Воспитание толерантности - воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.

Представленная ниже система классных часов и коллективно-творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться к жизни.

Можно предложить следующую последовательность мероприятий:
1-5 классы: воспитание эмпатии, сочувствия, сопереживания посредством вовлечения учащихся в открытое детское движение «Муравьиное братство».
7-9 классы: обучение учащихся пониманию друг друга, умению признавать точку зрения другого, умению выходить из конфликтной ситуации, раскрытие интереса к другим народам, нациям посредством музейной педагогики, педагогики поддержки «Островок общения», работы учащихся по сохранению школьных традиций.
10-11 классы: формирование активной жизненной позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание права другого человека. В средних классах рекомендуется использовать интерактивные методы обучения - это модель открытого обсуждения, развивающая в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.

Черты, присущие толерантной личности и интолерантной личности.

Толерантная личность Интолерантная личность
Уважение мнения других Непонимание. Эгоизм.
Доброжелательность. Игнорирование. Цинизм.
Желание что-либо делать вместе. Нетерпимость.
Понимание и принятие Выражение пренебрежения.
Чуткость, любознательность. Раздражительность.
Доверие, гуманизм. Равнодушие.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Подходы к воспитанию толерантности:

Личностно-ориентированный Деятельностный:
• признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение; • признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими; • опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, партнера; • индивидуальный подход • опора на активность, сознательность и самостоятельность • ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка; • обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов; • построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей

Функции толерантности

1. Креативная - обеспечивает возможность творческого преобразования
окружающей действительности; создает условия для безопасного
проявления дивергентности, творческой активности; создает условия для
творческого самоутверждения.

2. Регулирующая — позволяет сдержать неприязнь в сочетании с
отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную;
предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций;
ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.

3. Воспитательная - обеспечивает передачу опыта позитивного
социального взаимодействия и опыта человечества в целом; является
совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме;
обеспечивает успешную социализацию; развивает нравственное
понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.

4. Культуросохраняющая — обеспечивает сохранение и преувеличение
культурного опыта группы, этноса, общества.

5. Мирообеспечивающая - определяет многомерность среды и
разнообразных взглядов; обеспечивает гармоничное мирное
сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по
различным признакам; служит общественным гарантом
неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода
меньшинствам и легализует их положение с помощью закона

6. Психологическая — служит основой для нормализации психологической
атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания,
поддержки), поддерживает и развивает самооценку личности, группы; снижает порог
чувствительности к неблагоприятным факторам.

7.Коммуникативная - развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию; позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.

Занятия строятся таким образом, что каждый участник "проживает" различные ситуации, определяет свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к убеждению, к умению отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать другого и т.д. Так, каждый узнает себя как партнера по общению, открывает в себе самые разнообразные стороны личности: те, которые помогают установить контакт и те, которые мешают этому.

Занятия строятся в игровой форме. К такому виду работы оказываются готовы участники и руководитель, которые более свободно чувствуют себя в условно-импровизационной ситуации, где общение строится по предложенным блокам: информационному, интерактивному, перцептивному. Игры на восприятие и взаимопонимание помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые причины их поведения.

В задачи игр входит: развивать уважение и самоуважение, преодолевать внутреннее беспокойство, учиться поддерживать друг друга, уметь доверять и доверяться, преуспевать без соперничества, верить, что все это необходимо и в школе.
Обучение через общение основано на умении принять чужую точку зрения и поддержке; атмосфере, способствующей честности и открытости; на поощрении и руководстве; на полном согласии и доверии учеников. Воспитатель и воспитанник - часть одной команды, они работают над достижением общей цели.
В старших классах можно предложить следующую методику воспитания толерантности:

1. Слово педагога о толерантности. Игра "Ассоциации" (терпение; терпимость). Обсуждение ассоциативных понятий: сходство и различия - определение понятий "Терпение,терпимость,толерантность".
2. Способы воспитания терпимости (толерантности); развитие восприимчивости ко всему новому, необычному. Воспитание способности видеть Другого. Игра: "Смотрящий и видящий". Обсуждение поведенческих характеристик, этических умений. Тест "Изменить себя или другого". Причины конфликтности людей (нетерпимости). Упражнение"Эгоцентрик". Упражнение "Дружеский шарж". Способность "не видеть", "не замечать". Игра "Почта комплиментов". Рефлексия.

