Сущность грамматики. Грамматическое значение
Грамматика (← греч. gramma «буква», первоначально имело значение «искусство писать буквы») - это 1) грамматический строй языка; 2) раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка.
Грамматический строй включает в себя морфологию и синтаксис.
В последние десятилетия в особый раздел грамматики выделилось «Словообразование».
Выдающийся русский лингвист, основатель Казанской лингвистической школы Василий Алексеевич Богородицкий (1857-1941) так определял содержание грамматики: «Морфология представляет … инвентарь отдельных категорий слов и их форм, а синтаксис показывает все эти слова и формы в их движении и жизни — в составе речи» (Общий курс русской грамматики.- М.- Л., 1935, 207).
Некоторые лингвисты, например знаменитый швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр (1857-1913), академик Иван Иванович Мещанинов (1883-1967), относили к грамматике и лексикологию (Фердинанд де Соссюр. Курс общей лингвистики. - М., 1933, 130; И. И. Мещанинов. Общее языкознание. – Л. 1940, 37). Академик Лев Владимирович Щерба (1880-1944), напротив, полагал, что в лексикологии должны изучаться и морфемы (Л.В. Щерба. Восточнолужицкое наречие. – СПб., 1915).
Полнозначное слово представляет собой единство лексического и грамматического значений, причем лексическое значение является основным, а грамматическое добавочным.
Грамматическое значение более абстрактно, чем лексическое значение.
Грамматическое значение отличается от лексического значения следующими признаками:
- грамматическое значение относится не к одному слову, а к целому классу слов, например грамматическое значение предметности характеризует все существительные независимо от их лексического значения (ср. стол, девочка, белизна, воодушевленность, чтение и др.); в то же время одно и то же слово может иметь несколько грамматических значений (жена – сущ., жен.р., им.п., ед.ч.);
- грамматическое значение обладает большей степенью обобщенности, чем лексическое значение: если лексическое значение представляет собой обобщение свойств однородных предметов (например, словом стол называется столималенький, и большой, и письменный, и кухонный и т. д.), то грамматическое значение выражает обобщение свойств разнородных предметов, объединенным общим абстрактным значением предметности, признаковости, действия, состояния и т.д.; это блестяще продемонстрировал Л.В. Щерба при помощи придуманного им предложения, состоящего из слов, лишенных лексического значения:
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка;
все слова в этом предложении выдуманы Львом Владимировичем, но, благодаря грамматическому оформлению по правилам русской грамматики, все эти слова имеют обобщенную соотнесенность с окружающим миром:
глокая — соотносится с прилагательным в им.п. ед.ч. жен.р., выражает какой-то признак (качество) предмета и в предложении является согласованным определением, согласуется в роде, числе и падеже с подлежащим куздра;
куздра — соотносится с существительным жен. р. I скл. в им.п. ед.ч., обозначает одушевленный предмет и в предложении является подлежащим;
штеко — соотносится с качественным наречием на -о, выражает признак действия и в предложении является обстоятельством образа действия;
будланула—соотносится с переходным невозвратным глаголом совершенного вида в изъявительном наклонении прошедшего времени жен.р. ед.ч., в предложении является простым глагольным сказуемым;
бокра — сотносится с одушевленным существительным муж.р. 2-го склонения в вин.п. ед.ч. (категория одушевленности выражается при помощи формы род.п. в значении вин.п.), обозначает какой-то одушевленный предмет, являющийся объектом действия, в предложении — прямое дополнение;
кудрячит—соотносится с переходным невозвратным глаголом несовершенного вида в изъявительном наклонении настоящего времени 3-го лица ед.ч., обозначает длительное многократное действие, в предложении выполняет функцию простого глагольного сказуемого;
бокрёнка—соотносится с одушевленным существительным муж.р. 2-го склонения в вин.п. ед.ч. (категория одушевленности выражается при помощи формы род.п. в значении вин.п.), обозначает одушевленный предмет, а именно детеныша, на что указывает суффикс -ёнк, в предложении является прямым дополнением, выражающим объект действия;
- количество грамматических значений относительно незначительно, их даже можно перечислить, в то время как лексических значений бесконечно много, потому что лексические значения отражают реальную действительность: все, что в ней существует, названо словами.
Каждый язык имеет определенный набор грамматических значений. В русском языке это:
1) часть речи (существительное, прилагательное, числительное, местоимение, наречие, глагол и т.д.);
2) род (мужской, женский, средний);
3) число (единственное и множественное);
4) падеж (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный);
5) вид (совершенный, несовершенный);
6) возвратность;
7) наклонение (изъявительное, повелительное, сослагательное);
8) время (настоящее, будущее, прошедшее);
9) лицо (1-е, 2-е, 3-е).
Слова с определенными лексическими значениями соответствуют и определенным грамматическим значениям. Так, словам, обозначающим предметы, присущи грамматические значения рода (классификационная категория, т.к. характеризует существительные независимо от их словоизменения) и словоизменительных категорий числа и падежа; словам, обозначающим признак предмета, свойственны словоизменительные категории рода, числа и падежа; слова, обозначающие действие и состояние, характеризуются грамматическими значениями вида, переходности, возвратности, наклонения, времени, числа, лица и т.д.
Морфемы и их типы
Морфема– наименьшая значимая часть слова. Морфемы могут обладать: 1) вещественным значением (ядро лексического значения), выражаемым корневой морфемой (вода – водяной); 2) словообразовательным значением, привносящим новые компоненты значения в лексическое значение и выражаемым преимущественно при помощи приставок и суффиксов (писать – переписать, камень – каменщик, берег – прибрежный);
3) грамматическим значением, выражаемым главным образом при помощи окончаний (стол - стола – столу и др.).
