Вопрос №3. Государственная культурная политика.
Культурная политика, в широком понимании – это система постоянно возобновляющихся взаимодействий государственной власти, негосударственных структур (политические партии, религиозные конфессии, общественные объединения), личностей или социальных групп по вопросам культурного развития общества.
Государство занимает особую роль в ряду субъектов культурной политики. В соответствии со своими функциями государство должно формировать культурную жизнь общества в целом. С одной стороны, государство обязано проводить собственную культурную политику, а с другой, выполнять задачу согласования культурных потребностей и интересов всех социально-значимых групп и слоев общества. И главная задача при этом в том, что на государство возлагается ответственность за развитие культуры, когда государство выступает главным гарантом реализации конституционного права граждан на участие в культурной жизни и равного доступа к ценностям культуры, информационным ресурсам, создания базовых условий для доступа к культурным благам.
Государство осуществляет управление обществом и ему как единственному субъекту принадлежит право законодательного регулирования культурной жизни. С этих позиций, суть культурной политики можно представить как совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.
Следует выделить два больших блока приоритетных направлений культурной политики:
= одним из главных направлений культурной политики – сохранение потенциала культурного наследия. Культурное наследие – это нравственный и духовный опыт, накопленный поколениями, который требует бережной защиты т передачи следующим поколениям. При этом главная задача состоит в том, чтобы создать прочную связь между сохранением культурного наследия и социально-экономическими стратегиями развития города, региона и т.д. Одним из самых эффективных средств доступности культурных ценностей и источником сохранения наследия становится туризм.
= другим важным направлением культурной политики является поддержка творчества не только как самовыражения человека в области искусства, но и решение проблем в создании нового образа жизни, поддержку культурных инноваций. Для реализации этих направлений важное значение приобретает анализ возможностей индустрии культуры.
Индустрия культуры активнее других секторов экономики развивается в последние 20 лет так называемой постперестроечной России. Сфера индустрии культуры характеризуется интенсивным развитием, здесь создаются тысячи рабочих мест, во многих странах мира продукция индустрии культуры составляет крупную долю национального продукта. Кинематограф, телевидение, книгоиздание, производство аудио- и видеозаписей развиваются на коммерческой основе, что, конечно же, накладывает отпечаток на качество продукции индустрии культуры. Поэтому в этом процессе большую роль должно играть государство.
Тема лекции: Экономика туризма
Вопросы лекции:
1. Сущность и экономическое содержание туризма как вида деятельности
2. Содержание и структура индустрии гостеприимства
3. Влияние туризма на экономику страны и региона.
Вопрос №1. Сущность и экономическое содержание туризма как вида деятельности
На определённом этапе развития экономики, когда резко возросла потребность в путешествиях, появились и производители этих услуг, что привело к формированию товара особого типа - туризма, который можно купить и продать на потребительском рынке.
Возникновение туризма как товара потребовало формирования соответствующей материально-технической базы, наличия квалифицированных кадров по обслуживанию туристов и целенаправленного управления туристскими хозяйствующими субъектами. Всё это обусловило необходимость организационного обособления туризма в самостоятельную отрасль народного хозяйства.
Производители услуг, предназначенных для обслуживания туристов, объединились в отрасль «туризм». Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определённом уровне его дохода, при определённом уровне богатства общества, при наличии свободного времени и при наличии потребности в услугах туризма.
Для того чтобы туризм можно было отнести к отдельной отрасли, он должен обладать следующими чертами:
• достаточным числом самостоятельных в экономическом отношении
организаций с однородным видом деятельности;
• устойчивыми экономическими связями с другими отраслями национальной экономики;
• определённым органом хозяйственного управления.
Современное состояние индустрии туризма отвечает всем перечисленным характеристикам, и соответственно под отраслью туризма следует понимать совокупность самостоятельных, территориально обособленных туристских хозяйственных единиц, располагающих определённой материально-технической базой и специализирующихся на производстве и реализации туристских услуг и товаров, объединённых единством деятельности и управления.
Становление и развитие туризма как отрасли характеризуется системой определенных показателей.
Показатели развития отрасли туризма отражают количественный объем реализации туристических услуг и их качественную сторону, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности туристских хозяйствующих субъектов (агентств, бюро, фирм, комплексов, кооперативов и т. п.).
Система показателей развития туризма включает показатели, характеризующие:
1. Объем туристского потока;
2. Состояние и развитие материально-технической базы туризма;
3. Финансово-экономическую деятельность туристской фирмы;
4. Развитие международного туризма.
