Наиболее распространенных в речевой практике
1. Стилистическая норма как разновидность языковой нормы. Понятие стилистической ошибки.
2. Вопрос о классификации ошибок в методической литературе.
3. Типы ошибок:
1) орфографические;
2) пунктуационные;
3) грамматические (морфологические и синтаксические);
4) речевые (стилистические и лексико-фразеологические);
5) логические.
ЗАДАНИЯ
1.Определите тип стилистической ошибки, допущенной в предложении.
1) Она любит свою работу и работает на фабрике давно. Приходит с работы усталая. 2) Машины освобождают трудоемкий труд трудящихся. 3) Федор Иванов - ведущий лидер в нашем классе. Вредные привычки очень вредны для нашего здоровья. 4) Какие мероприятия предпринимаете вы в данное время для активизации клева? 5) И он как бы признается ей в любви. 6) И ты, озлобленный на врага, встаешь и начинаешь всех мочить. 7) Они останутся на всю нашу не столь долгую жизнь, которая понесется очень быстро по кривой дороге судьбы. 8) Жизнь сломана, на ней разлито огромное черное пятно… 9) Достоевский лез из кожи, чтобы как-то выбраться из долгов.10) Автор не бесстрастный созерцатель: то, о чем он пишет, волнует его душу, которая горит огнем искреннего чувства.
2.Определите тип речевой ошибки, допущенной в предложении. Отредактируйте предложения.
1) Он преступил все доступные нормы. 2) Наша область славится возделыванием хороших оренбургских платков. 3) Студент Сидоров занял первое место по английскому языку. 4) Судьи только через две недели подвели итоги результатов конкурса. 5) Мы все видим, как прекрасно спортсмен прыгает свой тройной прыжок. 6) Эти болезненные бактерии могут оказаться где угодно. 7) Остаются втуне вопросы применения комплекса удобрений на мелиорируемых землях.8) Все перевернуто вверх дном, все поставлено с ног на руки! 9) В нашей школе имеют место занятия легкой атлетикой и другими видами спорта. 10) Отделы пропаганды при ГИБДД уже не один десяток лет пытаются вправить мозги школьникам, втолковывая им правила дорожного движения.
3.Определите тип грамматической ошибки, допущенной в предложении. Отредактируйте предложения.
1) Много трудностей слаживается на плечи родителей. 2) Снимается новый фильм с Дмитрием Харатьян, Сергеем Никоненко и Сергеем Гармаш. 3) Без прозрачной тюли в комнате неуютно от слишком яркого света. 4) В зоопарк привезли новую шимпанзе. 5) Этот фильм оказался более интереснее, чем предыдущий. 6) Каждый уважаемый себя человек должен помочь нуждавшим. 7) В курсовой работе использовано лишь около полтора десятка примеров. 8) Кто-то из отдыхающих целыми днями ездили по экскурсиям и не участвовали в наших пляжных развлечениях. 8) Альбом продался тиражом в 300000 экземпляров. 9) Убиенную подругу в арендуемой квартире обнаружил ее гражданский муж Руслан. 10) И каждый раз, прочитав книгу, у меня очень много эмоций.
4.Определите тип логической ошибки, допущенной в предложении. Отредактируйте предложения.
1) Сейчас я вам прочитаю несколько звонков. 2) В первый год жизни дети ходят гулять только на руках. 3) Сравним показатели первой таблицы с пятой таблицей. 4) Они убивают друг друга, принося вред окружающим. 5) Я думаю, если некрасивое лицо, то должна быть прекрасная душа.
5.Найдите и классифицируйте ошибки в предложениях. Отредактируйте предложения.
1) Спор этот впоследствии вызвал пристальное внимание исследователей. 2) Дешевизной и самым превосходным качеством отличаются южноафриканские алмазы. 3) О предстоящей отставке правительства не сомневаются даже неисправимые оптимисты. 4) Это просто ни в какие рамки не вяжется. 5) Многие, зная об этих безобразиях, смотрят на фокусы предприимчивых дельцов спустя рукава. 6) Гоголь изображал в романе провинции: города и поместья. 7) Инфаркт – омертвение участков того или иного органа в результате закупорки или спазмы кровеносных сосудов. 8) А сейчас, накануне праздника, более лучшие условия для плодотворного труда получают служащие государственных учреждений: в районном центре вступает в строй административное здание.. 9) Но коварный грипп временно вырвал Геннадия Ивановича из здравствующих рядов, и ему не удалось встретиться с делегатами. 10) Ограничившись первыми двумя членами уравнения, получается линейная зависимость.11) Мы, как всегда, обоими руками за ваше предложение. 12) Фирме требуется двое секретарш. 13) В преддверии Нового года все закупаются продуктами и заготавливают дружеские подарки. 14) Метафоры, приводимые в тексте автором, весьма впечатлительны. 15) Отчающимся похудеть. Хочешь похудеть и иметь спортивный, подтянутый и цветущий вид? Обратись к специалисту. 16) Подозреваемый стоял на своем, отпершись от всех предъявленных ему фактов. 17) Телекомпания была передана новому руководству согласно решения собрания акционеров. 18) В этой книге собраны рассказы для детей писателя Юрия Нагибина. 20) Из-за бугров показывались то один трактор, то другой.
6.Найдите и запишите 5 предложений с грамматическими и речевыми ошибками (воспользуйтесь материалами современной прессы, радио, телевидения, ученическими сочинениями). Отредактируйте предложения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Капинос В.И. О критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Пособие для учителя. – М., 1986.
2. Кашина Л.А. Речевые ошибки учащихся. Практикум // Русский язык в школе. – 1992. - № 5-6.
3. Красиков Ю.Р. Теория речевых ошибок. – М., 1980.
4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993. – С.90-104.
5. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка. – М., 2010. – С.157 - 170.
6. Нормы знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку/Проект// Русский язык в школе. – 1993. - № 4.
7. Онипенко Н.К. К вопросу о школьной классификации ошибок //Русский язык в школе. – 1987. - № 6.
8. Ховалкина А.А.О речевых ошибках /На материале сочинений абитуриентов// Русский язык в школе. – 1984. - № 2.
9. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1982.
ТЕМА № 4