Морфемыделятся на корневые и аффиксальные.
Корень – это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное лексическое значение. Корни являются обязательной частью слова: нет слов без корня.
Корни могут быть свободными и связанными. Свободными называются такие корни, которые могут выступать как в непроизводных, так и в производных основах, например: лес – лесной, зима – зимний, белый - белизна. Связанными называются такие корни, которые выступают только в производных словах в связи с теми или иными нефлексийными морфемами, например: улица – улочка, птица – пташка.
Аффикс (от лат. affĭxus «прикрепленный») – это любая значимая часть слова, исключая корень, не являющаяся обязательной частью, например, в морфемном составе слов дом, тонна нет приставок и суффиксов, но есть окончания, а в наречиях прекрасно, направо есть приставки и суффиксы, но нет окончаний. Аффиксы не могут образовать слово без корня, поэтому их называют служебными морфемами.
По положению относительно корня аффиксы делятся на приставки, или префиксы (от лат. praefĭxus «прикрепленный перед»), стоящие перед корнем; суффиксы(от лат. suffĭxus «подставленный»), стоящие после корня. Кроме того, выделяются окончания (флексии), интерфиксы, инфиксы, постфиксы.
Окончание, или флексия (от лат. flexio «сгибание», переход»), – это изменяемая часть слова, служащая для образования форм слов.
Интерфикс (от лат. interfĭxus «прикрепленный между») – это аффикс, служащий для соединения значимых частей слова. Семантика этого аффикса наиболее абстрактна и сводится к идее соединения (Н.М. Шанский, В.В. Лопатин). Некоторые ученые отрицают морфемный статус интерфикса, называя его «асемантической прокладкой» (Е.А.Земская). В русском языке интерфиксом является соединительные гласные -о-/-е-, используемые при образовании сложных слов (пароход, земледелец).
Инфикс (от лат. infĭxus«вставленный») – это аффикс, вставленный внутрь слова. Например, в латинском языке инфикс использовался при образовании формы настоящего времени. Ср. vi|n|co «побеждаю» - vici «победил». В праславянском языке инфикс употребляется в таком же грамматическом значении у ряда глаголов:*se|n|don – ст.-сл. cѧдѫ, рус. сяду, ср. сесть. *le|n|gon – ст.-сл. лѧгѫ, рус. лягу, ср. лечь.
Аффиксы могут быть материально выраженными и нулевыми. Нулевые аффиксы – это материально не выраженные аффиксы. Они представляет собой т.н. «значимое отсутствие». Например, в словоформе сон имеется нулевая флексия, выражающая грамматические значения им.п., ед.ч., муж.р., а в слове водовоз, помимо нулевой флексии, имеется и нулевой суффикс со значением лица, ср. лесник, где значение лица выражено суффиксом -ник. У неизменяемых слов и форм слов нет окончаний, в том числе и нулевого: в наречиях – тихо, хорошо; в деепричастиях – говоря.
По функции аффиксы делятся на:
1) словообразующие (словообразовательные, деривационные) аффиксы; в этой функции чаще выступают префиксы и суффиксы, но могут использоваться и флексии: сад - садик – садовый – садовник; делать – переделать – заделать; зло – злой (флексия -о образует существительное, флексия -ой -прилагательное);
2) формообразующие аффиксы: в этой функции чаще выступают флексии: лесø, леса, лесу и т.д., реже – приставки и суффиксы: делать – сделать (приставка с- выражает только значение совершенного вида), писал (суффикс -л выражает значение прошедшего времени).
Существует два способа присоединения аффиксов – фузия (от лат. fusio «сплав»», термин предложен американским ученым Эдуардом Сепиром /1884-1939/ в кн. «Язык», 1921) и агглютинация (от лат. аgglutination «приклеивание», термин введен немецким лингвистом Францем Воппом).
Фузия – это присоединение многозначных аффиксов к основе, имеющее характер тесного сплетения или сплава, при котором может изменяться фонетический и даже фонемный состав основы и аффикса: друг – друзья, сто[л] – (на) сто[л’]е. Поскольку такие изменения происходят на стыке морфем, они называются морфонологическими. Фузия характерна для русского языка, а также для большинства индоевропейских языков.
Агглютинация – это механическое присоединение аффиксов к неизменяемым основам, при котором не наблюдаются морфонологические изменения. Агглютинация характерна для большинства языков Азии, Африки, Океании, в которых имеются аффиксы. В русском языке отмечаются случаи агглютинации, например в области префиксации (приехать, заехать и др.), иногда в области постфиксации (возвратный постфикс -ся, -сь и побудительная частица -ка: поднимающийся, возьми-ка).
Морфема – это абстрактная единица языка, или инвариант, как слово и фонема. В речи морфема выступает в своих разновидностях – алломорфах и вариантах морфем. Алломорфами называются такие морфы, которые находятся между собой в отношениях дополнительной дистрибуции(распределения), т.е. различаются позицией в слове. Например, корневая морфема крик – выступает в речи в виде алломорфов крич- (перед гласными переднего ряда, а также перед -а, -у в глагольных формах: кричишь, кричать, кричу) и крик- в остальных случаях (крик, крикну и др.).
Вариантами морфемы называются такие морфы, которые выступают в тождественных позиционных условиях. Например, флексия –ою (-ею) может употребляться в своих вариантах –ою (-ею) и –ой (-ей): страною – страной, землею – землей.
Таким образом, морфема – это понятие языка, а морф – понятие речи:
язык → речь
↓ ↓
морфема → морф.