Туристский поток - это постоянное прибытие туристов в страну или данный регион. К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: общее количество туристов, в том числе организованных и самодеятельных; количество туродней (количество ночевок,койко-дней); средняя продолжительность (среднее время) пребывания туристов в стране, регионе (в одном месте или населенном пункте).
К ним относятся конечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т. п., а также число коек, предоставляемых местными жителями, число мест в торговых залах предприятий питания для туристов, число мест отведенных для туристов в театрах, число ванн отведенных для туристов в водолечебницах, и т.д.
Показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы включают: объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма, показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и др.); показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборачиваемых средств и др.); себестоимость услуг туризма; прибыль; рентабельность; показатели финансового состояния туристской фирмы (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).
Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма. К ним относятся:
1. Количество туристов, посетивших зарубежные страны. Оно определяется по числу пересечений государственной границы;
2. Суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок;
3. Количество туродней по иностранным туристам.
Таким образом, однозначно охарактеризовать туризм невозможно, т.к. по мнению многих ученых, туризм – это большая экономическая система с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках, как народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом.[19]
Для современного развития экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование различных межотраслевых комплексов. К туризму следует подходить как к крупному самостоятельному межотраслевому хозяйственному комплексу национальной экономики, так как сфера туризма объединяет различные отрасли и включает предприятия, принадлежащие к различным отраслям.
Итак, туризм следует рассматривать как экономическую категорию, которая выражает совокупность взаимосвязанных отраслей и производств национальной экономики. Единой функциональной задачей этих отраслей является деятельность, направленная на удовлетворение разнообразных и постоянно растущих потребностей людей в различных видах отдыха и путешествий в свободное время при рациональном использовании всех имеющихся туристских ресурсов.
С переходом экономики России к рыночным отношениям рынок туристских услуг стал рассматриваться как экономическая категория, которая выражает совокупность социально-экономических процессов и отношений в сфере производства, обмена и распределения между производителями и потребителями туристских услуг.
На рынке туристских услуг, как и на других рынках, действуют следующие субъекты рыночных отношений: потребители, производители товаров или услуг.
У туризма есть только один потребитель услуг - это турист. Турист как потребитель туристского продукта представляет собой объект деятельности туристских фирм, то есть деятельность организаций, действующих на туристском рынке, направлена на удовлетворение потребностей туристов.
В отличие от товарных и финансовых рынков, на которых товар идёт к покупателю, в туризме, наоборот, покупатель идёт к туристскому продукту, к услугам туризма. В этом заключается отличительная особенность туриста как потребителя. Туристы предъявляют туристический спрос, то есть каждый человек стремится по возможности удовлетворить свои потребности в отдыхе. Спрос на путешествия турист выражает, оплачивая туристские работы, услуги и товары и, таким образом, финансируя туристическую индустрию. Потребитель туристского продукта не имеет возможности предварительно ознакомиться с качеством предлагаемых ему туров, услуг и товаров. Туристский продукт находит свою оценку лишь в процессе потребления его туристом.
Производители туристских работ, услуг и товаров формируют
туристское предложение, они приобретают производственные ресурсы (персонал, землю, капитал), комбинируют их в процессе производства туристского продукта и реализуют его потребителям, получая доход от продаж. Производителями туристских работ могут быть туроператоры, турагенты, другие организации, занимающиеся туристской деятельностью. Под туроператорами понимаются хозяйствующие субъекты или индивидуальные предприниматели, которые занимаются разработкой туристских маршрутов, обеспечивают их функционирование, организуют рекламу, устанавливают цену на тур турагентам для выпуска по ним путёвок и последующей их реализации. Турагентами являются хозяйствующие субъекты или индивидуальные предприниматели, которые приобретают туры по туристским маршрутам, разработанными туроператором, выпускают по ним путёвки и реализуют их.
Туризм как товар реализуется в форме услуг, так как туристский рынок - это, прежде всего рынок услуг, ведь именно услуги выступают основным предметом обмена и составляют 80% всего объёма продаж на развитых туристских рынках.
Под туристской услугой понимается совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта, отвечающие целям туризма, характеру и направленности туристской услуги, тура, туристского продукта, не противоречащие общечеловеческим принципам морали и доброго порядка.
Услуга туризма, как и услуга, вообще - это действие определённой потребительной стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, то есть при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда.
