Составьте словосочетания с паронимами, объясните их значения
Благородный поступок – недостойный проступок, поиски пропавших – происки врагов, обсуждение диссертации – осуждение поступка, советник государя – советчик друга, низкая изнашиваемость – видна изношенность, детское фантазерство – творческое фантазирование, абстрактность бытия – абстракция на холсте, обоснование решения – основание трапеции, культурное наследие – богатое наследство, отречение от престола – отрешение от мира, переходная экономика – экономия средств, стилевой приём – стилистическая ошибка, поверка на плацу – проверка домашнего задания, изобретательный человек – изобретательский центр, конный спорт – конский топот, наблюдательный мальчик – наблюдательский пункт.
Рекомендации студенту. Что нужно обязательно помнить о паронимах?
ü Паронимы имеют разные значения и разную лексическую сочетаемость, поэтому нужно быть осторожным в их выборе.
ü Паронимы могут быть использованы как стилистический прием.
ü Некоторые авторы расширяют понятие паронимии — относят к паронимам близкие по звучанию слова (пинцет – ланцет), они носят субъективный характер.
ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ
1. Что такое паронимы и парономазия?
2. Какие функции паронимов Вы можете назвать?
3. Какие виды паронимов Вы знаете?
4. Назовите погрешности, возникающие при неправильном употреблении паронимов?
5. В каких стилистических целях используются паронимы?
6. Отчего происходит смешение паронимов?
7. Что нужно учитывать при выборе паронимов?
► 2. Публицистический стиль считается основной сферой употребления паронимов. Как вы думаете, почему?
Занятие № 7
Стилистическая окраска слова
Освоив материал этой темы, Вы узнаете:
§ что такое функциональный стиль;
§ что такое язык художественной литературы;
§ как слово соотносится со стилем.
Вы научитесь:
§ Относить слова к лексике, которой они свойственны.
§ Мотивировано использовать книжные и разговорные слова в тексте.
§ Различать между собой функциональные стили.
План занятия:
1.Функциональные стили.
2.Функционально-стилистическое расслоение лексики:
а) лексика, не закрепленная в функционально-стилистическом отношении (межстилевая);
б) лексика, закрепленная в функционально-стилистическом отношении:
· разговорная;
· книжная (научная, публицистическая, официально-деловая).
ТЕОРИЯ
Функциональные стили. Функциональным стилем называется исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения.
Функционально-стилистическое расслоение лексики. В современном русском языке выделяются книжные стили: научный, публицистический, официально-деловой. Им стилистически противопоставлена разговорная речь, выступающая обычно в характерной для нее устной форме. Особое место в системе стилей занимает язык художественной литературы, или художественный (художественно-беллетристический) стиль. Наиболее четко противопоставлены книжные и разговорные слова (ср.: вторгаться – влезать, соваться; галантный, корректный – уважительный; плутократ – буржуй).
В составе книжной лексики можно выделить слова, свойственные книжной речи в целом (последующий, эквивалентный, престиж, эрудиция, предпослать), и слова, закрепленные за конкретными функциональными стилями (например, монокультура тяготеет к научному стилю, сплоченность – к публицистическому, воспрещается – к официально-деловому).
Стилистическая окраска лексики наиболее определенно выявляется в речи. Книжные слова не подходят для непринужденной беседы (на зеленых насаждениях появились первые листочки), научные термины нельзя употребить в разговоре с ребенком (весьма вероятно, что папа войдет в визуальный контакт с дядей Петей в течение предстоящего дня), разговорные и просторечные слова неуместны в официально-деловом стиле (в ночь на 30 сентября взломщики проникли в квартиру Петрова и похитили его личные пожитки).
ЛИТЕРАТУРА
Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка / И.Б. Голуб. – 8-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – Стилистическая окраска слов. Функционально-стилевое расслоение лексики – С. 57-59
Упражнение 1
Определите, к какой лексике относятся слова, объясните свой выбор.
1. Разговорная лексика; 2. Книжная лексика; 3. Общеупотребительная лексика.
Заправский, превалировать, конверсия, книжка, маленько, предначертание, благодушие, писать, говорить, молодой, жарко.
Какие навыки дало вам это упражнение?
Упражнение 2
Укажите, насколько стилистически мотивировано употребление разговорных и просторечных слов, какова их роль в тексте; исправьте предложения, где это необходимо.
Его зазывали в компании к себе по поводу и без повода. 2. Они вошли во двор, прямо скажем, захламленный. 3. Наша бригада ловко управляется с работой. 4. У совхоза уйма претензий к заготовительным и перерабатывающим продукцию сельского хозяйства предприятиям. 5. Ученые научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для сбора чайного листа. 6. Директору надо было успеть смотаться сразу в два места: в профком завода и в цех. 7. Учить первоклашек – это в ее характере – открытом и жизнерадостном. 8. Кто староста-то сейчас? – Да парня какого-то выбрали. 10. Семья росла, и ей нужен был настоящий, уютный, ухоженный дом.
Голенкова К.