Морфологические средства связи предложений в тексте
Алгоритм доказательства «Данное высказывание есть текст».
Перед нами текст.
1. Во-первых, данный текст имеет чёткие границы: у него есть начало и конец.
2. Во-вторых, это связное высказывание.
Текст состоит из __ предложений. Предложения в нём расположены в определённом порядке (порядок следования предложений изменить нельзя, так как нарушатся смысловые и грамматические связи между ними).
3. В-третьих, все предложения в тексте связаны по смыслу (для этого необходимо найти тему и идею текста).
В тексте говорится о __ (это есть тема текста.) Основная мысль заключается в таких предложениях : __
NB! Если основная мысль (идея) текста не выражена словесно, её необходимо сформулировать самим.
4. В-четвёртых, все предложения в тексте связаны грамматически (для этого нужно найти способ и средства связи предложений в тексте).
Способы связи:
А) цепной (одно предложение вытекает из другого; предложения связываются в текст при помощи сцепляющих слов).
Б) параллельный (первое предложение сообщает нечто общее, а каждое следующее, начиная со второго, раскрывает и дополняет смысл первого; в качестве скрепляющего средства выступает одинаковый порядок расположения главных членов предложения, то есть сходство в построении предложений).
В) комбинированный (в тексте присутствует и цепная, и параллельная связь).
Средства связи предложений в тексте.
I. Лексические средства:
A) повтор одного и того же слова,
Б) однокоренные слова,
B) синонимы,
Г) антонимы,
Д) перифраз - описательный оборот,
Е) родо-видовые слова,
Ж) слова одной тематической группы.
II. Морфологические средства:
A) местоимения;
Б) союзы;
B) частицы;
Г) наречия;
Д) видо-временная соотнесённость глаголов-сказуемых;
Е) степени сравнения прилагательных и наречий.
III. Синтаксические средства:
А) единство интонации (тона высказывания, эмоциональной тональности);
Б) сходство в построении предложений:
• Сходство в расположении главных членов в предложениях;
[ – =] или [ = –];
• Синтаксический параллелизм – одинаковый порядок расположения всех членов предложения;
В) синтаксическая анафора – повтор первого слова в соседних предложениях; Г) композиционный стык;
Д) парцелляция;
Е) неполные предложения;
Ж) вводные слова и предложения;
З) антитеза;
И) обращение;
К) именительный представления (именительный темы).
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ.
1 ) Лексический повтор (повтор одного и того же слова).
!!! Черное озеро названо так по цвету воды. Вода в нем черная и прозрачная.
(Слово вода выступает здесь в качестве скрепляющего слова)
2) Использование однокоренных слов в качестве сцепляющих слов.
!!!С малых лет учись быть верным слову. Верность слову - твоя личная честь.
3) Синонимы - слова, разные по написанию, но одинаковые по значению.
!!! Тропинка привела нас к обрыву,
Под кручей шумела река.
4) Антонимы - слова, противоположные по значению.
!!! Хорошее долго помниться. Плохое, к счастью, забывается.
5) Перифраз - описательный оборот речи. Одно слово, обозначающее какой-либо предмет, событие или явление, заменяется словосочетанием.
!!! Над самой головой раздавался громкий стук дятла. Это лесной доктор обследовал больное дерево.
6) Родовидовые слова:
В начале текста можно найти родовое слово, т.е. слово, обозначающее общее понятие, например: деревья, цветы, птицы.
В других предложениях рассредоточены видовые слова: береза, липа, елка...
!!! В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвели лиловые колокольчики. В густой траве на лесных полянах мы находили душистые ночные фиалки. А на берегу реки любовались голубыми незабудками.
7) Слова одной тематической группы (в тексте четко прослеживается определенная тема, например: Родина, природа, погода; в тексте рассредоточены слова на эту тему).
!!! Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. (В тексте затронута тема "Весна". В ней мы можем найти слова, связанные с этой темой: птицы поют, почки пахнут, ручьи звенят).
Морфологические средства связи предложений в тексте
1. Местоимения (личные: он, она, оно, они; указательные: этот, такой, тот).
|| В поле стоит берёзка. Она точно живая, вся трепещет на ветру.
Я выхожу на поляну. За ней (Т.п.) виден густой, старый ельник.
Над посёлком плыло тёмное небо с яркими звёздами. Такие (указ.) звёзды бывают только осенью.
2. Союзы (любые союзы, чаще всего: и, а, но, тоже, также).
|| На реке стоял полный штиль, безветрие. Лазурная безмятежность неба тоже ничего дурного не предвещало. И настроение у экипажа парохода было доброе.
3.Частицы (смысловые частицы, которые вносят в предложения различные
смысловые оттенки).
а) вопрос: разве, неужели, ли;
б) восклицание: что за, как;
в) указание: вот (а вот), вон (а вон);
г) сомнение: вряд ли, едва ли;
д) ограничение: только, лишь, исключительно, почти;
е) усилительные: даже (даже и), же, ведь, уж, всё, все-таки.
|| В твоём докладе мало живых примеров. Едва ли он понравится слушателям.
4. Наречие: показывают на последовательность совершаемых действий (сначала, потом, наконец); указательные наречия (здесь, там, тут).
|| Как голосисто кукарекал петух на заре! Сначала за стенкой в сарайчике раздавались короткие удары крыльями. Потом петух уверенно брал первое колено песни. Затем он плавно переходил на более спокойное «ку», тянул его и благополучно завершал всё своё «ку-ка-ре-ку».
5. Видовременная соотнесённость глаголов-сказуемых: должен соблюдаться единый временной план текста, это значит, глаголы-сказуемые в основном относятся к одному виду и стоят в одном времени.
|| С причала молнией метнулась (сов.в., прош.вр.) в воду большая чёрная собака. Она быстро подплыла (сов.в., прош.вр.) к утопающему, схватила (сов.в., прош.вр.) его за одежду и «отбуксировала» (сов.в., прош.вр.) на берег.