Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Примечание:упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.
Упражнение 1
Укажите слова активного и пассивного словарного запаса. Ответ аргументируйте.
Абсцисса, агитка, армяк, бердянка, бионика, велеречивый, виночерпий, виньетка, гносеология, гобелен, головотяп, дзюдо, дурашка, жрец, залихватский, зерцало, конка, ликбез, острог, палица, припарковаться, сеанс, стереоэлектроника, электромобиль.
Упражнение 2
Найдите устаревшую лексику в отрывках из книги В. Гиляровского «Москва и москвичи». Определите значения устаревших слов и укажите, являются ли они историзмами или архаизмами.
1. Так я в первый раз увидел колибер, уже уступивший место дрожкам, высокому экипажу с дрожащим при езде кузовом, задняя часть которого лежала на высоких, полукругом, рессорах. Впоследствии дрожки были положены на плоские рессоры и стали называгься пролетками.
2.- Дедушка, в Хамовники!
- Кое место?
- В Теплый переулок.
- Двоегривенный.
Мне показалось это очень дорого.
- Последнее слово - пятиалтынный. Без почину стою.
3. Среди этих палаток барахольщики раскладывали рогожи, на которых был разложен всевозможный чердачный хлам: сломанная медная ручка, кусок подсвечника, обломок старинной канделябры.
4. Двух- и трехэтажные дома вокруг площади все полны такими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были логовища на двоих... Пространство в аршин высоты и полтора аршина ширины между двумя рогожами и есть «нумер»...
Упражнение 3
Найдите историзмы в данных текстах. Укажите, с реалиями каких эпох и народов они связаны.
1. Много надо трудиться смерду, чтобы и дань натурою оплатить боярину, и свою семью прокормить. Но и это еще не самое страшное. Стрясется какая-нибудь беда - пожар ли подворье уничтожит, скот погибнет или неурожай случится, - тогда к боярину нужно идти, в ноги ему кланяться, гривны занимать. Гривны-то он даст, но дорогой ценой - свободой своей приходится платить за них: смерд становится полностью зависимым человеком - закупом (А. Хижняк).
2. В этой обстановке законодательное собрание все больше и больше чувствовало себя лишним, и 3 сентября 1792 года под давлением провинциальных коммун и Коммуны города Парижа были произведены выборы в Конвент.
3. В монгольском войске был порядок, установленный Чингиз-ханом. Каждый всадник знал свое место в десятке, и в сотне, и в тысяче; тысячи воинов собирались в большие отряды, подчиненные воеводам. ...Поодаль, в степи, широким кольцом рассыпались черные татарские юрты и рыжие шерстяные шатры. Это был личный курень Чингиз-хана, стоянка тысячи избранных телохранителей великого кагана (В. Ян).
4. В Московских приказах пыль столбом - дьяки и подьячие шевелят лежалые бумаги... Скоро и звания эти будут забыты. Царь повелел учредить для управления страной Сенат... (В. Дружинин).
Упражнение 4
Определите лексические значения выделенных слов. Какие из значений являются современными, а какие - устаревшими? Укажите, в каких случаях устаревшие значения слов выступают как историзмы, а в каких - как архаизмы.
1. Рыцарь грозно смотрел из-под забрала своего шлемас картины, висевшей в той комнате, где мы спали (Акс). Сквозь круглое стекло водолазного шлемаСальваторе увидел, что над ним, в аршине над его головой, стоит гигантский электрический скат (Купр.). 2. Надзиратель, прижавшись спиной к стене, выпятил свой толстый живот(М.Г.). Волк из лесу в деревню забежал, не в гости, но животспасая... (Кр.). 3. Чем вы, гости,торг ведете и куда теперь плывете? (П.). Вечером пришли гости...папины сослуживцы, тетины знакомые курсистки (Кат.).
Упражнение 5
Найдите архаизмы в отрывке из сказки А. С. Пушкина и определите их тип.
Три девы, красоты чудесной,
В одежде легкой и прелестной
Княжне явились, подошли
И поклонились до земли.
