Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа

Примечание:упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

Упражнение 1

Пользуясь толковым словарем, сформулируйте значение каждого слова. Что общего в значениях этих слов и чем они отличаются друг от друга? Укажите минимальное количество признаков, позволяющих раз­личать лексические значения данных слов.

1. Болото, залив, море, озеро, океан, пролив, пруд, река, ручей.

2. Бежать, идти, подпрыгивать, ползти.

3. Бор, лес, парк, перелесок, роща, тайга.

Упражнение 2

Разбейте слова на морфемы. Определите, какие морфемы пе­редают:

1) только лексическое значение;

2) только грамматическое зна­чение;

3) лексическое и грамматическое значение одновременно.

Ука­жите, какое именно лексическое и грамматическое значение заключено в каждой морфеме. Сформулируйте лексическое значение слова.

Бесполезно, велосипедистка, зашептать, каменщик, москвич, освистать, понятливый, салатница, сероватый, щекастый.

Упражнение 3

Определите, у каких слов в данном списке конечные служеб­ные морфемы имеют одинаковое грамматическое значение. Какое именно? А есть ли здесь слова с одинаковым лексическим значением?

Рука, справа, шла, тетя, лежа, берега, Ира, думая, у стола, земляника, юноша, идя, читала.

Упражнение 4

Оцените все слова текста со следующих точек зрения:

1) на­зывает ли явление действительности;

2) обозначает ли понятие;

3) явля­ется ли членом предложения.

Мне давно уже, сколько лет, хотелось найти такой уголок, где бы все было под рукой: и охота, и рыбалка, и грибы, и ягоды. В Пижме я нашел все это с избытком. Деревушечка в семь домов, на большой реке, и кругом леса... Правда, с погодой мне не по­везло: редкий день не перепадали дожди. Но я не унывал. У меня нашлось еще одно занятие - хозяйский дом. Ах, какой это был дом! (В. Солоухин).

Упражнение 5

Определите мотивированные и немотивированные слова. Укажите­ признак, положенный в основу названий мотивированных слов.

1. Буревестник, воробей, ворона, гагара, голубь, гусыня, гусь, дрозд, дятел, иволга, кукушка, курица, куропатка, орел, петух, поганка, рябчик, селезень, соловей, сорока, утенок, утка, цыпле­нок, чайка, чибис.

2. Брусника, голубика, ежевика, земляника, клубника, клюква, костяника, малина, морошка, смородина.

Упражнение 6

Подберите примеры мотивированных и немотивированных слов, относящихся к следующим лексико-тематическим группам: названия 1) грибов; 2) цветов; 3) профессий.

Упражнение 7

Определите признак, положенный в основу названий следую­щих русских слов исоответствующих им слов в изучаемом вами иностран­ном языке.

Водопад, кукушка, мяукать, небоскреб, незабудка, петух, под­снежник, сапожник, сладкоежка.

Упражнение 8

Детям свойственно вглядываться во внутреннюю форму слов, при этом часто происходит переосмысление мотивации названия. Опреде­лите, какой признак положен в основу названия в следующих примерах детской речи, приведенных в книге К.И. Чуковского «От двух до пяти».

Мазолин (вазелин), цепля (петля), больмашина (бормашина), кусарик (сухарик), вертилятор (вентилятор), песковатор (экска­ватор), плюнка (слюнка), улиционер (милиционер), колоток (мо­лоток).

Упражнение 9

Найдите в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова оттенки значений слова книга. Поясните их.

Упражнение 10

Подберите публицистический текст из 5-10 предложений и проанализируйте его с точки зрения лексического состава.

Упражнение 11

Прочитайте статью В. Пескова «На зрелый жёлудь смотришь…» (см. Приложение 3), выполните следующие задания:

- проанализируйте её с точки зрения использования слов с определенным лексическим значением;

- определите лексическое значение слова «жёлудь» и проанализируйте особенности его использования в тексте статьи.

Словарь по теме

Слово - это его звуковое оформление, морфологическая структура и заключенный в нем смысл, значение.

Лексическое значение слова – это его содержа­ние, т.е. исторически закрепленная в сознании говорящих соотне­сенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, «оформленное по грамматическим законам дан­ного языка и являющееся элементом общей семантической систе­мы словаря» (по Д.Э. Розенталю).

Прямым значениемслова называется такое, которое непосред­ственно связано с предметом или явлением, качеством, действием и т.п.

Переносным является такое значение слова, которое возникает в результате не прямой соотнесенности с предметом, а через перенос прямого значения на другой предмет вследствие различ­ных ассоциаций.

Немотивированные значенияслова - непроизводные, идиоматичные.

Мотивированныезначения слова - производные от первых.

Относительно свободные значения – это все прямые значения слов.

Несвободные значения – это два основных вида значений:

1) фразеологически связанным значением называ­ется такое, которое возникает у слов в определенных лексически неделимых сочетаниях;

Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа - student2.ru 2) синтаксически обусловленным значением на­зывается такое, которое появляется у слова при выполнении им необычной роли в предложении.

Собственно номинативнымизначениями называются такие, которые прямо, не­посредственно называют предмет, явление, качество, действие и т.д.

Экспрессивно-синонимическим называется значение слова, в семантике которого преобладает эмоционально-экспрессивный признак.

Многозначность слова

План темы

1. Однозначные и многозначные лексические значения.

2. Способы образования значений слов.

3. Традиционные типы переносных значений слов.

4. Использование в речи многозначных слов.

Содержание темы

Наши рекомендации