Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Примечание:упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.
Упражнение 1
Определите, в каких сочетаниях значения выделенных слов являются первичными, а в каких - вторичными. Укажите, какие свойства предметов и явлений действительности обусловили возможность появления вторичных значений. В результате какого типа переноса они возникли?
1. Кореньзуба, ели, зла, слова, квадратный. 2. Игладля инъекций, сосны, швейная, морского ежа, адмиралтейская. 3. Сладкиезвуки, пирожки, улыбки. 4. Каменьна дороге, в почках, на сердце. 5. Ковшэкскаватора, для воды. 6. Кашаманная, бетонная, в голове. 7. Мурлычетручей, кошка. 8. Легкийветер, запах, чемодан, испуг. 9. Хвостпоезда, собаки, у студента. 10. Дворникиподметают улицу, на стекле автомобиля.
Упражнение 2
В следующих предложениях употреблены слова, одни значения которых являются первичными, а другие возникли в результате метонимического переноса. Определите, какие связи между предметами или явлениями сделали возможным подобный перенос.
I. Залбыл убран еще с вечера. Весь залаплодировал. 2. Андре Мари Ампер- знаменитый французский физик. Ампер- единица измерения силы электрического тока. 3. Голубой песецвсе реже встречается в наших лесах. Шапочка из песцаочень шла ей. 4. Топорсовсем затупился. В лесу раздавался топордровосека. 5. Бумаганемного помялась. Несу бумагуна подпись. 6. Бронза- это сплав меди с другими металлами. Он всю жизнь собирал старинную бронзу. 7. Елочные украшенияпродаются во всех магазинах города. Весь городзанялся украшениемулиц.
Упражнение 3
Сравните значения выделенных слов, найдите среди них первичные и вторичные. Oпределите, в каких случаях вторичные значения слов, возникшие в результате синекдохи, обозначают: 1) часть вместо целого. 2)целое вместо части.
1. У него большой рот. У них в семье пять ртов.2. Он с детства умел починить любую машину - и швейную, и стиральную, и счетную. Шофер протирал лобовое стекло машины. 3. Свою боевую саблю он повесил над диваном. Проскакал эскадрон в сто сабель. 4. Выловленный утром окунь плавал в ведре. Окуньнынче не тот пошел: мелкий, вялый.
Упражнение 4
В каких случаях значения выделенных слов возникли в результате переноса названия? Укажите тип переноса. Аргументируйте свой ответ.
1. Основная функция языка коммуникативная. Языки пламени охватили весь дом. Девочка засмеялась и показала язык. Разведчики подвели к костру связанного языка. У него такой острый язык!
2. У него светлая голова. Городской голова задумался. Он у нас голова. На голове у нее была маленькая шапочка. В стаде было пятьдесят голов скота. На столе лежало несколько голов сыра.
3. Он был в поездке как частное лицо. Лицо его бледнело на глазах. Режиссер старался сохранить лицо театра. Гладить эту ткань с лица нельзя.
4. Мартышка к старости слаба глазами стала (Кр.). За ним глаз да глаз нужен. У него были добрые близорукие глаза.
Упражнение 5
Найдите в данных текстах слова, употребленные в значениях, возникших в результате переноса названия. Определите тип переноса.
1. Отрядом книг уставил полку, читал, читал, а все без толку (П.). 2. Полны вином кипели чаши, кипели с ними речи наши (П.). 3. Театр уж полон; ложи блещут; партер и кресла - все кипит (П.). 4. И ты, любовник бранной славы, для шлема кинувший венец (П.). 5. А в обычные дни этот пышный подъезд осаждают убогие лица (Н.). 6. Тихо рассыпалась в небе ракета, запад погас, и вздохнула земля (Бл.). 7. Пять лет прошло. Здесь все мертво и немо, как будто мира наступил конец, как навсегда исчерпанная тема, в смертельном сне покоится дворец (Ахм.). 8. В некой разлинованности нотной нежась наподобие простынь - железнодорожные полотна, рельсовая, режущая синь (Цв.). 9. Тишины было сколько угодно, холодной, мертвящей. Аудитории не было (Кав.). 10. Борода стоит у ворот отеля, а во всех номерах уже второй год не работают звонки (Ильф и Петров). 11. Сарафан за кафтаном не бегает (Посл.).
Упражнение 6
В стихотворении И. Токмаковой «В чудной стране» обыгрывается связь между первичными и вторичными значениями слов. Определите, на основании какого типа переноса возникли вторичные значения слов и являются ли они прямыми или переносными.
В одной стране,
В чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку...
