Историзмы и архаизмы, их употребление в речи. Виды архаизмов
Истори́змы — слова или устойчивые словосочетания, представляющие собой названия существовавших когда-то, но исчезнувших предметов, явлений человеческой жизни. Историзмы относятся к пассивному словарю и не имеют синонимов в современном языке.
Возраст историзма может исчисляться как столетиями (смерд, боярин, братина), так и десятилетиями (нэпман, ликбез, продналог).
Примеры: тиун, бортничать, смерд, боярин, братина, нэпман, ликбез, продналог.
Архаизмы – это устаревшие слова и выражения, придающие речи торжественность: Угас, как светоч, дивный гений; Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия.... Могут быть собственно лексическими (устаревшие слова, названия существующих и сейчас предметов и понятий: перст - палец, вещий - мудрый, острог - тюрьма) и лексико-семантическими (устаревшее значение слова: аттестат - письменное свидетельство о службе, поведении кого-либо; станция - место остановки на больших дорогах, где проезжающие меняли лошадей; свет - высшее общество, круг людей, принадлежащих к привилегированным классам).
Архаизмы - (от греч. archaios — древний) устарелые для определенной эпохи, вышедшие из употребления языковые элементы (слова, выражения, аффиксы), замененные другими.
Виды архаизмов.
- Архаизм лексический. Устаревшее слово, имеющее в современном языке соответствующий синоним. Вотще (напрасно, тщетно), выя (шея), издревле (исстари), лицедей (актер), сей (этот), сиречь (то есть).
- Архаизм семантический. Слово, сохранившееся в современном языке, но употребляемое в устаревшем значении. Живот (в значении “жизнь”), позор (в значении “зрелище”), сущий (в значении “существующий”).
- Архаизм лексико-фонетически и. Слово, сохранившее прежнее значение, но имеющее другое звуковое оформление вместо устаревшего. Гистория (история), глад (голод), еще (ещё), зерцало (зеркало), пиит (поэт).
- Архаизм лексико-словообразоват е л ь н ы й. Слово, сохранившее свое значение, но имеющее иное словообразовательное строение вместо прежнего, устаревшего. Действо (бедствие), ответствовать (отвечать), пастырь (пастух). В плане стилистическом архаизмы используются:
а) для воссоздания исторического колорита эпохи (обычно в исторических романах, повестях);
б) для придания речи оттенка торжественности, патетической взволнованности (в стихах, в ораторском выступлении, в публицистической речи);
в) для создания комического эффекта, иронии, сатиры, пародии (обычно в фельетонах, памфлетах);
г) для речевой характеристики персонажа (например, лица духовного звания).
Архаизмы принципиально отличаются от историзмов. Если историзмы — это названия устаревших предметов, то архаизмы — это устаревшие наименования вполне обычных предметов и понятий, с которыми мы постоянно сталкиваемся в жизни.
15. Стилистическая окраска слова. Типы стилистической окраски слов.
Слова стилистически неравноценны. Одни воспринимаются как книжные (интеллект, ратификация, чрезмерный, инвестиции, конверсия, превалировать), другие - как разговорные (заправский, сболтнуть, малость); одни придают речи торжественность (предначертать, волеизъявление), другие звучат непринужденно (работа, говорить, старый, холодно). «Все многообразие значений, функций и смысловых нюансов слова сосредоточивается и объединяется в его стилистической характеристике», - писал акад. В.В. Виноградов При Стилистической окраске словстилистической характеристике слова учитывается, во-первых, его принадлежность к одному из функциональных стилей или отсутствие функционально-стилевой закрепленности, во-вторых, эмоциональная окраска слова, его экспрессивные возможности.
НАУЧНЫЙ
1⃣ Научный- неоднородность
-общенаучный(собственно-научный)
ЦЕЛЬ:сообщить новую информацию( ученый➡️ученому)
Монография- книга посвящена глубочайшему рассмотрению одного слова, предмета
Авторская или коллективная
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ: Термины, книжная лексика
Общенаучная лексика, слова используются только в науке( цели, задачи, методы, вывод)
Нейтральные слова/ межстилевая лексика( не обладают окраской)
2⃣ Учебно-научный ученый➡️ученику
ЦЕЛЬ:научить
ЖАНРЫ: учебник, газеты,лекция, реферат, доклад.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ термины, примеры, иллюстрации, примеры,
Уровень посторонних материала: от простого к сложному
Нейтральная лексика, очень много примеров
3⃣ Научно-популярный/ начну публицистический ученый➡️широкой аудитории
ЦЕЛЬ: просто, доступно, ясно, занимательно.
ЖАНРЫ: статьи, телерепортаж/ радиорепортаж, выступление.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ: смесь научного и публицистического. Изобразительно-выразительные черты.
4⃣ Справочно-информационный
ЦЕЛЬ: сориентировать человека в потоке информации, дать ориентацию.
5⃣ Научно-технический
ЖАНР: технический,
ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ
1⃣ Канцелярский (все документы)
2⃣ Дипломатический (язык дипломатов)
3⃣ Юридический (юриспруденция)
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ (СМИ)
Черты языка: лексика разнообразная.
Используются: метафоры, фразеологизмы, языковая игра( намеренная неправильность)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
РАЗГОВОРНЫЙ
Язык худ. Литературы
Характерны: неполные фразы, разговорные слова, эмоциональная лексика.
Диалог, жаргон, просторечие.
16. Неоправданное употребление слов с различной стилистической окраской. Смешение стилей.
Стилистическую оценку употреблению в речи слов с различной стилистической окраской можно дать лишь имея в виду конкретный текст, определенный функциональный стиль, так как слова, необходимые в одной речевой ситуации, бывают неуместны в другой.
Серьезным стилистическим недостатком речи может стать введение публицистической лексики в тексты непублицистического характера.
Причиной стилистических ошибок в книжных стилях может стать неуместное употребление разговорных и просторечных слов. Их использование недопустимо в официально-деловом стиле.
В научном стиле ошибки возникают из-за неумения автора профессионально и грамотно использовать термины. В научных произведениях нецелесообразна замена терминов словами близкого значения.
Включение терминологической лексики в тексты, не относящиеся к научному стилю, требует от автора глубокого знания предмета. Недопустимо дилетантское отношение к специальной лексике, ведущее не только к стилистическим, но и к смысловым ошибкам.
Использование терминов становится стилистическим недочетом изложения, если они непонятны читателю, для которого предназначается текст. В этом случае терминологическая лексика не только не выполняет информативной функции, но и мешает восприятию текста.
Псевдонаучный стиль изложения часто становится причиной неуместного комизма речи, поэтому не следует осложнять текст там, где можно выразить мысль просто.