3. Воспитание способности "слышать «Другого». Упражнение "Психология восприятия информации". Упражнение "Поза и интонация". Рефлексия.
4. Воспитание способности "принимать «Другого». Игра-эксперимент "Ракурс. Аспект. Позиция".Рефлексия.
5. Тренинг. Техника повышения социо-культурной толерантности и эмпатии.
Планируемые результаты:

- Снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах.
- Уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных, политических и т.п. разногласий.

- Достижение гармонии между «Я» каждого ученика и «МЫ» , под которым подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям.
Диагностика толерантности проводится путем психолого-педагогического мониторинга школьной тревожности, дезадаптивности, повышенной агрессии. (Айзенка, Веймера и др.) Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у детей навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

* Возникают два вопроса: с какого возраста и с чего начинать формирование толерантности? Мы считаем, что формирование толерантности — длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную внутреннюю установку, то и ребенок, попадая в государственные образовательные учреждения, естественно, не будет готов принимать других такими, какие они есть. Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, всего того, что, в конечном счете, определяет индивидуальное и коллективное поведение людей, должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением.

* Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Очень удобно, эффективно показывать это с помощью этнопедагогических средств через природу, игру, традиции, быт, искусство, фольклор.

* На бытовом уровне мы постоянно впитываем, осваиваем традиции и обычаи своих соседей, в школе изучаем историю других народов, постигаем общность нашего социально-исторического развития. И дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения в совместной деятельности,в повседневных контактах. Именно это помогает преодолеть национальное самовозвеличивание, чувство национальной исключительности. Достоинства людей — их личные, а не национальные черты, недостатки человека относятся к данному человеку, а не к народу. Кичиться своей принадлежностью к той или иной национальности — признак бескультурья, невоспитанности.Условия, при которых система формирования толерантности будет эффективна, включают в себя:

• развитие в учениках гордости за ту этническую культуру, которую они унасле­довали (традиции, язык, сказания, песни и т.д.);

• включение мультикультурного материала во все аспекты обучения и воспита­ния;

• развитие принятия и уважения этнических форм и отличий; •создание атмосферы, в которой ученики не боялись бы рассказать о своих проблемах, о недружественном отношении к ним со стороны других учеников;

• проведение идеи равенства всех этнических групп народов России, не выделяя при этом ни одних из этносов.

Реализация поставленных задач через:

1. Тренинг общения (овладение социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений; развитие способности адекватно, непредвзято оценивать себя и других людей; диагностика и коррекция личностных качеств детей, мешающих реальному и продуктивному межэтническому общению);

2. Психодрамма или социодрамма (социально – психологический театр, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние человека)

3. Ролевая игра (направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта самоуправления поведением)

4. Творческий проект (пошив национальных костюмов для куклы, составление ребусов, кроссвордов, использую пословицы, поговорки, загадки, сказки разных народов. Это повышает активность учащихся на уроках и способствует осознанному изучению материала)

5. Знакомство с традициями, обрядами, фольклором разных народов (приоритетным является чувственно-эмоциональное переживание школьниками красоты северного края, погружение в мир музыкальной и художественной культуры). Организованный процесс воспитания культуры межнационального общения требует соблюдения основного правила — толерантности по отношению к людям различных вероисповеданий и этнической принадлежности. В наше конфликтное время воспитание толерантного отношения к другим народам и культурам — одна из важнейших социальных задач школы. Решить ее — значит во многом решить проблему межнационального согласия.

Задача педагогов - создать такую образовательную среду, которая позволила бы раскрыть перед детьми на примере жизненного пути выдающихся людей севера прошлого и настоящего возможности самореализации и самосозидания человека, воспитания этнотолерантности. Решение этой задачи - через программу практических занятий : тренинги, уроки толерантности, классные часы, мероприятия.

Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все дети в классе были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, то есть быть толерантным.

"Самостоятельная работа на уроках биологии "

Бычковская Надежда Алексеевна,

МБОУ "Средняя школа № 5" г.Когалым

Ханты-Мансийский АО – Югра

В настоящее время прогресс идет быстрыми темпами, окружающий мир претерпевает изменения, за которыми сложно успеть. В связи с этим та знаниевая парадигма образования, которая была в нашей стране, заменяется другой, деятельностной, когда важно научиться учиться. В связи с этим изменился и портрет выпускника школы. Так современный выпускник школы должен обладать определенными качествами и умениями, например, он должен уметь объективно оценивать себя в изменяющемся мире, иметь навыки саморегуляции, осознавать важность образования и самообразования, применять знания на практике, быть готовым к конструктивному взаимодействию с людьми и принятию важных решений.

