Составьте словосочетания с паронимами, объясните их значения

Благородный поступок – недостойный проступок, поиски пропавших – происки врагов, обсуждение диссертации – осуждение поступка, советник государя – советчик друга, низкая изнашиваемость – видна изношенность, детское фантазерство – творческое фантазирование, абстрактность бытия – абстракция на холсте, обоснование решения – основание трапеции, культурное наследие – богатое наследство, отречение от престола – отрешение от мира, переходная экономика – экономия средств, стилевой приём – стилистическая ошибка, поверка на плацу – проверка домашнего задания, изобретательный человек – изобретательский центр, конный спорт – конский топот, наблюдательный мальчик – наблюдательский пункт.

Рекомендации студенту. Что нужно обязательно помнить о паронимах?

ü Паронимы имеют разные значения и разную лексическую сочетаемость, поэтому нужно быть осторожным в их выборе.

ü Паронимы могут быть использованы как стилистический прием.

ü Некоторые авторы расширяют понятие паронимии — относят к паронимам близкие по звучанию слова (пинцет – ланцет), они носят субъективный характер.

ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ

1. Что такое паронимы и парономазия?

2. Какие функции паронимов Вы можете назвать?

3. Какие виды паронимов Вы знаете?

4. Назовите погрешности, возникающие при неправильном употреблении паронимов?

5. В каких стилистических целях используются паронимы?

6. Отчего происходит смешение паронимов?

7. Что нужно учитывать при выборе паронимов?

► 2. Публицистический стиль считается основной сферой употребления паронимов. Как вы думаете, почему?


Занятие № 7

Стилистическая окраска слова

Освоив материал этой темы, Вы узнаете:

§ что такое функциональный стиль;

§ что такое язык художественной литературы;

§ как слово соотносится со стилем.

Вы научитесь:

§ Относить слова к лексике, которой они свойственны.

§ Мотивировано использовать книжные и разговорные слова в тексте.

§ Различать между собой функциональные стили.

План занятия:

1.Функциональные стили.

2.Функционально-стилистическое расслоение лексики:

а) лексика, не закрепленная в функционально-стилистическом отношении (межстилевая);

б) лексика, закрепленная в функционально-стилистическом отношении:

· разговорная;

· книжная (научная, публицистическая, официально-деловая).

ТЕОРИЯ

Функциональные стили. Функциональным стилем называется истори­чески сложившаяся и социально осознанная система ре­чевых средств, используемых в той или иной сфере чело­веческого общения.

Функционально-стилистическое расслоение лексики. В современном русском языке вы­деляются книжные стили: научный, публицисти­ческий, официально-деловой. Им стилистиче­ски противопоставлена разговорная речь, высту­пающая обычно в характерной для нее устной форме. Особое место в системе стилей занимает язык ху­дожественной литературы, или художествен­ный (художественно-беллетристический) стиль. Наиболее четко противопоставлены книжные и разговорные слова (ср.: вторгаться – влезать, со­ваться; галантный, корректный – уважительный; плуто­крат – буржуй).

В составе книжной лексики можно выделить слова, свойственные книжной речи в целом (последующий, эк­вивалентный, престиж, эрудиция, предпослать), и слова, закрепленные за конкретными функциональными стиля­ми (например, монокультура тяготеет к научному стилю, сплоченность – к публицистическому, воспрещается – к официально-деловому).

Стилистическая окраска лексики наиболее определен­но выявляется в речи. Книжные слова не подходят для непринужденной беседы (на зеленых насаждениях по­явились первые листочки), научные термины нельзя упот­ребить в разговоре с ребенком (весьма вероятно, что папа войдет в визуальный контакт с дядей Петей в течение предстоящего дня), разговорные и просторечные слова неуместны в официально-деловом стиле (в ночь на 30 сен­тября взломщики проникли в квартиру Петрова и похи­тили его личные пожитки).

ЛИТЕРАТУРА

Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка / И.Б. Голуб. – 8-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – Стилистическая окраска слов. Функционально-стилевое расслоение лексики – С. 57-59

Упражнение 1

Определите, к какой лексике относятся слова, объясните свой выбор.

1. Разговорная лексика; 2. Книжная лексика; 3. Общеупотребительная лексика.

Заправский, превалировать, конверсия, книжка, маленько, предначертание, благодушие, писать, говорить, молодой, жарко.

Какие навыки дало вам это упражнение?

Упражнение 2

Укажите, насколько стилистически мотивировано употребление разговорных и просторечных слов, какова их роль в тексте; исправьте предложения, где это необходимо.

Его зазывали в компании к себе по поводу и без повода. 2. Они вошли во двор, прямо скажем, захламленный. 3. Наша бригада ловко управляется с работой. 4. У совхоза уйма претензий к заготовительным и перерабатывающим продукцию сельского хозяйства предприятиям. 5. Ученые научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для сбора чайного листа. 6. Директору надо было успеть смотаться сразу в два места: в профком завода и в цех. 7. Учить первоклашек – это в ее характере – открытом и жизнерадостном. 8. Кто староста-то сейчас? – Да парня какого-то выбрали. 10. Семья росла, и ей нужен был настоящий, уютный, ухоженный дом.

Голенкова К.

Наши рекомендации