У старших дошкольников с онр
Старшая группа
Первый период
№ | Обучающая задача | Морфологические элементы | Лексический материал | Рекомендуемые игры и упражнения |
Собственные ласкательные имена мужского и женского рода на -а, -я. | Суффиксы -очк- -ечк- | Аня-Анечка Таня-, Оля-, Ваня-, Дима- | “Назови друга ласково” | |
Уменьшительно-ласкательная форма существительных мужского рода | Суффиксы -к- -ик- -чик- | дом – домик сад-, лист-, куст-, забор-, стакан-, стул- | “Помоги гномам” “Найди пару” “Что изменилось” | |
Притяжательные местоимения мой, моя | предметы одежды, игрушки, фрукты | “Волшебный мешочек” “Ошибки Незнайки” “Что в корзине” | ||
Приставочные глаголы, обозначающие оттенки действия | Приставки На- По- Вы- | наливает, поливает, выливает, | “Кто что делает?” “Потерялось слово” | |
Дифференциация глаголов а)cовершенного б)несовершенного вида | Приставки С- На- По- Про- | петь-спеть, рисовать-нарисовать, обедать-пообедать | “Что делали?” “Что делаем?” “Что будем делать?” | |
Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов. | Суффиксы -ива-, -ыва-, -ва- Частица -ся | умыть-умывать, застегнуть-застёгивать. одевает-одевается, | “Нина и Коленька” | |
Качественные прилагательные а) без чередования в корне слова б)с чередованием | Суффикс -н- | холод-холодный, мороз-, грязь-, ум- вкус-, интерес-. Смех-смешной, Скука-скучный | “Подбери слово” “Назови какой” “Кто какой?” “Угадай настроение” |
Второй период
№ | Обучающая задача | Морфологические элементы | Лексический материал | Рекомендуемые игры и упражнения |
Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода с изменением и без изменения звуковой структуры производного слова. | Суффиксы -к- | туча-тучка, ночь-, мышь-, лапа-. | “Назови ласково” “Найди пару” “Мяч поймай, ответ мне дай” | |
Неодушевленные существительные женского рода | Суффиксы -очк- -ечк- -ичк- | Лента-ленточка, звезда-, клумба-, верба вода-, коса-, сестра | “Лена и Леночка” “Посылка от бабушки” | |
Детёныши домашних животных | Суффиксы -онок-, -енок- | кошка-котенок собака-щенок. | “У кого, кто”, “Потерялся ребенок” | |
Притяжательные прилагательные со значением принадлежности домашнему животному | суффикс -й- | Корова-коровий, Коза-, баран-. | “Чей хвост, чья голова?” “Путаница” | |
Притяжательные прилагательные со значением принадлежности человеку | Суффикс -ин- | мама-мамин, папа-, бабушка. | “Чей подарок? Чья вещь?” “Ищи”, “Радио” | |
Относительные прилагательные, характеризующие материал. | Суффиксы -ян-, -ен-, -н- | стекло-стекляный, дерево-, камень-, железо | “домик для поросят” “Строим дом” | |
Относительные прилагательные, характеризующие продукты питания | Суффиксы -н-, -ов-, -ев- | шоколад-шоколадный, орех-, вишня-. | “Волшебный замок” “Что из чего?” “Угостим вареньем” “Вкусный сок” |
Третий период
№ | Обучающая задача | Морфологические элементы | Лексический материал | Рекомендуемые игры и упражнения |
Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода а)собственные имена б)нарицательные существительные | Суффиксы -оньк- -еньк- | Маша-Машенька дочь-, рука-, нога- | “Назови ласково” “Гномы и великаны” “Магазин игрушек” | |
Уменьшительно-ласкательные существительные от основ на Ц | Суффиксы -к- | Крыльцо-крылечко, Кольцо-колечко | “Кто больше соберет картинок” | |
Образование названия детёнышей диких животных | Суффиксы -онок-, -енок- | Еж-ежонок, Лиса-лисенок | “Кто с кем” “Прятки” | |
Притяжательные прилагательные со значением принадлежности домашнему животному | суффикс -й- | медведь-медвежий лиса-, волк- | “Чья шуба красивее, теплее?” “Ералаш” “Раз, два, три картинку подними” | |
Относительные прилагательные (деревья) | Суффикс -ов- | Липа-липовый, Дуб-, сосна-. | “Чей лист, чей плод?” “Гербарий” | |
Относительные прилагательные, характеризующие материал и сезонность одежды | Суффиксы -н-, -енн-, -ов- | Лето-летний, Весна-, зима-. Шелк-шелковый, Пух-, резина. | “Магазин одежды” “Швейная фабрика” “Одень куклу на прогулку” | |
Сравнительная степень качественных прилагательных | Суффиксы -н-, -ее-, -й- | Красивый-красивее, Пушистый-, теплый- | “Спор животных” “У кого шуба лучше?” “Хвосты” | |
Родственные слова | Суффиксы | зима-, весна-, снег-, скворец- | “Кто больше назовет” |
Подготовительная группа
Первый период
№ | Обучающая задача | Морфологические элементы | Лексический материал | Рекомендуемые игры и упражнения |
Существительные уменьшительно-ласкательного значения | Суффиксы -ушк- -ышк- | Соловей-соловушка, Воробей-воробышек | “Назови ласково” “Эхо” | |
Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода , мужск. и ср.рода Женский и ср.род | Суффиксы -иц- -ец- -ц- | Лужа-лужица, Мороз-морозец, Дерево-деревце | “Большой-маленький” “Сравни” | |
Существительные со значением вместилища (посуда) | Суффиксы -ниц- | Сахар-сахарница, Суп-супница, Хлеб-, мыло- | “Ждем гостей”, “накроем на стол” “Маленькая хозяйка” | |
Дифференциация глаголов, обозначающих направление действия | Приставки В- Вы- На- | Вошел-вышел | “Кто что сделал” “Закончи предложение” | |
Относительные прилагательные с чередованием звуков в корне слова | Суффикс -н- | Снег-снежный, бумага-бумажный, | “Что? Какой?” “Измени слово” “Найди такой же” | |
Наречия, характеризующие время место | Утро-утром, зима-зимой, слева-, наверх | “Расскажи, когда?, где?, куда?” | ||
Предикативные наречия | Холодно-, грустно-, ярко- | “Расскажи как” |
Второй период
№ | Обучающая задача | Морфологические элементы | Лексический материал | Рекомендуемые игры и упражнения |
Существительные уменьшительно-ласкательного значения | Суффиксы -инк- | Пыль-пылинка, горох-горошинка | “Измени слово” “Скажи по другому” | |
Существительные увеличительного значения | Суффиксы -ин- -ищ- | Виноград-виноградина, Рука-ручища | “Еще больше” | |
Существительные, образованные слиянием основ | Снегопад, вездеход, пылесос | “Назови одним словом” | ||
Качественные прилагательные, образующие сравнительную степень | суффикс -н- | Холод-холоднее | “Сравни” “Назови цвет, вкус” | |
Качественные прилагательные, обозначающие свойства характера | Суффикс -ив- -чив- -лив- | Ленивый, Обидчивый, Терпеливый | “Кто какой?” “Превращение” | |
Относительные прилагательные | Суффиксы -ан-, -ен-, -ян- | Кожаный, глиняный, соломенный | “Что из чего сделано” “Чего не стало” | |
Глагола пространственного значения | Приставка При- | Прилетел, пришел | “Назови действие” |
Третий период