Наблюдая за учащимися в процессе своей педагогической практики, я уже давно обратила внимание, что некоторым учащимся нравится быть пассивными на уроках, слушая объяснение учителя. Однако в этом случае процент усвоения материала будет минимальным. Во время же активной самостоятельной деятельности увеличивается как усвоение информации, так и повышается интерес к предмету. Таким образом, я сделала вывод, что необходимо включать большее количество самостоятельной работы на уроке и внеурочной деятельности, формируя умение учиться. Тем более, что по новым ФГОСам самостоятельной деятельности учащихся отводится большая роль.

Учителю необходимо научить ученика разнообразным видам деятельности , в том числе научной организации умственного труда, т.е. как говорит, древняя мудрость: если хочешь помочь голодному, дай ему не рыбу, а удочку, в данном случае - это методы, которые позволят учащимся самостоятельно извлекать необходимую информацию и применять полученные знания .

В некоторых случаях еще можно видеть учащихся, которые требуют объяснения от учителя. Это говорит о том, что самостоятельная деятельность у данных ребят не сформирована. Каким же образом необходимо вести работу, чтобы у учащихся было желание самостоятельно добывать знания? Огромную роль играет мотивация и организация работы на уроках и внеурочное время.

Детей необходимо учить самостоятельной работе постепенно, следуя принципам дифференцированного подхода, планомерного возрастания интеллектуальных нагрузок. Приобрести знания учащиеся могут только самостоятельно, затратив на это энергию. И учитель должен так организовать деятельность учащихся, чтобы быть руководителем самостоятельной работы школьников.

Самостоятельная работа учащихся - это такой вид деятельности, в процессе которой они должны за определенное время, проявляя инициативу и активность, решить без помощи педагога поставленную перед ним задачу. В настоящее время это определение можно изменить, так как учащийся должен научиться самостоятельно ставить цели и находить способы их достижения, уметь проводить самодиагностику.

По цели применения самостоятельные работы могут быть: обучающими; тренировочными; закрепляющими; развивающими; творческими; контрольными. Я в своей практике использую разные формы самостоятельных работ. Рассмотрим некоторые из них.

Работа с книгой. Сюда относится составление плана, разных видов конспектов, поиск ответов на вопросы, чтение с пометками: + (известная информация), - (новая информация), ! (это меня удивило),? (хотелось бы узнать подробнее), работа со справочной литературой и др. Систематически работая с книгой, школьники учатся выделять главные мысли текста, понимать рисунки, схемы, графики, таблицы. Составление и "чтение" таблиц, схем и т.д. развивают навык "сворачивания" и "разворачивания" информации из одной формы в другую. По иллюстрациям книги можно составлять рассказы, сравнивать изображенные объекты или процессы, устанавливать связь между строением и функцией органа, выявлять черты приспособленности к окружающей среде. Очень важна на уроках биологии работа с терминами.

Навык смыслового чтения развивается такими заданиями как "озаглавь текст", "поставь вопросы к тексту". Такие мыслительные навыки, как анализ, синтез, сравнение, логика, вывод развиваются при выполнении например, таких заданий: 1) провести анализ таблицы "Наследственная изменчивость видов семейства Бобовые" и заполнить пропуски в формулировке закона; 2) заполнить таблицу "Сравнение естественного и искусственного отбора по определенным показателям"; 3) составить схему по изучаемому тексту; 4) составить вопросы к тексту; 5) найти биологические ошибки в тексте; 6)составить синквейн и др.

Лабораторные и практические работы проводятся либо с использованием учебника, где записаны задания для выполнения лабораторных работ, либо с инструктивными карточками. Вызывает большой интерес и использование средств ИКТ, например, лабораторная работа по определению групп крови, которая проводится в режиме онлайн. Ссылка: http://www.modernbiology.ru/ur_vnsr/labkrov.swf

Практические работы выполняются как индивидуально, так и в группе. Например, для построения графика "нормы реакции" используется информация каждой пары учащихся, которые измеряют длину листьев сосны.