Кроме услуг туристы могут покупать товары туристского назначения. Совокупность услуг и товаров туристского назначения образует понятие «туристский продукт». Согласно действующему законодательству, под туристским продуктомпонимается право на тур, предназначенное для реализации туристу.
Туристский продукт включает в себя следующие составляющие:
• туры, объединённые по целенаправленности, например, оздоровительные, познавательные;
• туристско-экскурсионные услуги различных видов: размещение, питание транспортные;
• товары туристско-сувенирного назначения: открытки, карты, книги, сувениры, туристское снаряжение и другие.
Туристским услугам присущи четыре основные характеристики, которые отличают услугу от товара: неосязаемость, неразрывность производства и потребления, изменчивость и неспособность к хранению. Однако туристские услуги наряду с этими специфическими чертами обладают также и отличительными особенностями:
Во-первых, в связи с сезонными колебаниями спроса у потребителей присутствует так называемый феномен насыщения туристскими услугами. Вследствие этого могут быть выделены достаточно четко выраженные туристские зоны. Например, зоны «солнца и моря» находятся в Турции, Болгарии, на Кипре; зоны «отдых-лечение» - в Карловых Варах, Ессентуках; спортивные зоны отдыха – в Домбае, Чехии, Югославии, Швейцарии.
Вторая отличительная особенность состоит в том, что пакет туристских услуг создается усилиями многих организаций, каждая из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели. Достижение успеха на рынке возможно лишь в том случае, если все участники туристского обслуживания выработают общие цели и будут их придерживаться.
В-третьих, покупатель преодолевает определенное расстояние, отделяющее его от туристской услуги и места ее потребления.
В-четвертых, туристская услуга зависит от таких переменных, как время и пространство. Большое значение имеет фактор сезонности. Мероприятия по привлечению клиентов туристской организацией будут отличаться в пик спроса сезона и межсезонье. В межсезонье необходимы дополнительные меры стимулирования спроса: низкие цены, различные дополнительные услуги.
В-пятых, при реализации туристских услуг очень важным является создание, поддержание и дальнейшее формирование положительного образа туристской организации, помогающего воздействовать на ожидания потребителей и мотивировать их к путешествию.
И, наконец, значительное влияние на качество туристской услуги оказывают внешние факторы, имеющие форс-мажорный характер, т.е. не зависящие от воли и действия продавца и покупателя. К таким факторам относятся природные условия, погода, политика, международные события и многие другие.
Эти специфические особенности, присущие туристским услугам оказывают огромное влияние на деятельность организаций индустрии туризма, так как их необходимо учитывать при создании туристского продукта, удовлетворяющего потребности клиентов.
Сложности функционирования организаций индустрии туризма заключаются и в том, что оценка качества туристских услуг потребителем достаточно субъективна и зависит от различных факторов: общеэкономических, культурного и общественно-психологического характера, социально-демографических т личностных. Значительное влияние оказывают на спрос в сфере туристских услуг такие изменения в общественной психологии, как информированность, высокий уровень образованности, большая требовательность к комфорту и качеству услуг, мобильность, физическая и умственная активность, стремление получать от жизни как можно больше впечатлений.
Предприятиям и фирмам, действующим на рынке туристских услуг, приходится учитывать все перечисленные выше особенности и факторы, чтобы иметь устойчивый имидж высокопрофессиональных организаций. В конечном итоге конкурентное преимущество получают те туристские организации, которые всесторонне учитывают особенности потребительского восприятия услуг и всемерно используют маркетинговые технологии воздействия на этот процесс.
Выделяют следующие виды туризма: этнический, культурный, исторический, экологический, рекреационный, деловой.
Вопрос №2. Содержание и структура индустрии гостеприимства
С экономической точки зрения индустрия гостеприимства – это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, индустрия гостеприимства входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики (в некоторых странах).
Сервис гостеприимства включает в себя такие отрасли, деятельность которых направлена на предоставление жилья, продажу алкогольных напитков, предоставление пищи и увеселительные мероприятия.
Таким образом, к сервису гостеприимства относятся следующие отрасли:1
· предоставление жилья;
· пабы, бары и таверны;
· кафе и рестораны;
· лицензированные клубы;
· казино.
Быть гостеприимным – значит уметь предложить теплый прием вашим посетителям, создать для них спокойную, благоприятную и дружелюбную атмосферу. В сфере въездного и внутреннего туризма гостиничный сервис включает в себя целый комплекс услуг для туристов и является ключевым фактором, определяющим перспективы развития туризма в России, конкурентоспособного в мировой системе туристского бизнеса.
