Какой навык актуализирует данное упражнение?
Какой вывод мы должны будем сделать после выполнения данного упражнения?
Составьте руководство «Стилистические функции антонимов в тексте», заполнив содержанием обозначенные цифры.
1.Средство выражения антитезы. Антитеза простая и сложная.
2. Антонимы как особенность поэтики писателя.
3.Антонимы и эмоциональность и экспрессия речи.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.антонимическая замена одного из компонентов в устойчивых словосочетаниях
ПОДУМАЙТЕ
Нужны ли антонимы в современном русском языке?
По каким признакам их выделяют?
Перечислите стилистические недочеты, которые могут возникнуть в результате неоправданного употребления антонимов. Продолжите ряд.
1.Нелогичность, неясность высказывания
2.Ошибка в построении……
3.Немотивированный……….
4.Неуместный………….
5.Неверное построение……..
6. Неоправданный………….
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ПРАВКА
Сравните первоначальный вариант предложений и правку редактора. Заполните таблицу, указав причины исправлений
Первоначальный вариант | Правка редактора | Причины исправления |
1.Любовь и предательство, отвага и трусость, жизнь и смерть… Об этом лента, которую снимает Кулиев. 2.Артист передает хореографическими средствами контраст между обликом и внутренней красотой Квазимодо. 3.Пропасть между материальным положением «новых русских» и стариков-пенсионеров не только не уменьшилась, но еще больше углубилась. 4.С опозданиями у нас в группе все благополучно. 5.Герой мыслит и действует логически, а героиня – эмоционально. 6.Мы знаем, что еще живы сейчас предки А.С. Пушкина. | 1.Любовь и ненависть, отвага и трусость, жизнь и смерть… Об этом лента, которую снимает Кулиев. 2.Артист передает хореографическими методами контраст между внешним уродством и внутренней красотой Квазимодо. 3.Пропасть между материальным положением «новых русских» и пенсионеров увеличилась. 4.С пунктуальностью у нас в группе все благополучно. 5.Герой действует, руководствуясь логикой, а героиня - эмоциями. 6. Мы знаем, что еще живы сейчас потомки А.С. Пушкина. | 1.Неправильно подобрана антонимическая пара. 2.Речевая недостаточность. |
Рекомендации употреблении антонимов:
ü необходимо следить за уместным употреблением антонимов;
ü следует избегать перегруженности антонимов в предложении;
ü необходимо соблюдать стиль текста;
ü …
Полисемия. Омонимия
Освоив материал этой темы, Вы узнаете:
§ что такое семантическое варьирование;
§ как связаны между собой основное и неосновное значения многозначного слова;
§ что такое семантическая структура слова;
§ связаны ли между собой полисемия и лексическая сочетаемость;
§ о стилистических функциях многозначных слов и слов-омонимов.
Вы научитесь:
§ различать многозначные слова и омонимы;
§ квалифицировать случаи неудачного использования омонимов;
§ устранять погрешности слога, связанные с указанными явлениями.
План занятия
1. Понятие полисемии.
2. Соотношение многозначных слов с лексической сочетаемостью.
3. Внутрисловная антонимия.
4. Омонимия и смежные с ней явления.
5. Стилистические функции омонимов:
6. Стилистические ошибки, связанные в употреблением многозначных слов и слов, имеющих омонимы.
ТЕОРИЯ
Понятие полисемии. Полисемия – (от греч. poly – много, sema - знак) означает способность слова иметь одновременно несколько значений. Изучение полисемии позволяет выделить в многозначных словах основные и неосновные значения, а также прямое и переносное значения.
Соотношение многозначных слов с лексической сочетаемостью. Полисемичное слово может иметь разную лексическую сочетаемость. Например, слово «низкий» в своем основном значении «малый по высоте», имеет широкие границы лексической сочетаемости (низкий человек, рост, гора, дом), но, выступая в значениях «плохой» или «подлый», сочетается не со всеми словами (нельзя сказать: «низкое здоровье», «низкие знания»).
Внутрисловная антонимия (энантиосемия) – развитие противоположных, взаимоисключающих значений у одного слова. Например, отходить может означать «приходить в обычное состояние, чувствовать себя лучше», но это же слово может означать «умирать» (отойти в вечность).
Многозначные слова наиболее употребительны, они имеют достаточно обобщенные значения; однозначные сова отличаются либо предельной конкретностью семантики (как имена собственные), либо узко предметным значением (бинт, бинокль). Однако однозначное слово со временем может проявить заложенную в нем способность к полисемии.
Омонимия и смежные с ней явления. Омонимия (от греч. homos — одинаковый, бпота— имя), т. е, совпадение в звучании и написании слов, различных по значению, внешне напоминает многозначность. Однако употребление слова в разных значениях не дает основания говорить о появлении каждый раз новых слов, в то время как при омонимии сталкиваются совершенно различные слова, совпавшие в звучании и написании, но не имеющие ничего общего в семантике. Например: брак в значении «супружество» и брак — «испорченная продукция» — первое образовано от глагола браги с помощью суффикса -к (ср. брать замуж), омонимичное ему существительное брак заимствовано в конце XVII в. из немецкого языка (нем. Brack — «недостаток» восходит к глаголу brechen — «ломать»).
Вместе с омонимией обычно рассматриваются смежные с ней явления, относящиеся к звуковой и графической сторонам речи, — омофония и омография. Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному (луг— лук) называются омофонами (из греч. homos — одинаковый, phone — голос, звук). Слова, которые совпадают только на письме, но отличаются произношением, называются омографами (из греч. homos — одинаковый, grapho — пишу). Омографы обычно имеют ударение
Стилистические функции омонимов:
· используются для создания каламбуров (преимущественно в стихотворных произведениях);
· придают «музыкальность» и «певучесть» стихотворным произведениям;
· омонимы делают высказывание более выразительным;
· …