Тогда неслышными шагами
Одна поближе подошла;
Княжна воздушными перстами
Златую косу заплела.
С искусством, в наши дни не новым,
И обвила венцом перловым
Окружность бледного чела.
За нею, скромно взор склоняя,
Потом приблизилась другая...
Упражнение 6
Найдите устаревшую лексику. Определите, с какой целью использованы историзмы и архаизмы:
1) для создания торжественно-приподнятого настроения;
2) для создания исторического колорита;
3) для речевой характеристики героев;
4) в сатирических целях.
1. Перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он; отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы (П.). 2. На большой дуге, где, противно всем законам, присутствовали иноземцы... Петр мужественным голосом сказал боярам: - Понеже фортуна скрозь нас бежит, которая никогда так близко на юг не бывала: блажен, кто хватает ее за волосы. Посему приговорите, бояре; разоренный и выжженный Азов благоустроить вновь и населить войском немалым (А.Н.Т.). 3. Вышитое золотом, покрытое жемчужной сетью платье... бармы в лалах, изумрудах и алмазах (А.Н.Т.). 4. Ликом (король Карл) светел, в левой ручке - держава, в правой ручке - вострая сабля, сам - в золоте, серебре, конь под ним сивый, горячий (А.Н.Т.). 5. И на челе его высоком не отразилось ничего, потому что кроме спеси ничего на нем не было (Л. Лиходеев). 6. И он отверз свои уста, чтобы выдать очередную шуточку - пошлую и мерзкую (А. Крон).
Упражнение 7
Ниже приведены слова, которые в 20-е или 30-е годы XX века являлись неологизмами. Проследите их дальнейшую судьбу в русском языке:
1) перешли в активный словарь;
2) стали историзмами или архаизмами.
Буденовец, громкоговоритель, женотдел, коллективизация, колхоз, красноармеец, ликбез, метро, октябренок, продотряд, профсоюз, пятилетка, рабфак, ревком, светофор, советский, совнарком, спартакиада, стахановец, субботник, троллейбус, ударник, управдом, шефствовать.
Упражнение 8
Проанализируйте данные неологизмы и определите пути их появления в русском языке:
1) слова, образованные в русском языке на основе имеющихся русских или заимствованных морфем;
2) заимствование;
3) придание слову нового значения.
Аэробус, варенки (джинсы), видеоклип, видеотека, виндсерфинг, гриль, металлисты (члены неформальной молодежной группы), морж (любитель зимнего плавания), панки, пиццерия, рэкетир, скафандростроение, слайды, супертурнир, телемост, универсам, фломастер, штрих (паста для исправления опечаток), электромобиль.
Упражнение 9
Найдите неологизмы. Определите, какие из них являются языковыми, а какие - авторскими.
1. Скорость марсохода невелика - за два года он может пройти лишь тысячу километров по поверхности планеты (Из газ.). 2. Отшельничаю, берложу, отлеживаюсь в березах, лужаечный, можжевельничий, отшельничаю (Возн.). 3. ...Опрозрачила ткань паутинная твой призывно откинутый стан (Л. Мей). 4. Армстронгит - новый материал, названный так в честь астронавта, первым вступившего на Луну (Из газ.). 5. В этом кипящем людовороте советской столицы такси нужны (Кольц.). 6. Провинция патриархальна: нет рокеров, металлистов, люберов, панков, хиппи. Только «фулиганы» (Из газ.).
Упражнение 10
Найдите авторские неологизмы в стихотворении В.В. Маяковского «Европатория». Определите, по каким образцам, моделям русского языка они образованы. Почему такие неологизмы называют потенциальными словами?
Упражнение 11
Найдите авторские неологизмы. Укажите, являются ли они потенциальными словами или окказионализмами - словами, возникшими не по имеющимся в языке моделям, а по случайным созвучиям.
1. Угреет. С богом! По домам!
Позвякивают колокольца (Вл.).
2. Но видимся ли миг, не видимся ль столетье –
Не все ли мне равно, не все ль равно тебе,
Раз примагничены к бессмертью цветоплетью
Сердца улыбные в медузовой алчбе (Сев.).
