Методика организации и проведения детских игр.
Независимо от вида игр, условий проведения, правила должны отвечать ряду требований
1. Правила должны быть просты.Особенноважно соблюдение этого требования в массовой досуговой деятельности, когда участники заранее не подготовлены и их состав случаен. Сложные правила приходится долго разъяснять, растолковывать, а отдыхающий, ищущий развлечений подросток не склонен «загружать» себя сложной и в принципе ненужной ему информацией. В результате теряется интерес. Но и в том случае, когда подросток включится в игру, он будет путаться, сбиваться и тем самым нарушать темп игры или разрушать ее.
2. Игра должна охватывать всех.Не должнобыть таких ситуаций, когда одни участники вовлечены в процесс игры, а другие оказываются в положении пассивных наблюдателей. Такая ситуация, например, возникает тогда, когда при командной игре участники получают индивидуальные задания или когда проводится конкурс, который требует от участников определенных способностей — спеть, сыграть, нарисовать и т.д. Тот, кто такими способностями не обладает, выполнять задание не станет.
3. Игра должна быть интересна для всех.Это требование тесно связано со следующим.
4. Игра должна быть доступна для всехпредполагаемых участников. Более всего это требование следует соблюдать при организации и проведении подвижных игр, построенных на проявлении ловкости, быстроте физической реакции, приложении физических усилий. В таких играх с удовольствием принимают участие дети, подростки и молодые люди. Чем человек старше, тем критичнее он относится к себе и тем критичнее он оценивает свои возможности. Редко кто «с ходу» решится принять участие в игре перед массой незнакомых людей. Поэтому при проведения игр с массовой аудиторией предпочтительнее обращаться к играм, которые позволяют участвовать не покидая своего места — викторинам, аукционам и т.п. Доступность игры — это ее соответствие интеллектуальным и физическим возможностям человека.
5. Задания,содержащиеся в игре,должныбыть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех. Равенства требует не только задание, но и способ привлечения к его выполнению. Такими способами могут быть розыгрыш порядка участия по жребию, выбор конверта с заданием по принципу вытягивания билета на экзамене и др.
6. Игра не должна включать в себя даже малейшую угрозу жизни и здоровью ребенка;
7. Вещи и предметы должны быть безопасны для жизни и здоровья ребенка;
8. Игра не должна унижать достоинство ребенка.
Все эти требования относятся к играм соревновательным. В другой группе игр — ролевых — такие требования отсутствуют, так как они представляют собой определенное поведение в предлагаемых условиях.
Содержание ролевых игр не носит сюжетного характера и произвольно в своих проявлениях. Например, участники встречи уславливаются, что проведут ее подобно мушкетерам в таверне или как древнегреческие граждане во время симпосионов. Участие в таких играх требует определенных знаний об эпохе, манерах поведения и общения, характере одежды. Определенные знания нужны и для воссоздания обстановки, аксессуаров и т.п.
Педагогическая ценность ролевых игр заключается в том, что они будят фантазию, разнообразят ролевое поведение, стимулируют творческие потенции, обогащая досуг человека нестандартным и увлекательным развлечением.
В отличие от ролевых игр все прочие строятся на конкурентности, борьбе, столкновении. Само определение игр как соревновательных говорит об их сути. Чтобы соревновательность возникла, необходимо противопоставление играющих друг другу, будь то парная игра или командная. Дух соперничества в наибольшей степени проявляется там, где играющие знают друг друга. В этих случаях игра проходит с большим азартом, то есть сопровождается таким эмоциональным состоянием, как возбуждение, связанное со страстным ожиданием победы. Это состояние передается и зрителям — болельщикам, рождает атмосферу приподнятости и праздничности, раскрепощает болельщиков и позволяет привлекать к участию в игре. Дети и подростки охотно откликаются на оказание помощи «своей» команде, готовы подсказать, заменить игрока и т.д.
Обязательный элемент соревновательных игр — судья или жюри, в обязанность которых входит следить за соблюдением правил и, если это предусмотрено, оценивать игру и определять победителя. Оценка результата и определение победителя всегда скрывает в себе возможность конфликта как играющих и судей, так и болельщиков и судей, поэтому она должна быть предельно объективной.
При организации игровой деятельности с детьми младшего возраста вожатому важно знать, что:
— подвижные игры с бегом и прыжками должны быть ограничены во времени и сопровождаться частыми перерывами, сменами характера движений;
— недопустимы игры, связанные с большими силовыми нагрузками, с длительным неподвижным сидением за столом;
— если по правилам игры ребенок вынужден выйти из нее, то только на короткое время, иначе он будет нарушать правила, вступая в игру самостоятельно, без разрешения;
— дети этого возраста любят игры, в которых они должны «замереть» на месте. Такие игры способствуют развитию функции торможения;
— все дети любят водить в игре, и выбор водящего каждый раз должен быть обоснован: «он еще ни разу не водил», «очень честно соблюдал правила игры», «был смелым» и др.
— детей надо учить играть, не нарушая правила, приучать действовать по сигналу;
— заканчивая игру, следует отметить лучших, инициативных игроков.
Как ввести детей в игру?
1. Надо кратко, образно изложить содержание игры. Правила игры давать желательно не все сразу, так как дети не смогут быстро усвоить их и невольно будут нарушать. В дальнейшем правила игры дети должны вспоминать сами.
2. Необходимо разделить детей на команды.
3. Вожатый должен принимать участие в игре вместе с детьми.
При организации игровой деятельности с детьми среднего возраста вожатому важно знать, что:
— необходимо выбирать такие подвижные игры, которые бы не содержали излишних эмоциональных нагрузок;
— некоторые игры-соревнования желательно проводить отдельно для мальчиков и для девочек.