Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Примечание:упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.
Упражнение 1
Пользуясь толковым словарем, сформулируйте значение каждого слова. Что общего в значениях этих слов и чем они отличаются друг от друга? Укажите минимальное количество признаков, позволяющих различать лексические значения данных слов.
1. Болото, залив, море, озеро, океан, пролив, пруд, река, ручей.
2. Бежать, идти, подпрыгивать, ползти.
3. Бор, лес, парк, перелесок, роща, тайга.
Упражнение 2
Разбейте слова на морфемы. Определите, какие морфемы передают:
1) только лексическое значение;
2) только грамматическое значение;
3) лексическое и грамматическое значение одновременно.
Укажите, какое именно лексическое и грамматическое значение заключено в каждой морфеме. Сформулируйте лексическое значение слова.
Бесполезно, велосипедистка, зашептать, каменщик, москвич, освистать, понятливый, салатница, сероватый, щекастый.
Упражнение 3
Определите, у каких слов в данном списке конечные служебные морфемы имеют одинаковое грамматическое значение. Какое именно? А есть ли здесь слова с одинаковым лексическим значением?
Рука, справа, шла, тетя, лежа, берега, Ира, думая, у стола, земляника, юноша, идя, читала.
Упражнение 4
Оцените все слова текста со следующих точек зрения:
1) называет ли явление действительности;
2) обозначает ли понятие;
3) является ли членом предложения.
Мне давно уже, сколько лет, хотелось найти такой уголок, где бы все было под рукой: и охота, и рыбалка, и грибы, и ягоды. В Пижме я нашел все это с избытком. Деревушечка в семь домов, на большой реке, и кругом леса... Правда, с погодой мне не повезло: редкий день не перепадали дожди. Но я не унывал. У меня нашлось еще одно занятие - хозяйский дом. Ах, какой это был дом! (В. Солоухин).
Упражнение 5
Определите мотивированные и немотивированные слова. Укажите признак, положенный в основу названий мотивированных слов.
1. Буревестник, воробей, ворона, гагара, голубь, гусыня, гусь, дрозд, дятел, иволга, кукушка, курица, куропатка, орел, петух, поганка, рябчик, селезень, соловей, сорока, утенок, утка, цыпленок, чайка, чибис.
2. Брусника, голубика, ежевика, земляника, клубника, клюква, костяника, малина, морошка, смородина.
Упражнение 6
Подберите примеры мотивированных и немотивированных слов, относящихся к следующим лексико-тематическим группам: названия 1) грибов; 2) цветов; 3) профессий.
Упражнение 7
Определите признак, положенный в основу названий следующих русских слов исоответствующих им слов в изучаемом вами иностранном языке.
Водопад, кукушка, мяукать, небоскреб, незабудка, петух, подснежник, сапожник, сладкоежка.
Упражнение 8
Детям свойственно вглядываться во внутреннюю форму слов, при этом часто происходит переосмысление мотивации названия. Определите, какой признак положен в основу названия в следующих примерах детской речи, приведенных в книге К.И. Чуковского «От двух до пяти».
Мазолин (вазелин), цепля (петля), больмашина (бормашина), кусарик (сухарик), вертилятор (вентилятор), песковатор (экскаватор), плюнка (слюнка), улиционер (милиционер), колоток (молоток).
Упражнение 9
Найдите в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова оттенки значений слова книга. Поясните их.
Упражнение 10
Подберите публицистический текст из 5-10 предложений и проанализируйте его с точки зрения лексического состава.
Упражнение 11
Прочитайте статью В. Пескова «На зрелый жёлудь смотришь…» (см. Приложение 3), выполните следующие задания:
- проанализируйте её с точки зрения использования слов с определенным лексическим значением;
- определите лексическое значение слова «жёлудь» и проанализируйте особенности его использования в тексте статьи.
Словарь по теме
Слово - это его звуковое оформление, морфологическая структура и заключенный в нем смысл, значение.
Лексическое значение слова – это его содержание, т.е. исторически закрепленная в сознании говорящих соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, «оформленное по грамматическим законам данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря» (по Д.Э. Розенталю).
Прямым значениемслова называется такое, которое непосредственно связано с предметом или явлением, качеством, действием и т.п.
Переносным является такое значение слова, которое возникает в результате не прямой соотнесенности с предметом, а через перенос прямого значения на другой предмет вследствие различных ассоциаций.
Немотивированные значенияслова - непроизводные, идиоматичные.
Мотивированныезначения слова - производные от первых.
Относительно свободные значения – это все прямые значения слов.
Несвободные значения – это два основных вида значений:
1) фразеологически связанным значением называется такое, которое возникает у слов в определенных лексически неделимых сочетаниях;
2) синтаксически обусловленным значением называется такое, которое появляется у слова при выполнении им необычной роли в предложении.
Собственно номинативнымизначениями называются такие, которые прямо, непосредственно называют предмет, явление, качество, действие и т.д.
Экспрессивно-синонимическим называется значение слова, в семантике которого преобладает эмоционально-экспрессивный признак.
Многозначность слова
План темы
1. Однозначные и многозначные лексические значения.
2. Способы образования значений слов.
3. Традиционные типы переносных значений слов.
4. Использование в речи многозначных слов.
Содержание темы