Домашние задания, внеурочная деятельность, включающие проектные и творческие задания. Они могут быть разнообразны. Например, составить связный рассказ, используя перечисленные понятия: постэмбриональное развитие, метаморфоз, прямое развитие, яйцо, личинка, куколка, имаго, чешуекрылые, прямокрылые, рыбы, птицы.

Творчество и умение работать с информацией проявляется у учащихся, выполняющих задание - создать на компьютере или в бумажном варианте рекламу, листовку в защиту исчезающего вида, о здоровом образе жизни, против курения и т.д. Еще можно предложить такие задания как: собрать, оформить, описать коллекцию, например, семян; составить тесты, числовой или буквенный диктант; создать презентацию по определенной теме; составить и провести ботаническую или зоологическую экскурсию с использованием Интернета; самостоятельно провести исследование в виде эксперимента; составить кроссворд; приготовить доклад по теме; провести исследование в форме анкетирования или опроса в социуме для выявления тенденций, подтверждения гипотезы; создать модель органа, процесса, допустим, модель Дондерса; подготовиться к интеллектуальной тематической игре, типа "Умники и умницы" и т.п.; подготовить театрализованное действие по теме. Или например, задание - составить конспект изучения темы "Закономерности изменчивости" в такой форме: цели изучения, основные понятия, термины, ученые, внесшие вклад в изучение вопросов изменчивости, опорный конспект темы.

Упражнения тоже могут быть очень разными, рассмотрим, некоторые из них. 1) Из предложенных рисунков (или гербариев) растений выбрать лекарственные травы, назвать их назначение. 2) Определить растения с завязанным глазами (например, растения со специфическим запахом - укроп, мята, герань).

Также учащиеся самостоятельно выполняют работы в тетрадях на печатной основе, решают биологические задачи, в том числе по генетике, молекулярной биологии и др. Пример задачи. Вступили в брак гетерозиготный темноволосый отец и блондинка. Какова вероятность рождения детей со светлыми волосами в этой семье? Интересны развивающие задания, например, когда надо найти ответ, используя аналогию:

буква биомолекула
слово ?
предложение клетка

Проверочные работы. Формы проверки знаний также разнообразны. Это может быть выполнение тестовых заданий. Вопросы могут быть такими: если взять для синтеза белка рибосомы и ферменты от бактерии, АТФ и аминокислоты от гриба, ДНК от ящерицы, то будут синтезироваться белки: а) гриба; б) ящерицы; в) бактерии; г) всех трех организмов.

Также вопросы в заданиях могут быть на сравнение: сравните ДНК и РНК, на выбор "лишнего" из списка: заяц, лев, волк, лягушка, орел; на построение логической цепочки: эритроцит, кровеносная система, гемоглобин, кровь, организм; на обобщение: назвать одним словом - грибы, симбиоз, водоросли (лишайник); и др.

Для быстрой самодиагностики удобно проводить буквенные или цифровые диктанты, где ответы: 0 - да, 1- нет, например 1) Все насекомые способны к полету. (0) 2. У всех насекомых три пары конечностей (1).

Важно, чтобы задания были не просто репродуктивного уровня, а развивали мышление.

Экскурсии привлекают внимание учащихся к природным явлениям, устанавливают связи теории с практикой. Во время подготовки к экскурсии учащиеся получают задания для самостоятельной работы, проводится беседа о содержании и оформлении отчета, о правилах поведения на экскурсии. После проведения экскурсии учащиеся оформляют отчет об экскурсии с рисунками или фотографиями с использованием ПК.

Таким образом, самостоятельная работа способствует развитию умения находить ответы на вопросы, вычленять главное, выдвигать гипотезы, объяснять явления, проверять и исправлять ошибки. Учащимся предлагается свободный выбор заданий разной сложности, разнообразные творческие работы, раскрывающие потенциальные возможности ребенка. Самостоятельная работа способствует прочному и глубокому усвоению изучаемого материала.

Литература:

1. Активные формы и методы обучения биологии: Опорные конспекты по биологии: книга для учителя /Сост. Л.В. Реброва, Е.В. Прохорова. – М.: Просвещение, 1997. - 159 с.

2. Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной деятельности” // Открыт. школа. – 1998. - №2

3. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. - М.: "5 за знания", 2006. - 144 с.

4. http://standart.edu.ru

5. http://www.kalitva.ru/133372-samostoyatelnaya-rabota-uchashhixsya.html

6.http://openclass.ru/weblinks/98718

«Развитие творческой одаренности школьников через социальное проектирование»

Кузьмина Ольга Анатольевна,

МАОУ лицей №135 г.Екатеринбурга

Свердловская обл.