3.Стоял январь, не то февраль,
Какой-то чертовый зимарь.
Я помню только голосок,
Над красным ротиком парок
И песенку: «Летят вдали
Красивые осенебри,
Но если наземь упадут -
Их человолки загрызут» (Возн.).
Упражнение 12
Определите значения выделенных слов. В каком из примеров неологизмом является авторское значение слова? Как называются такие неологизмы?
I. Тоска по родине! Давно
Разоблаченнаяморока!
Мне совершенно все равно –
Где совершенно одинокой
Быть... (Цв.).
2. А там, в торжественном покое,
Разоблаченнаяс утра,
Сияет Белая Гора,
Как откровенье неземное (Тютч.).
Упражнение 13
В детской речи часто появляются неологизмы. Определите, какие из неологизмов, приводимых в книге К.И. Чуковского «От двух допяти», являются потенциальными словами (укажите модели, по которым они образованы) - окказионализмами, семантическими неологизмами.
Утки идут утьком, отпугивать (расстегивать пальто), корова рогает, я намакаронился, секретарша (та, которая рассказывает секреты), заключить дверь (запереть), сижу и отмухиваюсь, я мапин (мамин и папин), какой ты страшный спун! Чтобы сейчас было встато!, спец (тот, кто много спит), нанитывать бусы, отскорлупай мне яйцо, подфамилить бумагу, жукашечка (жук и букашечка), рукти (ногти на руках), оточительный нож (перочинный), журчей (ручей), начальная школа (школа для начальников), вихрахер (парикмахер).
Упражнение 14
Прочитайте статью Юрия Шаталова «Первая гробница Святого князя» (см. Приложение 30) и проанализируйте её с точки зрения активного и пассивного словарного запаса.
Контрольные задания
Задание 1
Укажите слова активного словарного запаса.
А) зерцало
В) жрец
С) виночерпий
Д) нет правильного ответа
Задание 2
Укажите слова активного словарного запаса.
А) ликбез
В) стереоэлектроника
С) припарковаться
Д) нет правильного ответа
Задание 3
Укажите слова пассивного словарного запаса.
А) конка
В) дом
С) зеркало
Д) нет правильного ответа
Задание 4
Укажите историзмы.
А) боярин
В) зеницы
С) уста
Д) нет правильного ответа
Задание 5
Укажите архаизмы.
А) перст
В) вече
С) стрелец
Д) нет правильного ответа
Задание 6
Укажите лексические архаизмы.
А) боярин
В) влиял
С) пиит
Д) нет правильного ответа
Задание 7
Укажите семантические архаизмы.
А) негодяй
В) вече
С) рыбарь
Д) нет правильного ответа
Задание 8
Укажите авторские неологизмы М.В. Ломоносова
А) гражданственность, гуманизм
В) чертеж, рудник, маятник
С) бокастый, надширье
Д) нет правильного ответа
Задание 9
Укажите авторские неологизмы В. Маяковского
А) буревал, пересуматошить
В) бокастый, надширье
С) мандолинить, разулыбить, серпастый, молоткастый
Д) нет правильного ответа
Словарь по теме
Активный словарный запас - это те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно всем людям, говорящим на данном языке. Слова этой группы лишены каких бы то ни было признаков устарелости или новизны.
Пассивный словарный запас – это слова, которые либо имеют ярко выраженную окраску устарелости, либо, наоборот в силу своей новизны еще не получили широкой известности и также не являются повседневно употребительными.
Старинные слова - это слова, которые в настоящее время совершенно неизвестны рядовым носителям современного русского языка и поэтому современному человеку непонятны.
Устаревшие слова – это реальные единицы языка, правда, имеющие ограниченную сферу употребления и специфические стилистические свойства.
Историзмы - это группа устаревших слов, которые уже совсем вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали.
Архаизмы - это группа устаревших слов, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.
Лексические архаизмы – это устаревшие слова, которые заменены новыми словами с тем же лексическим значением.
Семантические архаизмы - это слова, существующие в современном русском литературном языке, но имеющие устаревшее значение.