Упражнение 7
Пользуясь приведенными контекстами, сформулируйте значения выделенных слов. Опишите семантическую структуру данных многозначных слов: выделите первичные и вторичные значения; определите тип переноса названия, обусловивший появление вторичных значений; укажите, являются ли вторичные значения прямыми или переносными.
1. Торжественный обед начался в два часа дня. Она приготовила вкусный обед. Он приехал в самый обед.
2. Через поле тянулителефонную линию. Он вцепился в веревку и тянул ее к себе. Надоело тянутьдвоечников. Меня тянетко сну. Они тянутс ответом.
3. В его словах чувствовался открытыйпротест. Состоялся день открытыхдверей. Они провели открытоесобрание. Из открытогоокна дуло. Метро прокладывают открытымспособом.
Упражнение 8
Найдите в стихах Б. Пастернака случаи общеязыковых и индивидуально-авторских употреблений слов в переносных значениях.
Открыли дверь, и в кухню паром
Вкатился воздух со двора,
И все мгновенно стало старым,
Как в детстве в те же вечера.
Сухая, тихая погода.
На улице, шагах в пяти,
Стоит, стыдясь, зима у входа
И не решается войти.
Зима - и все опять впервые.
В седые дали ноября
Уходят ветлы, как слепые
Без палки и поводыря.
Во льду река и мерзлый тальник,
А поперек, на голый лед,
Как зеркало на подзеркальник,
Поставлен черный небосвод.
Пред ним стоит на перекрестке,
Который полузанесло,
Береза со звездой в прическе
И смотрится в его стекло.
Упражнение 9
Определите лексические значения выделенных слов в следующих словосочетаниях. В каких случаях данные слова имеют свободные значения, а в каких - фразеологически связанные?
1. Белыймедведь, белыестихи, белаяармия, белаяворона, белый платок, белыйтанец, белыйбилет. 2. Зеленыещи, зеленаятоска, зеленаямолодежь, зеленаятрава, зеленаяулица, зеленый персик.
Упражнение 10
Определите лексические значения выделенных слов. Какой фактор влияет на появление того или иного значения многозначного слова? Как называется такой тип свободного значения слова?
1. Я вдруг увидел в сумраке прямо перед собой человек пять мужиков, вооруженных дубинами(П.).Что взял? башка упрямая! Дубинадеревенская! Туда же лезет в спор! (Н.).
2. Обе, мать и дочь, были в соломенных шляпахс широкими полями, пригнутыми к ушам (Ч.). Шляпавы, замечает он тонким певучим голосом, - вы же своего подводите таким ходом (Купр.).
3. Блескмолнии заставлял его то и дело щурить глаза. Погода сегодня - блеск!
Упражнение 11
Определите лексические значения выделенных слов. Проанализируйте, в каких грамматических конструкциях выступает то или иное значение слова. Как называются такие типы лексического значения?
1. Мечтать о море,благодаря морю,жить около моря,наслаждаться морем - моревосторга, морецветов, морехлебов, морекрасок, морезвуков. 2. Вздыхатьгромко, вздыхатьв уголке, вздыхатьи плакать, вздыхатьвспоминая - вздыхатьпо соседу, вздыхатьпо прежней работе.
Упражнение 12
Определите, какие значения, свободные или несвободные, имеют выделенные слова. У несвободных значений укажите их тип.
1. Он баба- но ведь тебе же лучше. Жалкая, впрочем, баба: его совсем не стоилобы любить женщине (Дост.). 2. Санин повиновался. Марья Николаевна глянулана него: - А вы, я вижу, шелковый.Вашей жене будет с вами легко (Т.). 3. Когда она щурилаглаза, выражениеих становилось очень ласковым и немного насмешливым (Т.). Кисель я был, недоросль балованный, от первой в жизни беды распустилслюни (О. Форш). Каждый про себя вспоминал прошедшие бои, которые, канувв вечность, казались теперь еще более великими, чем тогда, когда мы держали оборону (Каз.). - Тюфяк! -повторил ротмистр. Пропустил такой случай расквитаться с этим наглецом! (Пауст.).
Упражнение 13
Проанализируй различные значения многозначных слов по следующей схеме:
1) первичное или вторичное значение (если вторичное, укажите, в результате какого типа переноса возникло);
2) прямое или переносное;
3) свободное пли несвободное (если несвободное, укажите его тип).
Нить.1. Тонко скрученная пряжа Шелковая нить. 2. Что-нибудь, нанизанное на нить, Нить жемчуга. 3. Предмет, по форме напоминающий нитку. Нервные нити. 4. О том, что связно развивается, образуя как бы единую линию, цепь. Нить воспоминаний.
