Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа

Примечание:упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

Упражнение 1

Определите, в каких сочетаниях значения выделенных слов являются первичными, а в каких - вторичными. Укажите, какие свойства предметов и явлений действительности обусловили возможность появле­ния вторичных значений. В результате какого типа переноса они воз­никли?

1. Кореньзуба, ели, зла, слова, квадратный. 2. Игладля инъек­ций, сосны, швейная, морского ежа, адмиралтейская. 3. Сладкиезвуки, пирожки, улыбки. 4. Каменьна дороге, в почках, на сердце. 5. Ковшэкскаватора, для воды. 6. Кашаманная, бетонная, в голове. 7. Мурлычетручей, кошка. 8. Легкийветер, запах, че­модан, испуг. 9. Хвостпоезда, собаки, у студента. 10. Дворникиподметают улицу, на стекле автомобиля.

Упражнение 2

В следующих предложениях употреблены слова, одни значе­ния которых являются первичными, а другие возникли в результате метонимического переноса. Определите, какие связи между предметами или явлениями сделали возможным подобный перенос.

I. Залбыл убран еще с вечера. Весь залаплодировал. 2. Андре Мари Ампер- знаменитый французский физик. Ампер- едини­ца измерения силы электрического тока. 3. Голубой песецвсе реже встречается в наших лесах. Шапочка из песцаочень шла ей. 4. Топорсовсем затупился. В лесу раздавался топордрово­сека. 5. Бумаганемного помялась. Несу бумагуна подпись. 6. Бронза- это сплав меди с другими металлами. Он всю жизнь собирал старинную бронзу. 7. Елочные украшенияпродаются во всех магазинах города. Весь городзанялся украшениемулиц.

Упражнение 3

Сравните значения выделенных слов, найдите среди них первичные и вторичные. Oпределите, в каких случаях вторичные значения слов, возникшие в результате синекдохи, обозначают: 1) часть вместо цело­го. 2)целое вместо части.

1. У него большой рот. У них в семье пять ртов.2. Он с дет­ства умел починить любую машину - и швейную, и стиральную, и счетную. Шофер протирал лобовое стекло машины. 3. Свою боевую саблю он повесил над диваном. Проскакал эскадрон в сто сабель. 4. Выловленный утром окунь плавал в ведре. Окуньнынче не тот пошел: мелкий, вялый.

Упражнение 4

В каких случаях значения выделенных слов возникли в резуль­тате переноса названия? Укажите тип переноса. Аргументируйте свой ответ.

1. Основная функция языка коммуникативная. Языки пламени охватили весь дом. Девочка засмеялась и показала язык. Раз­ведчики подвели к костру связанного языка. У него такой острый язык!

2. У него светлая голова. Городской голова задумался. Он у нас голова. На голове у нее была маленькая шапочка. В стаде было пятьдесят голов скота. На столе лежало несколько голов сыра.

3. Он был в поездке как частное лицо. Лицо его бледнело на глазах. Режиссер старался сохранить лицо театра. Гладить эту ткань с лица нельзя.

4. Мартышка к старости слаба глазами стала (Кр.). За ним глаз да глаз нужен. У него были добрые близорукие глаза.

Упражнение 5

Найдите в данных текстах слова, употребленные в значениях, возникших в результате переноса названия. Определите тип переноса.

1. Отрядом книг уставил полку, читал, читал, а все без тол­ку (П.). 2. Полны вином кипели чаши, кипели с ними речи на­ши (П.). 3. Театр уж полон; ложи блещут; партер и кресла - все кипит (П.). 4. И ты, любовник бранной славы, для шлема кинувший венец (П.). 5. А в обычные дни этот пышный подъезд осаждают убогие лица (Н.). 6. Тихо рассыпалась в небе раке­та, запад погас, и вздохнула земля (Бл.). 7. Пять лет прошло. Здесь все мертво и немо, как будто мира наступил конец, как навсегда исчерпанная тема, в смертельном сне покоится дво­рец (Ахм.). 8. В некой разлинованности нотной нежась наподо­бие простынь - железнодорожные полотна, рельсовая, режущая синь (Цв.). 9. Тишины было сколько угодно, холодной, мерт­вящей. Аудитории не было (Кав.). 10. Борода стоит у ворот отеля, а во всех номерах уже второй год не работают звонки (Ильф и Петров). 11. Сарафан за кафтаном не бегает (Посл.).

Упражнение 6

В стихотворении И. Токмаковой «В чудной стране» обыгрывается связь между первичными и вторичными значениями слов. Опре­делите, на основании какого типа переноса возникли вторичные зна­чения слов и являются ли они прямыми или переносными.