Правовое образование - неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования правосознания.

Ввиду отсутствия права как учебного предмета в лицее, деятельность, направленная на повышение гражданского и правового образования школьников сопряжена с определенными трудностями.

Задачу углубления гражданско-правового образования на основе внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения, способствующих развитию у школьников навыков решения разнообразных социальных проблем, на мой взгляд, достаточно эффективно решает Детское объединение «Я в мире права». Данное объединение правовой направленности является частью информационно-образовательного пространства лицея и функционирует с 2007 г. Практика показывает, что дополнительное образование выступает как фактор реализации потенциала одаренных детей.

Одним из интенсивных методов включения молодого поколения российских граждан в общественную жизнь является социальное проектирование. Практика социального проектирования является сравнительно новым элементом в современной российской системе образования и воспитания, относится к инновационной деятельности.

Социальный проект – наиболее сложная форма организации социального действия. Цель социального проектирования – привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам, включение обучающихся в реальную практическую деятельность по разрешению социальной проблемы. Учащиеся не только получают знания об обществе, человеке; приобретают умения использовать знания как способы деятельности; вырабатывают эмоционально-ценностное отношение к миру, к людям, к себе, но и приобщаются к социально-значимой практико-ориентированной деятельности.

Социальное творчество способствует выявлению детей, имеющих склонность к творческой деятельности, к общественно значимой деятельности; повышению интереса учащихся к творческой, практической и организационной деятельности, направленной на развитие культуры, отвечающей гражданским правилам и нормам и способствующей формированию гражданской активности.

Социально-образовательный проект – это, несомненно, инновационная деятельность, наиболее сложная форма организации социального действия, которая способствует формированию и эффективному развитию универсальных учебных действий (УУД): предметных, метапредметных, личностных.

Виды социальных проектов, реализуемых нами - социально-политические и социально-правовые. Тематические направления проектов – это, прежде всего, социальные проблемы, молодежная проблематика (низкий уровень правовой культуры молодежи, правовой нигилизм), гражданские инициативы (создание правового сайта для учащихся и педагогов). Объект исследования: социальные явления, отношения, социальные институты, социальная среда. Формы представления продукта разнообразны: социально-прикладные проекты (социологические исследования, проекты – предложения), Интернет-проекты (информационно-аналитический обзор Интернет-ресурсов, авторские разработки – Интернет страничка «Право on-line») и др.

Реализованные проекты участники детского объединения представляют на областном конкурсе социальных проектов «Мы выбираем будущее». Конкурс среди учащихся учреждений общего и профессионального образования проводится Избирательной комиссией Свердловской области совместно с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, Департаментом по делам молодежи Свердловской области, Уполномоченным по правам человека Свердловской области в рамках Областного фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала». Данный конкурс проводится в целях повышения правовой культуры будущих избирателей, развития интереса и использования творческого потенциала школьников по проблемам совершенствования и развития законодательства о выборах, реализации избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, актуализации интереса к проблемам организации и подготовки выборов и референдумов, формирования исполнительных и представительных органов власти, взаимосвязи выборов с политическими, социальными и иными процессами в обществе.

На данный момент учащимися детского объединения реализованы такие социальные проекты как: «Электорат: взгляд изнутри», «Право on-line», «Сайт: Я в мире права», «Правовая служба лицея – Омбудсмен». Форма предъявления социально-прикладных проектов – классическая.

Позитивной чертой технологии социального проектирования является его универсальность. Деятельность учащихся может реализовываться не только в классической, но и в иных формах: например, городской конкурс социальных проектов «Я – гражданин» предлагает защиту проектов в творческой форме: с использованием музыки, песен, костюмов.

Наиболее сложной и интересной формой предъявления проектов, на мой взгляд, является театрализованное представление. Два года подряд лицеисты принимают участие в Городском конкурсе на лучшую презентацию зарубежной системы выборов местных органов управления «Муниципалитеты США, Англии, Франции и Германии говорят: «WELCOME!».

Очная защита работ, представленных на конкурс, проводится в новой форме, творческой. В качестве проектов в конкурсе участвуют презентации зарубежных систем выборов местных органов власти и управления. Например, сценарий «Муниципалитеты зарубежных стран говорят «Welcome»: «Местное самоуправление Японии» написан старшеклассниками и руководителем проекта в виде телевизионной передачи. Свободная форма позволила использовать этническую народную музыку «страны восходящего солнца», яркие национальные костюмы (сшиты самими участниками проекта), японский танец.

