Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ
· Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.
· Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать
· Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей.
· Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
· Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
· Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
· Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
· Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
«Использование театрализованной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи»
Полянина Елена Ивановна
МБДОУ № 32 «Лесная сказка» г.Пролетарск
Ростовская обл.
В последнее время значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Сложившаяся ситуация побуждает педагогов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям имеющих проблемы в развитии, обучении, общении и поведении. Использование игр, театрализованных представлений, праздников как метода и средства воспитания и обучения в педагогической практике не ново. Дети, имеющие нарушения речи, испытывают массу проблем: их не понимают, отвергают, смеются. Впоследствии, у этих ребят формируются различные комплексы: они замыкаются в себе, становятся «трудными детьми», избегают общения с окружающими. Как учителю – логопеду, мне хочется поделиться опытом работы использования театрализованной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Использование театрализованной деятельности в коррекционной работе помогает развивать и активизировать речь, развивать интересы и способности ребёнка, способствует общему развитию и проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, проявлению общего интеллекта.
В своей работе с учащимися использую следующие виды театрализованной деятельности:
- Театральная игра;
- Ритмопластика;
- Культура и техника речи;
- Основы театральной культуры;
- Работа над спектаклем.
Каждый вид театрализованной деятельности имеет следующие задачи:
1. Театральная игра – развитие внимания, памяти, наблюдательности, игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со взрослыми и сверстниками в различных жизненных ситуациях.
2. Ритмопластика – развитие чувства ритма, музыкальности, пластичности, свободы и выразительности телодвижений.
3. Основы театральной культуры – развитие интереса к театральной деятельности, знакомство с видами театрального искусства: драматическим, музыкальным и кукольным театром.
4. Культура и техника речи – развитие дыхания и свободы речевого аппарата, четкой дикции, интонационной выразительностью речи, связной образной речи, творческой фантазии.
5. Работа над спектаклем – знакомство с пьесой, сказкой; работа над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля, использование авторских пьес, создание своих.
Использую следующие формы и методы проведения занятий:
- беседы-диалоги о театре;
- просмотр спектаклей гастролирующего театра с последующим обсуждением;
- релаксационные, мимические, интонационные упражнения;
- упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляционной гимнастики, мелкой моторики пальцев рук;
- музыкально-дидактические, музыкально-пластические, литературные, подвижные, ритмические, театральные игры;
- игры-импровизации, игры-превращения, игры-драматизации;
- этюды;
- развлечения;
- психогимнастика;
- импровизации пластические, музыкальные;
- инсценирование песен.
Для того чтобы сформировать у детей положительное отношение к театру, желание участвовать в театрализованных играх, мы организовали в логопедической группе предметно-развивающую среду. С учетом возрастных, индивидуальных социально- психологических особенностей детей и специфики группы мы представили в театральном уголке пальчиковый, настольный театр из разных материалов (дерево, резина, пластизоль), перчаточных кукол. На занятиях по лепке дети в течение года под руководством воспитателя создавали театр из пластилина. Кроме театрального уголка были оформлены уголки уединения, где дети могли, взяв любимых героев сказок, пообщаться с ними, создать свой мини-спектакль. На одной из стен групповой комнаты мы расположили зеркало, необходимое для формирования у детей представлений о себе в различных состояниях, наблюдений за мимическими и пантомимическими действиями.
Один раз в два месяца мы проводим театрализованные мероприятия, которые завершают изучение той или иной темы. Такие мероприятия являются составной частью коррекционной работы по предупреждению речевых нарушений. С их помощью активизируется коммуникативные навыки детей, закрепляется новый материал, формируются положительные взаимоотношения между воспитанниками.
Начинается работа с составления сценария театрализованного представления. Учитываются: особенности детей, пройденная тема, пожелания ребят. Очень серьёзно относимся к подбору музыкального сопровождения, потому что музыка имеет действенное организующее воздействие. В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно уравновесить нервную систему ребёнка.
Благодаря существующей в детском саду костюмерной подбираются костюмы для персонажей. На театрализованном мероприятии идёт формирование умение детей, перевоплощаться в сказочных героев. Желание передать содержание сказки через мимику, изменение голоса, эмоциональную окраску, через особенности движения.
