Морфологические средства связи предложений в тексте

Алгоритм доказательства «Данное высказывание есть текст».

Перед нами текст.

1. Во-первых, данный текст имеет чёткие границы: у него есть начало и конец.

2. Во-вторых, это связное высказывание.

Текст состоит из __ предложений. Предложения в нём расположены в определённом порядке (порядок следования предложений изменить нельзя, так как нарушатся смысловые и грамматические связи между ними).

3. В-третьих, все предложения в тексте связаны по смыслу (для этого необходимо найти тему и идею текста).

В тексте говорится о __ (это есть тема текста.) Основная мысль заключается в таких предложениях : __

NB! Если основная мысль (идея) текста не выражена словесно, её необходимо сформулировать самим.

4. В-четвёртых, все предложения в тексте связаны грамматически (для этого нужно найти способ и средства связи предложений в тексте).

Способы связи:

А) цепной (одно предложение вытекает из другого; предложения связываются в текст при помощи сцепляющих слов).

Б) параллельный (первое предложение сообщает нечто общее, а каждое следующее, начиная со второго, раскрывает и дополняет смысл первого; в качестве скрепляющего средства выступает одинаковый порядок расположения главных членов предложения, то есть сходство в построении предложений).

В) комбинированный (в тексте присутствует и цепная, и параллельная связь).

Средства связи предложений в тексте.

I. Лексические средства:

A) повтор одного и того же слова,

Б) однокоренные слова,

B) синонимы,

Г) антонимы,

Д) перифраз - описательный оборот,

Е) родо-видовые слова,

Ж) слова одной тематической группы.

II. Морфологические средства:

A) местоимения;

Б) союзы;

B) частицы;

Г) наречия;

Д) видо-временная соотнесённость глаголов-сказуемых;

Е) степени сравнения прилагательных и наречий.

III. Синтаксические средства:

А) единство интонации (тона высказывания, эмоциональной тональности);

Б) сходство в построении предложений:

• Сходство в расположении главных членов в предложениях;

[ – =] или [ = –];

• Синтаксический параллелизм – одинаковый порядок расположения всех членов предложения;

В) синтаксическая анафора – повтор первого слова в соседних предложениях; Г) композиционный стык;

Д) парцелляция;

Е) неполные предложения;

Ж) вводные слова и предложения;

З) антитеза;

И) обращение;

К) именительный представления (именительный темы).

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ.

1 ) Лексический повтор (повтор одного и того же слова).

!!! Черное озеро названо так по цвету воды. Вода в нем черная и прозрачная.

(Слово вода выступает здесь в качестве скрепляющего слова)

2) Использование однокоренных слов в качестве сцепляющих слов.

!!!С малых лет учись быть верным слову. Верность слову - твоя личная честь.

3) Синонимы - слова, разные по написанию, но одинаковые по значению.

!!! Тропинка привела нас к обрыву,

Под кручей шумела река.

4) Антонимы - слова, противоположные по значению.

!!! Хорошее долго помниться. Плохое, к счастью, забывается.

5) Перифраз - описательный оборот речи. Одно слово, обозначающее какой-либо предмет, событие или явление, заменяется словосочетанием.

!!! Над самой головой раздавался громкий стук дятла. Это лесной доктор обследовал больное дерево.

6) Родовидовые слова:

В начале текста можно найти родовое слово, т.е. слово, обозначающее общее понятие, например: деревья, цветы, птицы.

В других предложениях рассредоточены видовые слова: береза, липа, елка...

!!! В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвели лиловые колокольчики. В густой траве на лесных полянах мы находили душистые ночные фиалки. А на берегу реки любовались голубыми незабудками.

7) Слова одной тематической группы (в тексте четко прослеживается определенная тема, например: Родина, природа, погода; в тексте рассредоточены слова на эту тему).

!!! Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. (В тексте затронута тема "Весна". В ней мы можем найти слова, связанные с этой темой: птицы поют, почки пахнут, ручьи звенят).

Морфологические средства связи предложений в тексте

1. Местоимения (личные: он, она, оно, они; указательные: этот, такой, тот).
|| В поле стоит берёзка. Она точно живая, вся трепещет на ветру.

Я выхожу на поляну. За ней (Т.п.) виден густой, старый ельник.

Над посёлком плыло тёмное небо с яркими звёздами. Такие (указ.) звёзды бывают только осенью.

2. Союзы (любые союзы, чаще всего: и, а, но, тоже, также).

|| На реке стоял полный штиль, безветрие. Лазурная безмятежность неба тоже ничего дурного не предвещало. И настроение у экипажа парохода было доброе.

3.Частицы (смысловые частицы, которые вносят в предложения различные
смысловые оттенки).

а) вопрос: разве, неужели, ли;

б) восклицание: что за, как;

в) указание: вот (а вот), вон (а вон);

г) сомнение: вряд ли, едва ли;

д) ограничение: только, лишь, исключительно, почти;

е) усилительные: даже (даже и), же, ведь, уж, всё, все-таки.

|| В твоём докладе мало живых примеров. Едва ли он понравится слушателям.

4. Наречие: показывают на последовательность совершаемых действий (сначала, потом, наконец); указательные наречия (здесь, там, тут).

|| Как голосисто кукарекал петух на заре! Сначала за стенкой в сарайчике раздавались короткие удары крыльями. Потом петух уверенно брал первое колено песни. Затем он плавно переходил на более спокойное «ку», тянул его и благополучно завершал всё своё «ку-ка-ре-ку».

5. Видовременная соотнесённость глаголов-сказуемых: должен соблюдаться единый временной план текста, это значит, глаголы-сказуемые в основном относятся к одному виду и стоят в одном времени.

|| С причала молнией метнулась (сов.в., прош.вр.) в воду большая чёрная собака. Она быстро подплыла (сов.в., прош.вр.) к утопающему, схватила (сов.в., прош.вр.) его за одежду и «отбуксировала» (сов.в., прош.вр.) на берег.

Наши рекомендации