Огонь.1.Горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя. Огонь в печи. 2. Свет от осветительных приборов. Огонь фонаря. 3. Стрельба. Открыть огонь.
Поле.1.Безлесная равнина, пространство. Гулять по полю. 2. Обрабатываемая под посев земля. Ржаное поле. 3. Пространство, в пределах которого проявляется действие каких-либо сил. Электромагнитное поле. 4. Область деятельности, поприще. Обширное поле деятельности. 5. Основа под узором. Цветы по голубому полю. 6. Чистая полоса вдоль края листа вкниге. Заметки на полях. 7. Край шляпы. Шляпа с маленькими полями.
Упражнение 14
Определите, в каких случаях слова левого столбика сочетаются со словами правого столбика по законам семантической сочетаемости, а в каких - по законам лексической сочетаемости.
Груда | Песок |
ворох | камни |
кипа | одежда |
куча | бумага |
плыть | быстро |
ехать | медленно |
бежать | стремительно |
ползти | еле-еле |
продавец | доброжелательный |
сосед | злой |
студент | заносчивый |
прохожий | унылый |
пучок | цветы |
горсть | редиска |
букет | соль |
щепотка | орехи |
навести | выстрел |
придать | порядок |
осуществить | блеск |
произвести | реорганизация |
Упражнение 15
В стихотворении В. Маяковского «Товарищу Нетте - пароходу и человеку» (см. Приложение 5) определите метонимию. Докажите, что данный тип переносного значения слов является метонимией.
Упражнение 16
Из толкового «Словаря русского языка» проф. С.И. Ожегова выпишите 5 многозначных слов.
Упражнение 17
Приведите примеры, в которых слова употреблены в переносном значении. Укажите способ переноса (метафора, метонимия, синекдоха) (по 2 примера).
Упражнение 18
Прочитайте стихотворение Владимира Остена «Дорога» (см. Приложение 9). Найдите все значения к слову «дорога», имеющиеся в тексте.
Упражнение 19
Прочитайте стихотворение В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче (Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.)» (см. Приложение 4). Какой тип переносного значения слова использует поэт в своем стихотворении? Докажите это примерами.
Упражнение 20
Прочитайте отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» (см. Приложение 6) и отрывки из поэм А.С. Пушкина «Медный всадник» и «Полтава» (см. Приложения 7, 8). Какой тип переносного значения слова использует поэт в данных отрывках? Докажите это примерами.
Упражнение 21
Прочитайте стихотворение С. Есенина «Отговорила роща золотая…» (см. Приложение 10). Какой тип переносного значения слова использует поэт в своем стихотворении? Докажите это примерами.
Контрольные задания
Задание 1
Определите, в каких сочетаниях значения слов являются первичными?
А) легкий испуг
В) легкий ветер
С) легкий чемодан
Д) нет правильного ответа
Задание 2
Определите, в каких сочетаниях значения слов являются вторичными?
А) хвост поезда
В) хвост собаки
С) хвост у студента
Д) нет правильного ответа
Задание 3
Укажите тип переноса – метафору.
А) Языки пламени охватили весь дом.
В) Девочка засмеялась и показала язык.
С) У него такой острый язык.
Д) Нет правильного ответа.
Задание 4
Укажите тип переноса – синекдоху.
А) На голове у неё была маленькая шапочка.
В) В стаде было пятьдесят голов скота.
С) На столе лежало несколько голов сыра.
Д) Нет правильного ответа.
Задание 5
Укажите тип переноса – метонимию.
А) У него такой острый язык.
В) Разведчики подвели к костру связанного языка.
С) Основная функция языка коммуникативная.
Д) Нет правильного ответа.
Словарь по теме
Многозначность, или полисемия (гр. poly - много + sema - знак) – это свойство слов употребляться в разных значениях.
Метафора - это перенос именования одного предмета на другой на основании сходства их внешних или внутренних признаков, формы предметов, их расположения.
Когнитивная метафора является отражением реальной или приписываемой общности у соответствующих предметов.
Образная метафора - это метафора, создающая зрительное впечатление об обозначаемом и имеющая экспрессивно-оценочное значение.
Метонимия – перенос названия с одного предмета, явления, действия на другой на основе их смежности. В основе метонимии лежат пространственные, временные, логические и др. отношения.
Синекдоха – это перенос значения слова, посредством которого целое (нечто большее) выявляется через свою часть (нечто меньшее).
Функциональный перенос значения возникает на основе сходства функций предметов.