Наши юные артисты демонстрируют свои способности перед родителями, детьми других групп. Их выступления никого не оставляет равнодушным. Через драматизацию дети открывают для себя удивительный мир слов и задумываются над их значением, обогащая при этом словарный запас. В процессе подготовки к развлечению ребёнок осваивает не только содержательную, но и образную, эмоциональную стороны языка. У детей развивается способность действовать согласованно, включаясь в процесс одновременно или последовательно. Овладев этими навыками, дети смогут преодолеть многие трудности в школе и дальнейшей жизни. В работе с родителями элементы театральной деятельности оказали огромную помощь. Дети, участвуя в спектаклях, раскрылись перед своими родителями с творческой стороны. Проблема нарушения речи у ребёнка для родителей стала разрешимой. Своими спектаклями, открытыми занятиями я показала родителям, что их дети талантливы, умны, эмоциональны и ни чем не отличаются от своих сверстников.
Таким образом, эффективность данного метода подтверждается тем, что у многих детей к концу учебного года раскрываются личностные качества - добросовестность, лидерство, умение побороть боязнь и стеснительность. В нашей творческой копилке имеются известные сказки «Гуси- лебеди», «Школа- теремок», « Кошкин дом», «На птичьем дворе», « Пых», « Ёлка».
"Новые подходы в профилактике и коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста"
Полковникова Виолетта Александровна
МБДОУ Детский сад "Колосок" г.Черногорска
Республика Хакасия
Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Именно в этот период начинается процесс социализации, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья.
Задача дошкольного воспитания и в частности миссия каждого педагога дошкольного образовательного учреждения - укрепление психофизического здоровья детей, создание условий для наиболее полного раскрытия возможностей и способностей ребенка, обеспечивающих его социальную успешность.
Хорошо говорящий ребёнок – это успешный ребёнок. Хорошая речь – это важнейшее условие полноценного развития ребёнка. На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. Необходимым условием для реализации этой задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных ее формах и используя различные методы и приемы.
Цель моей работы: преодоление речевых нарушений и укрепление психофизического здоровья детей с нарушениями зрения и речи посредством использования вариативности традиционных и нетрадиционных методов коррекционной работы.
Одна из важнейших задач: подобрать такие формы и методы обучения детей, которые будут целенаправленно стимулировать двигательную и речевую активность дошкольника, влиять на коррекцию речевого и психофизического развития.
Наше дошкольное учреждение посещают дети с нарушениями зрения и речи. В организации коррекционной помощи логопеда таким детям имеется своя специфика. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях. Они не всегда способны по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, а в результате малой двигательной активности мышцы рук у них вялые или слишком напряжены. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на моторной готовности руки к письму. Вот почему на всех этапах коррекционной работы стараюсь подключать к работе не только слуховой и зрительный анализаторы, но и тактильно-двигательный. Развитие тонких движений пальцев рук с подключением тактильно-кинестетических стимуляторов положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Поэтому важное место в работе по сохранению и укреплению здоровья детей с нарушениями зрения и речи занимает развитие моторной сферы.
Великий физиолог Николай Александрович Бернштейн говорил: «Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов». А высказывание Иммануила Канта, что рука является вышедшим наружу головным мозгом, прозвучало еще задолго до того, как была доказана значимость развития тонкой моторики рук.
Доказано, что проекция руки есть ещё одна речевая зона головного мозга. Развитие тонких движений пальцев рук и стимуляция систем соответствия положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга и, таким образом, активно влияет на исправление речи детей.
Важным в работе считаю положительный эмоциональный настрой каждого ребёнка. Результат труда логопеда во многом зависит от того, какие формы и методы выбирает специалист. Личный опыт работы и результативность использования традиционных методов: пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимнастика, логоритмика т.д. выявил возможность и необходимость сочетания в коррекции речевой патологии у детей различных способов вариативности традиционных и нетрадиционных: таких как кинезиологии, биоэнергопластики , Су Джок терапии и психогимнастики.
Что же такое биоэнергопластика? Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика - движение. Биоэнергопастика - это содружественное взаимодействие руки и языка. В работе с детьми с нарушениями зрения - это просто находка. У наших детей затруднено восприятие артикуляции как зрительно, так и на слух, поэтому при организации коррекции просто необходимо подключать тактильную чувствительность. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.
Кинезиология. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Различные упражнения на развитие межполушарного взаимодействия (обе руки работают одновременно – синхронно). Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Как справедливо заметил Мишель де Монтель «мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».
Под влиянием кинезологических тренировок складывается единство мозга из деятельности двух его полушарий.
Пальчиовые игры с приёмами кинезиологии:
«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.
«Лезгинка» - левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.
Кисть мы в кулачок сжимаем,
А другую разжимаем
А потом их поменяем
И лезгинку начинаем.
В результате кинезиологических упражнений у ребёнка реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т. е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить её движением руки, тела, взглядом.
Су Джок приемы. Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.
В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.
Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов.