В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку...

Упражнение 7

Пользуясь приведенными контекстами, сформулируйте значения выделенных слов. Опишите семантическую структуру данных много­значных слов: выделите первичные и вторичные значения; определите тип переноса названия, обусловивший появление вторичных значе­ний; укажите, являются ли вторичные значения прямыми или перенос­ными.

1. Торжественный обед начался в два часа дня. Она приго­товила вкусный обед. Он приехал в самый обед.

2. Через поле тянулителефонную линию. Он вцепился в ве­ревку и тянул ее к себе. Надоело тянутьдвоечников. Меня тянетко сну. Они тянутс ответом.

3. В его словах чувствовался открытыйпротест. Состоялся день открытыхдверей. Они провели открытоесобрание. Из от­крытогоокна дуло. Метро прокладывают открытымспособом.

Упражнение 8

Найдите в стихах Б. Пастернака случаи общеязыковых и инди­видуально-авторских употреблений слов в переносных значениях.

Открыли дверь, и в кухню паром

Вкатился воздух со двора,

И все мгновенно стало старым,

Как в детстве в те же вечера.

Сухая, тихая погода.

На улице, шагах в пяти,

Стоит, стыдясь, зима у входа

И не решается войти.

Зима - и все опять впервые.

В седые дали ноября

Уходят ветлы, как слепые

Без палки и поводыря.

Во льду река и мерзлый тальник,

А поперек, на голый лед,

Как зеркало на подзеркальник,

Поставлен черный небосвод.

Пред ним стоит на перекрестке,

Который полузанесло,

Береза со звездой в прическе

И смотрится в его стекло.

Упражнение 9

Определите лексические значения выделенных слов в следующих словосочетаниях. В каких случаях данные слова имеют свободные зна­чения, а в каких - фразеологически связанные?

1. Белыймедведь, белыестихи, белаяармия, белаяворона, белый платок, белыйтанец, белыйбилет. 2. Зеленыещи, зеленаятоска, зеленаямолодежь, зеленаятрава, зеленаяулица, зеленый персик.

Упражнение 10

Определите лексические значения выделенных слов. Какой фак­тор влияет на появление того или иного значения многозначного слова? Как называется такой тип свободного значения слова?

1. Я вдруг увидел в сумраке прямо перед собой человек пять мужиков, вооруженных дубинами(П.).Что взял? башка упрямая! Дубинадеревенская! Туда же лезет в спор! (Н.).

2. Обе, мать и дочь, были в соломенных шляпахс широкими полями, пригнутыми к ушам (Ч.). Шляпавы, замечает он тон­ким певучим голосом, - вы же своего подводите таким ходом (Купр.).

3. Блескмолнии заставлял его то и дело щурить глаза. Погода сегодня - блеск!

Упражнение 11

Определите лексические значения выделенных слов. Проанали­зируйте, в каких грамматических конструкциях выступает то или иное значение слова. Как называются такие типы лексического значения?

1. Мечтать о море,благодаря морю,жить около моря,наслаж­даться морем - моревосторга, морецветов, морехлебов, морекрасок, морезвуков. 2. Вздыхатьгромко, вздыхатьв уголке, взды­хатьи плакать, вздыхатьвспоминая - вздыхатьпо соседу, вздыхатьпо прежней работе.

Упражнение 12

Определите, какие значения, свободные или несвободные, имеют выделенные слова. У несвободных значений укажите их тип.

1. Он баба- но ведь тебе же лучше. Жалкая, впрочем, баба: его совсем не стоилобы любить женщине (Дост.). 2. Санин пови­новался. Марья Николаевна глянулана него: - А вы, я вижу, шелковый.Вашей жене будет с вами легко (Т.). 3. Когда она щурилаглаза, выражениеих становилось очень ласковым и не­много насмешливым (Т.). Кисель я был, недоросль балован­ный, от первой в жизни беды распустилслюни (О. Форш). Каж­дый про себя вспоминал прошедшие бои, которые, канувв веч­ность, казались теперь еще более великими, чем тогда, когда мы держали оборону (Каз.). - Тюфяк! -повторил ротмистр. Пропустил такой случай расквитаться с этим наглецом! (Пауст.).

Упражнение 13

Проанализируй различные значения многозначных слов по сле­дующей схеме:

1) первичное или вторичное значение (если вторичное, укажите, в результате какого типа переноса возникло);

2) прямое или переносное;

3) свободное пли несвободное (если несвободное, укажите его тип).

