Практические задания для самостоятельной работы (омонимы)
Задание 1. Ознакомьтесь с определениями омонимов, принадлежащих разным лингвистам, и укажите общие признаки, по которым эти определения могут быть объединены.
1. «Омонимы – это слова одинаковые по звучанию, но разные по своему значению…» (Р.А. Будагов).
2. «Омонимами называются слова, отличающиеся по значению, но одинаковые по звучанию и написанию…» (Л.Л. Введенская, И.И. Щеболева).
3. «Слова, одинаково звучащие, но никак не связанные между собой по смыслу, называются омонимами…» (А.В. Калинин).
Задание 2. Ознакомьтесь с «Предисловием» к «Словарю омонимов русского языка» О.С. Ахмановой (М., 1986) и подготовьте тезисы устного сообщения о теоретических установках автора словаря.
Задание 3. Из словаря Ожегова и словаря Ахмановой выпишите словарные статьи к словам бухта, вышка, выдаваться, занос, плита. Сопоставьте и объясните, что положено в основу толкования значения слов.
Задание 4. Найдите в отрывках лексические омонимы, омоформы, омофоны и омографы. Проследите, как используют их авторы для создания шуток и каламбуров.
1) Муза мне чаек мешает,
Помогает и мешает (Вознесенский).
2) А что же делает супруга
Одна в отсутствии супруга? (Лермонтов)
3) Защитник вольности и прав
В сем случае совсем не прав (Пушкин).
4) Сбежал с горы и замер в чаще.
Кругом мелькают фонари…
Как бьется сердце – злей и чаще!…
Меня проищут до зари (Блок).
5) Ноги давит узкий хром –
В день обмозолишься и станешь хром (Маяковский).
6) …Ваши принципы просты:
Вы очень любите остроты,
Но Вы боитесь остроты (Безыменский).
7) Область рифм моя стихия
И легко пишу стихи я (Минаев).
Задание 5. Подберите к каждому слову соответствующий омоформ, определите к какой части речи они относятся и составьте с ними словосочетания или предложения.
Образец: мой (мест.) карандаш – мой (глаг.) посуду.
Рублю, лечу, стекла, простой, стать, печь, течь, стих, дуло.
Задание 6. Пользуясь этимологическим словарем, объясните причины возникновения названных омонимов:
ласка – ласка рысь – рысь
брак – брак кран – кран
завод – завод клуб – клуб
лира – лира брань – брань
Задание 7. В отрывках из произведений А.С. Пушкина укажите, где использована многозначность, а где омонимия слова свет.
1) Ой вы, гости–господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?
.
2) И в молчаливом кабинете,
Забыв на время все на свете,
Осталась наконец одна.
3) Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
4) Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
5) Прости, веселая природа,
Меняю милый, тихий свет
На шум блистательных сует…
Задания для самостоятельной работы (синонимы)
Задание 1. Знакомьтесь с определениями синонимов; в чем их сходство, а в чем различие?
1. «Синонимами считаются слова, которые имеют одно и то же
лексическое значение, различаясь лишь оттенками значения, экспрессивной окраски и принадлежностью к тому или иному стилистическому слою языка, и которые имеют хотя бы частично совпадающую сочетаемость, так как только в этом случае они способны замещать друг друга в реальных контекстах» (З.Е. Александрова).
2. «Анализ конкретного материала позволяет принять за основу синонимии близость значений, выражающих одно понятие в целостной совокупности его признаков» (А.А. Брагина).
3. «Синонимы – это близкие по значению, но разнозвучащие слова, выражающие оттенки одного понятия…» (Р.А. Будагов).
4 .«Синонимы – слова, идентичные или сходные по значению, способные заменить друг друга в том или ином контексте» (Л.А. Булаховский).
5. «Синонимы – слова одной и той же части речи, имеющие полностью или частично совпадающие лексические значения» (Т.Г. Винокур).
Задание 2.Пользуясь словарями синонимов (а также толковыми), подберите синонимы ко всем значениям приводимых слов.
Волнение, воспитанник, большой, быстрый, бранить, жечь.
Задание 3. Определите типы синонимов:
Лик, лицо, морда, гармония, созвучие, строй, согласие; брести, плестись, тащиться, тянуться; инструкция, руководство, наставление, работа, труд; орфография, правописание; лгун, лжец, обманщик, врун, брехун.
Задание 4. Сгруппируйте слова в синонимические ряды, выделяя доминанту.
I. Баталия, бездна, битва, бой, крепость, мануфактура, обилие, масса, материал, материя, множество, побоище, обилие, пропасть, сеча, твердыня, прорва, сражение, ткань, тьма, укрепление, уйма, цитадель.
II. Энергичный, слабый, смелый, активный, заносчивый, деятельный, безвольный, храбрый, высокомерный, инициативный, мягкотелый, бесхарактерный, мужественный, предприимчивый, слабовольный, надменный, отважный, гордый, бесстрашный.
Задание 5. Выделите доминанту синонимического ряда:
1) худощавый, тощий, сухой, худой, поджарый;
2) болезнь, недуг, заболевание, недомогание, нездоровье, немощь, хворь;
3) весьма, очень, сильно, крайне.
Задание 6. К каждому существительному подберите определение из группы прилагательных – синонимов:
1) язык, растение, мода, книги, гость, товар, обычай, обувь: заграничный, иностранный, зарубежный, чужеземный, заморский;
2) ответ, ветер, разговор, ребенок, интерес: резвый, бойкий, шустрый, порывистый, живой.
Задание 7. Для толкования каждого из значений многозначного слова
подберите наиболее подходящий синоним из слов, приведенных в скобках.
Вредная привычка, вредная девчонка (упрямая, опасная); узкая талия, узкая комната (тонкая, тесная); жестокий человек, жестокий мороз (безжалостный, сильный); открыть воду, открыть окно, открыть глаза, открыть шею (разомкнуть, пустить, обнажить, распахнуть).
Задание 8. Подберите к приводимым словам стилистические синонимы.
Архитектор ваятель, вояка, высотник, деньги, перерыв, письмо, поездка; нелюбимый, преждевременный, скупой.
Задание 9. Замените иноязычные слова русскими синонимами.
Агрессор, аморфный, апломб, генеральный, иллюзия, мемуары, архитектор, дефект, полисемантичный, фрагмент, сервиз, вояж, индивидуальный, коллективный, лаконичный, метаморфоза.