Приемы Су – Джок терапии:
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
И следующий прием это: массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом, упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой/.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож. (дети катают су-джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи. (дети катают су-джок между ладонями)
Массаж пальцев эластичным кольцом. /дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Психогимнастика -игровыеприёмы обучения детей пониманию собственного эмоционального состояния, выражению своих чувств и пониманию чувства других людей через мимику, жесты. В основном дети с нарушением зрения испытывают трудности в выражении основных эмоций, таких какстрах, грусть, гнев, радость. Им трудно перенести данные эмоции в состояние речи (стихи маловыразительны, неэмоциональны). Поэтому важно научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и понимать чувства других людей через мимику, жесты, таким образом переносить их на интонацию.
Приёмы психогимнастики в основном использую в начале занятия.
Рано солнышко встаёт и лучами к нам идёт.( руки поднять вверх, мышцы рук напряжены - на лице восторг)
Одолела нас дремота, заниматься неохота.(руки вниз, мышцырасслаблены – грусть)
Всем командую: "Подъём! Физзарядку проведём"! (руки на пояс - радость)
Руки вверх, (руки напряжены, движения соответственно тексту)
Руки вниз.
Влево, вправо наклонись.
Сбрось с себя ночную лень, (руки вниз, расслабить)
Впереди рабочий день! (вытянуться в линеечку, на лице - восторг).
Приёмы психогимнастики улучшают работу лицевых мышц, способствует подвижности артикуляционного аппарата, способствуют положительному эмоциональному настрою на занятии.
Вариативность воздействия на речевые зоны коры головного мозга заключается в использовании комплексов кинезиологии, биоэнергопластики, Су Джок терапии, психогимнастики.
При планировании работы, предусматриваю индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также использую элементы самостоятельной деятельности детей (например, самомассаж). На занятиях перечисленные приёмы коррекции применяю комплексно. Они могут включаться на разных этапах занятия.
Комплекс состоит из 5-7 упражнений:
- кинезиологических тренировок межполушарного взаимодействия (обе руки работают одновременно – синхронно;
- биоэнергокомплексов - артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ;
- Су Джок терапии - активное стимулирование речевых зон коры головного мозга.
- психогимнастики - мимические упражнения, сопровождающиеся жестами.
При кинезиологических тренировках сначала даю упражнения, а затем потешку. Слушая потешку, дети воспроизводят соответствующие движения. При повторении потешки побуждаю их к договариванию слов потешки, назывании действий пальчиков. Затем заучиваем потешку наизусть и в дальнейшем дети говорят ее, сопровождая движениями пальцев рук. Обе руки работают одновременно – синхронно.
Работа начинается с простых упражнений, типа “ Мальчик-пальчик, где ты был?”. Этот вид упражнений – прикосновение большого пальца к каждому другому пальцу на этой руке – можно провести под разными названиями. В сентябре пальчики у большинства детей непослушные или слишком напряженные. Недели две повторяется этот вид упражнений.
Приемы биоэнергоплатики использую на утренней гимнастике (1,5-2 минуты), на фронтальных занятиях (2-3 минуты), на индивидуальных, чередую в зависимости от этапов логопедической работы и тематики занятий. На первом занятии провожу 2-3 артикуляционных упражнения. Демонстрируя их, сочетаю артикуляционные упражнения с движениями кистей рук. При этом особое внимание детей обращаю на необходимость четкого выполнения каждого движения. Это касается не только артикуляционных упражнений, но и упражнений для развития речевого дыхания, мимической деятельности и т.п. Если у ребенка в силу каких-либо причин не получается упражнение, то оно отрабатывается индивидуально перед зеркалом. Постоянно слежу, чтобы не было передозировки. Упражнения даю малыми порциями, но делаем их с оптимальной нагрузкой, большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание уделяю тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни.
Элементы психогимнастики в основном использую в начале занятия. Это способствует положительному эмоциональному настрою.
Су-джок - терапию провожу при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж провожу до появления тепла. Использование Су-джок в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей. Это позволяет значительно повысить эффективность занятий в условиях детского сада, оптимизировать выполнение логопедических упражнений с ребенком в домашних условиях.
Только комплексное воздействие на ребёнка может дать успешную динамику речевого развития. Поэтому совокупность методов и приёмов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивают не только исправление дефектов речевой деятельности, но и способствуют развитию произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценно, учебной деятельности.
Результаты данной работы, как правило, проявляются через годы, в период школьного обучения. Однако,моя оценка эффективности использования комплексов нетрадиционных приёмов коррекции достаточно велика и на этапе дошкольного детства. Могу с уверенностью сказать, что приёмы, которые использую, оказывают положительное воздействие на речевое и психофизическое развитие детей, что подтверждается результатами диагностики.