Неологизмы (от гр. neos - новый + logos - слово) – это новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений, качеств.
Лексические неологизмы обозначают появление в жизни новых вещей, явлений, качеств.
Семантические неологизмы – новое название того, что уже имеет наименование.
Рекомендуемая литература к разделу «Лексика»
1. Аргументация в публицистическом тексте: (Жанрово-стилистический аспект): Учеб. пособие / И.В. Гущина и др.). – Свердловск: Изд-во Уральск. Ун-та, 1992.
2. Вакуров В.Н. и др. Стилистика газетных жанров: Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика». – М.: Высш. шк., 1978.
3. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М., 1987.
4. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. – М.: Высш. шк., 1981.
5. Вовчок Д.П. Стилистика газетных жанров. Учеб. пособие. – Свердловск: УрГУ, 1979.
6. Гальперин И.Р. Речевые стили и стилистические средства языка //Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА - М, 1999.
7. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Наука, 1981.
8. Кайда Л.Г. Эффективность публицистического текста /Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Изд-во МГУ, 1989.
9. Калинин А.В. Лексика русского языка. – М., 1971.
10. Крылова О.А. Современный русский язык. – М., 1997.
11. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.
12. Лазарева Э.А. Заголовок в газете. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989.
13. Левин В.Д. О некоторых вопросах стилистики //Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА - М, 1999.
14. Лекант П.А. Современный русский язык. – М., 2001.
15. Лысакова И.П. Язык газеты: социолингвистический аспект. – Л.: ЛГУ, 1981.
16. Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров: Лекции по спецкурсу. – Свердловск: УрГУ, 1987.
17. Майданова Л.М. Логическая схема газетного текста и способы её выражения // Журналистика развитого социализма: пути совершенствования работы журналиста: Сб. науч. тр. – Свердловск: УрГУ, 1984.
18. Майданова Л.М., Муравьева Н.В., Сметанина С.И. Целостность и связность газетного текста: Учеб. пособие. – Свердловск: УрГУ, 1984.
19. Мамалыга А.И. Структура газетного текста. – Киев: Вища шк., Изд-во при Киев. ун-те, 1983.
20. Мамалыга А.И. Структура газетного текста. – Киев: Вища шк., 1983.
21. Мучник Б.С. Человек и текст: Основы культуры письменной речи. - М.: Книга, 1985.
22. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 24-е, исправленное /Под общей редакцией Л.И. Скворцова. – М., 2003.
23. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Изд. 4. – М., 2003.
24. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М., 1997.
25. Русский язык: Энциклопедия. – М., 1979; 1988; 2003.
26. Современная газетная публицистика: Проблемы стиля /Под ред. И.П. Лысаковой и др. – Л.: ЛГУ, 1987.
27. Современный русский язык /Под редакцией Д.Э. Розенталя. – М., 1995; 1997.
28. Солганик Г.Я. Лексика газеты: Функциональный аспект (Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика». – М.: Высш. шк., 1981.
29. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович А.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. – М.: Наука, 1979.
30. Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста /Отв. ред. Л.А. Новиков. – М.: Наука, 1985.
31. Стилистика газетных жанров /Под ред. Д.Э. Розенталя. – М.: МГУ, 1981.
32. Терехова В.С. Специальная лексика в языке газеты: Учеб. пособие. – Л.: ЛГУ, 1982.
33. Толковый словарь русского языка конца ХХ в. /Ред. Г.Н. Скляревская. - СПб., 1998.
34. Трудности русского языка: Словарь-справочник журналиста /Под ред. Л.И. Рахмановой. Ч. 1-2. – М., 1993; 1994.
35. Функциональные стили. Лингвометодические аспекты /Отв. ред. М.Я. Цвиллинг. – М.: Наука, 1985.
36. Шмелев Д.Н. Современный русский язык: Лексика. – М., 1977.
37. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях: К постановке проблемы. – М., 1977.
38. Шанский Н.М. Русский язык: Лексика. Словообразование. – М., 1975.
39. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды: Печать, радио, телевидение, документальное кино /Под ред. Д.Э. Розенталя. – М.: МГУ, 1980.