимы, имеющиеся в тексте.
Контрольные задания
Задание 1
Определите синонимический ряд.
А) красный - белый
В) вход - радость
С) обмануть – надуть - одурачить
Д) нет правильного ответа
Задание 2
Найдите доминанту этого синонимического ряда: надоесть – наскучить – опостылеть – опротиветь – осточертеть.
А) опостылеть
В) надоесть
С) опротиветь
Д) нет правильного ответа
Задание 3
Найдите доминанту этого синонимического ряда: ахинея – чушь – ерунда – бессмыслица.
А) ахинея
В) бессмыслица
С) чушь
Д) нет правильного ответа
Задание 4
Найдите доминанту этого синонимического ряда: промотать – истратить – ухнуть – разбазарить.
А) истратить
В) разбазарить
С) промотать
Д) нет правильного ответа
Словарь по теме
Лексические синонимы (гр. synonymos - одноименный) - это близкие или тождественные по значению слова, которые по-разному называют одно и то же понятие.
Синонимия – одно из ярких проявлений системных отношений в лексике. В синонимические связи вступают слова, сходные по возникающим ассоциациям и близости обозначаемых понятий.
Доминанта (лат. dominans - господствующий) в синонимическом ряду – слово-синоним, стилистически-нейтральное, стержневое (основное) слово.
Узуальные (лат. usus - обычай) – это общелитературные, принятые синонимы.
Окказиональные (лат. occasionalis - случайный) синонимы – это синонимы, которые обусловлены индивидуальным отбором слов только для данного контекста, они в обычном употреблении не имеют ничего общего с синонимами в своем значении.