Таким образом, вариативность использования в логопедической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов коррекции речи, развитие ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон коры головного мозга выявляет явные преимущества: сокращаются сроки коррекционной работы, повышается качество работы, снижаются энергетических затраты, налаживается преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.
«Взаимодействие педагогов, воспитанников и их родителей, направленное на создание условий, формирующих навыки здорового образа жизни»
Раздобудина Ирина Владимировна
МБДОУ «Детский сад №46 «Надежда»
Красноярский край
Дошкольный возраст – это период, когда происходит становление всех физических и психических важных функций организма, закладывается фундамент его здоровья и развития на долгие годы (Т.Л. Богина, Н.И. Бочарова, Е.Н. Вавилова, В.В. Зеньковский, Ю.Ф. Змановский, Э.Я. Степаненкова и др.).
По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого.
В дошкольном возрасте происходят созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни («Концепция дошкольного воспитания»).
Что же такое «здоровый образ жизни»? Всемирно известный врач-психотерапевт Элизабет Кублер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. Чтобы быть здоровым, надо уделять равномерное внимание всем четырем видам здоровья.
Реализация работы по формированию здорового образа жизни предполагает совместную деятельность педагогов, воспитанников и их родителей.
Сформировать у детей привычку к здоровому образу жизни возможно только тогда, когда у воспитателя сформировано отношение к здоровью как к ценности, которую надо беречь. Здоровый образ жизни предполагает и физическую активность, и культуру питания, и умение правильно организовать свой режим дня, создать и поддерживать вокруг себя благоприятный микроклимат и т.д. Именно поэтому в нашем ДОУ проводятся: игры, тренинги, уроки здоровья, круглые столы «О здоровье всерьез».
Организация работы по формированию ценностного отношения к здоровью у детей предполагает реализацию на практике такого важного педагогического условия, как тесное сотрудничество родителей и педагогов. Именно родители способны заложить основы здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Все родители понимают, что их здоровье и здоровье ребенка – важная жизненная ценность. Однако отношение родителей к здоровью ребенка нередко носит формальный характер.
Вследствие этого главная направленность помощи детского сада – это развитие личностных качеств родителей, знаний, умений и навыков, необходимых для понимания ребенка и эффективного взаимодействия с ним, в том числе в сфере здоровья.
Организация и проведение родительских собраний, бесед, консультаций, «круглых столов», дней открытых дверей, анкетирования, практикумов и тренингов помогают теснее наладить взаимодействие с родителями и создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки. Каждый год родители нашего детского сада участвуют: в спортивно-досуговых мероприятиях «Мама, папа, я – спортивная семья», «От подъема до отбоя», «За здоровый образ жизни»; в тематических акциях «Путешествие в страну здоровья», «В здоровом теле – здоровый дух»; в днях здоровья «Спорт нам очень нужен, мы со спортом дружим»; посещают открытые занятия.
В ДОУ проводятся общие родительские собрания с участием специалистов и педагогов по теме: «Быть здоровыми хотим». Готовясь к таким родительским собраниям, мы проводим анкетирование или интервьюирование родителей с целью выяснения основных, наиболее волнующих их проблем, связанных с вопросами оздоровления детей.
Все это способствует повышению педагогической культуры родителей и пониманию ими роли физического воспитания в укреплении здоровья ребенка.
Учитывая, что эмоционально-волевая сфера дошкольников находится в стадии формирования, можно активно влиять на процесс повышения у них мотивации к здоровому образу жизни, поведенческий компонент которой предполагает конкретные поступки. Следовательно, очень важно научить ребенка заботиться о своем здоровье, формируя привычки, связанные со здоровым образом жизни.
Каждое дошкольное учреждение имеет свой опыт по охране и сохранению здоровья своих воспитанников и формированию в дошкольном возрасте привычки к здоровому образу жизни.
Мы подбираем эффективные методы и приемы, позволяющие в доступной интересной форме преподнести детям знания о строении человека, о важности правильного питания, физических упражнений, закаливания, соблюдения режима дня, таким образом, приобщают детей к здоровому образу жизни. Особое внимание уделяем системе обучения дошкольников гигиеническим навыкам, формированию у них доступных знаний с учетом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия ребенка.
Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды детской деятельности:
· ежегодные соревнования между воспитанниками ДОУ
· ежегодные шашечные турниры между воспитанниками ДОУ
· ежемесячные недели здоровья «Познай себя», позволяющие в разных формах организованной деятельности систематизировать знания и умения детей
· театрализованные представления, тематические досуги и праздники оздоровительной направленности с участием педагогов и детей: «Путешествие в страну Здоровячков», «В здоровье – сила», «Путешествие в страну «Растяпию», «Однажды в королевстве» и др.