Презентация системы выборов местных органов власти и управления в Японии сопровождалась устным сообщением, в том числе и на японском языке. В проектах отражены особенности осуществления местного самоуправления, организации местных органов власти, местных выборов на различных этапах исторического развития и (или) их современное функционирование в зарубежных государствах. В отличие от НПК разных уровней в конкурсе допускается как индивидуальное, так и коллективное участие школьников, что делает защиту проекта яркой, эффектной (см. фото).

Театрализация облегчает восприятие сложного по содержанию материала проекта (вопросы местного самоуправления зарубежных стран не изучаются в школе), способствует формированию у школьников интереса к участию в решении вопросов местного значения; преодолению правового нигилизма к участию в избирательных процедурах.

Свои проекты учащиеся представили широкой общественности, участвуя в телевизионной передаче областного телевидения ток-шоу «Все, как есть» по вопросам повышения правовой культуры в РФ в 2008 г. и 2010 г. Передачи показаны по каналу ОТВ.

На данный момент детское объединение – это сплоченная команда единомышленников, готовых не только рассмотреть и исследовать социальные проблемы, но и взять на себя ответственность за решение конкретной общественной проблемы и предложить пути ее решения, программу действий.

«Как помочь ученику самореализоваться на уроке?»

Жогло Татьяна Борисовна,

МАОУ средняя общеобразовательная школа №2

станицы Павловской Краснодарский край

Задача школы – выполнение требований общества. Сегодня обществу нужны не просто образованные люди, а люди, способные к сотрудничеству, люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования делает акцент на формировании общей культуры ученика, мировоззренческих, развивающих и воспитательных задачах общего образования, задачах социализации. Стандарт направлен на «формирование условий социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности».[1]В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учеников. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: владение основами научного метода познания окружающего мира, мотивирование на творчество и современную инновационную деятельность, готовность к учебному сотрудничеству, осознание себя социально активной личностью. В соответствии с требованиями Стандарта, обучающиеся должны быть способны к саморазвитию и личностному самоопределению. Чтобы реализовать эти требования, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы учащийся мог самостоятельно добывать знания и уметь применять их в решении различных задач. Поэтому современный урок должен быть построен с учетом создания условий для самореализации ученика на уроке.

Самореализация – это желание человека реализовать свои таланты и способности. В иерархии потребностей А.Маслоу самореализация относится к высшему уровню потребностей человека – идеальным потребностям.

Деятельность учителя на уроке должна проходить так, чтобы у ученика возникло желание самореализации. На уроке для ребенка должны быть созданы психологически комфортные условия – снятие страха перед уроком, наполнение смыслом работы и развитие осознания учеником его собственной личностной значимости. Учитель моделирует такие ситуации на уроке, в которых учащиеся: не боятся высказать свою точку зрения, развивать умения анализировать свои поступки и происходящие события, осознают свое отношение к миру, испытывают чувство радости от совместного труда и творчества. Учебный материал может и должен стать базой для самореализации.

Учебная деятельность школьников на уроках неодинакова по эффективности, она зависит от образованности и личностных качеств учащегося. Процесс выработки умений и навыков представляет собой процедуру освоения учащимися тех или иных знаний. Он протекает с различной скоростью. Скорость усвоения материала по любой теме выражается через познавательную активность ученика, его отношения к процессу познания и результату.Основные формы и методы организационной работы учителя должны быть ориентированы на активизацию личности, то есть необходимо создать условия, когда каждый может развиваться в индивидуальном ритме и темпе.

Реализация этих задач связана с деятельностным подходом в изучении истории и обществознания в школе. Под таким подходом понимается « планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной деятельности школьников».

Деятельностный подход создает условия для самореализации ученика на уроке, т.к. в его основе лежит не управление учебной деятельностью, а сопровождение учебной деятельности школьника. Деятельность школьника при этом не ограничивается категорией «учебная деятельность», а рассматривается в более широком контексте миропознания и самопознания, личностного становления и развития ребенка, подростка.

Учитель, основываясь на деятельностном подходе, выбирает формы, методы и приемы организации учебной деятельности школьников, которые способствуют самореализации учащихся.

Наши рекомендации