Нить.1. Тонко скрученная пряжа Шелковая нить. 2. Что-нибудь, нанизанное на нить, Нить жемчуга. 3. Предмет, по форме напоминающий нитку. Нервные нити. 4. О том, что связно разви­вается, образуя как бы единую линию, цепь. Нить воспоминаний.

Огонь.1.Горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя. Огонь в печи. 2. Свет от осветительных приборов. Огонь фонаря. 3. Стрельба. Открыть огонь.

Поле.1.Безлесная равнина, пространство. Гулять по полю. 2. Обрабатываемая под посев земля. Ржаное поле. 3. Простран­ство, в пределах которого проявляется действие каких-либо сил. Электромагнитное поле. 4. Область деятельности, поприще. Об­ширное поле деятельности. 5. Основа под узором. Цветы по го­лубому полю. 6. Чистая полоса вдоль края листа вкниге. Заметки на полях. 7. Край шляпы. Шляпа с маленькими полями.

Упражнение 14

Определите, в каких случаях слова левого столбика сочетаются со словами правого столбика по законам семантической сочетаемости, а в каких - по законам лексической сочетаемости.

Груда     Песок    
ворох камни
кипа одежда
куча бумага
   
плыть быстро
ехать медленно
бежать стремительно
ползти еле-еле
   
продавец доброжелательный
сосед злой
студент заносчивый
прохожий унылый
   
пучок цветы
горсть редиска
букет соль
щепотка орехи    
   
навести выстрел
придать порядок
осуществить блеск
произвести реорганизация

Упражнение 15

В стихотворении В. Маяковского «Товарищу Нетте - пароходу и человеку» (см. Приложение 5) определите метонимию. Докажите, что данный тип переносного значения слов является метонимией.

Упражнение 16

Из толкового «Словаря русского языка» проф. С.И. Ожегова выпишите 5 многозначных слов.

Упражнение 17

Приведите примеры, в которых слова употреблены в переносном значении. Укажите способ переноса (метафора, метонимия, синекдоха) (по 2 примера).

Упражнение 18

Прочитайте стихотворение Владимира Остена «Дорога» (см. Приложение 9). Найдите все значения к слову «дорога», имеющиеся в тексте.

Упражнение 19

Прочитайте стихотворение В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче (Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.)» (см. Приложение 4). Какой тип переносного значения слова использует поэт в своем стихотворении? Докажите это примерами.

Упражнение 20

Прочитайте отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» (см. Приложение 6) и отрывки из поэм А.С. Пушкина «Медный всадник» и «Полтава» (см. Приложения 7, 8). Какой тип переносного значения слова использует поэт в данных отрывках? Докажите это примерами.

Упражнение 21

Прочитайте стихотворение С. Есенина «Отговорила роща золотая…» (см. Приложение 10). Какой тип переносного значения слова использует поэт в своем стихотворении? Докажите это примерами.

Контрольные задания

Задание 1

Определите, в каких сочетаниях значения слов являются первичными?

А) легкий испуг

В) легкий ветер

С) легкий чемодан

Д) нет правильного ответа

Задание 2

Определите, в каких сочетаниях значения слов являются вторичными?

А) хвост поезда

В) хвост собаки

С) хвост у студента

Д) нет правильного ответа

Задание 3

Укажите тип переноса – метафору.

А) Языки пламени охватили весь дом.

В) Девочка засмеялась и показала язык.

С) У него такой острый язык.

Д) Нет правильного ответа.

Задание 4

Укажите тип переноса – синекдоху.

А) На голове у неё была маленькая шапочка.

В) В стаде было пятьдесят голов скота.

С) На столе лежало несколько голов сыра.

Д) Нет правильного ответа.

Задание 5

Укажите тип переноса – метонимию.

А) У него такой острый язык.

В) Разведчики подвели к костру связанного языка.

С) Основная функция языка коммуникативная.

Д) Нет правильного ответа.

Словарь по теме

Многозначность, или полисемия (гр. poly - много + sema - знак) – это свойство слов употребляться в разных значениях.

Метафора - это перенос именования одного предмета на другой на основании сходства их внешних или внутренних признаков, формы предметов, их расположения.

Когнитивная метафора является отражением реальной или приписываемой общности у соответствующих предметов.

Образная метафора - это метафора, создающая зрительное впечатление об обозначаемом и имеющая экспрессивно-оценочное значение.

Метонимия – перенос названия с одного предмета, явления, действия на другой на основе их смежности. В основе метонимии лежат пространственные, временные, логические и др. отношения.

Синекдоха – это перенос значения слова, посредством которого целое (нечто большее) выявляется через свою часть (нечто меньшее).

Функциональный перенос значения возникает на основе сходства функций предметов.

Наши рекомендации