· познавательно - музыкальные викторины, КВНы по теме: «Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок»
· выставки рисунков «В здоровом теле – здоровый дух»
· занятия в комнате релаксации.
Все, что относится к образовательному учреждению — характер обучения и воспитания детей, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения воспитательно-образовательного процесса, степень заинтересованности родителей в совместной, целенаправленной работе ДОУ и семьи и т.д. — все это имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Говорить о реализации в образовательном учреждении здоровьесберегающей педагогики можно только тогда, когда забота о здоровье является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива, происходит на профессиональной основе и является одной из главных традиций семьи.
«Опыт использования методов активного обучения для повышения педагогической компетентности педагогов ДОУ»
Анфимова Светлана Васильевна
МБОУ «ОСОШ №1» СП «Детский сад «Ладушки»
п. Октябрьский Архангельская обл.
Сложность и многообразие целей и задач методической работы в современном дошкольном образовательном учреждении, разносторонний характер ее содержания, особенности воспитательно – образовательной деятельности ДОУ требуют разнообразия методических форм работы с кадрами и их оптимального сочетания.
В последнее время ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы, однако любая традиционная форма может быть активной, если она грамотно используется и реализует информационную, ориентировочную и развивающую функции.
Наиболее эффективной формой повышения педагогической компетентности воспитателей ДОУ, обеспечивающей создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения уровня педагогического мастерства, являются методы активного обучения.
Исследованием проблемы использования методов активного обучения занимались А.А. Вербицкий, А.М. Смолкина, В.Ф. Комарова, А.А. Майер, Л.Г. Богословец, П.Н. Лосева и др. Методами активного обучения является совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих с помощью специальных средств условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности [2;8].
В основу классификации методов активного обучения положен такой признак, как характер учебно – познавательной деятельности, и методы активного обучения подразделяют на имитационные (базируются на имитации профессиональной деятельности) и неимитационные. К имитационным можно отнести: тренинги, деловые игры, дидактические или учебные игры, разыгрывание ролей, игра – проектирование, анализ конкретных ситуаций и др. К неимитационным (без модели предполагаемой деятельности) мы относим: диалоги, дискуссии, мозговой штурм, программированное обучение и др. В работе с педагогическим коллективом чаще всего используем сочетание имитационных и неимитационных методов.
Использование методов активного обучения на разных этапах педагогического совершенствования, с различными группами педагогов в структурном подразделении «Детский сад «Ладушки» МБОУ «ОСОШ №1» привело к организации педагогического клуба «Современник» и созданию системы методических мероприятий.
Целью клуба «Современник» является повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Задачи Клуба:
· разработка психолого – педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса, условий обучения и воспитания детей дошкольного возраста;
· ознакомление педагогов с передовым педагогическим опытом;
· психологическая подготовка педагогов к решению педагогических ситуаций и проблем;
· обеспечение реализации потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности;
· оказание консультативной помощи начинающим педагогам по вопросам образования и воспитания дошкольников.
Темы заседаний Клуба разнообразны, формировались в зависимости от запросов педагогов ДОУ:
1. Заседание «Психолого – медико – педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ» в форме деловой игры позволяло педагогам:
· имитировать конкретную ситуацию в ситуациях – проблемах;
· работать с инструктивными документами;
· обучать практическим умениям;
· вести диалог, дискуссии;
· проводить самооценку деятельности педагогов.
Итогом мероприятия было создание примерных индивидуальных программ по психолого – медико - педагогического сопровождению ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.
2. Дидактическая игра «Наказывать или не наказывать…?» дала возможность увидеть эффективность педагогических воздействий на ребенка - дошкольника в сложных педагогических ситуациях. Педагоги познакомились с системой определенных запретов, необходимых ребенку для ощущения защищенности, разделив все «можно» и «нельзя» на цветовые зоны (Ю.Б. Гиппенрейтер, [1]), далее педагогами разыгрывались педагогические ситуаций и обсуждались возможные варианты решений и их эффективность. В процессе дидактической игры воспитатели увидели неэффективность использования некоторых способов воздействия на ребенка, получили ответ на вопрос: «Как поддерживать дисциплину в группе, не тратя на это много сил?».
3. «Использование информационно – коммуникационных технологий в работе педагога дошкольного учреждения» была одной из тем заседаний педагогического клуба «Современник». На семинаре – практикуме участникам клуба были продемонстрированы возможности использования информационно – коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста, слушатели познакомились с требованиями к оформлению презентаций и алгоритмом ее создания в программе Mic