Туристские услуги, в том числе и в рамках гостиничного обслуживания, отнесены к социально-культурным услугам. Они строятся на принципах современного гостеприимства, что повышает их роль в развитии отечественного туризма, а также ставит определённые задачи в системе подготовки кадров для туристско-гостиничного сервиса.
Размещение – самый важный элемент туризма. Гостиничная индустрия – суть системы гостеприимства. Она исходит из древнейших традиций в истории человечества – уважения гостя, торжества его приёма и обслуживания.
Средства и системы размещения – это здания различных типов и видов (от шалаша до супергигантского отеля), приспособленные специально для приёма и ночёвки временных посетителей с различным уровнем сервиса.
Сегодня индустрия гостеприимства представляет собой мощнейшую систему хозяйства региона или туристского центра и важную составляющую экономики туризма. Индустрию гостеприимства составляют различные средства коллективного и индивидуального размещения: отели, гостиницы, мотели, молодёжные хостели и общежития, апартаменты, туристские приюты, а также частный сектор, участвующий в размещении туристов.
Услуги, предоставляемые в гостиницах, подразделяются на основные и дополнительные. Они могут быть бесплатными и платными.
К основным услугам относятся проживание и питание. Оформление проживающих в гостинице и убывающих из неё должно производиться круглосуточно. В организациях общественного питания, связи и бытового обслуживания, размещённых в гостинице, лица, проживающие в гостинице, обслуживаются вне очереди.
Без дополнительной оплаты гостям могут быть предоставлены следующие виды услуг (из “Правил предоставления гостиничных услуг в РФ”):
§ вызов скорой помощи;
§ пользование медицинской аптечкой;
§ доставка в номер корреспонденции при её получении;
§ побудка к определённому времени;
§ предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов.
Кроме обязательных и бесплатных услуг, гостиницы предоставляют целый комплекс всевозможных дополнительных услуг, которые оплачиваются дополнительно. Перечень и качество предоставления платных дополнительных услуг должен соответствовать требованиям присвоенной гостинице категории (ГОСТ Р 50645-94. “Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц”).
Для средних и крупных туркомплексов (тургостиниц, полносервисных отелей и др.) со средним и высоким уровнем комфортабельности характерно наличие огромного перечня дополнительных услуг:
§ услуги организаций общественного питания (бар, ресторан, кафе, буфет, пивной бар);
§ магазины (сувенирный, продуктовый), торговые автоматы;
§ инфраструктура развлечений (дискотека, казино, ночной клуб, зал игровых автоматов, бильярдная);
§ экскурсионное обслуживание, услуги гидов-переводчиков;
§ организация продажи билетов в театры, цирк, на концерты и т.д.;
§ транспортные услуги (бронирование билетов на все виды транспорта, заказ автотранспорта по заявке гостей, вызов такси, прокат автомобилей);
§ покупка и доставка цветов;
§ продажа сувениров, открыток и другой печатной продукции;
§ бытовое обслуживание (ремонт и чистка обуви; ремонт и глажение одежды; услуги химчистки и прачечной; хранение вещей и ценностей; разгрузка, погрузка и доставка багажа в номер; прокат предметов культурно-бытового назначения – телевизоры, посуда, спортивный инвентарь и пр.; ремонт часов, бытовой техники, радиоаппаратуры; услуги парикмахерской, маникюрного и массажного кабинетов и другие бытовые услуги);
§ услуги салона красоты;
§ сауна, баня, бассейны, тренажёрный зал;
§ аренда залов переговоров, конференц-зала;
§ услуги бизнес центра;
§ другие услуги.
Система мер, обеспечивающих высокий уровень комфорта, удовлетворяющих разнообразные бытовые и хозяйственные запросы гостей, называется в гостиничном хозяйстве сервисом.Сервис нужно строить не только по принципу спроса (что хочет гость), но и по принципу предложения (гостиница предлагает новые услуги, которые может оказать, а гость выбирает). Но нельзя навязывать услуги. В соответствии с “Правилами предоставления гостиничных услуг в РФ” (утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. №490) исполнитель не вправе без согласия потребителя предоставлять дополнительные услуги, оказываемые за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты услуг, не предусмотренных договором. Также запрещается обусловливать выполнение одних услуг обязательным оказанием других услуг.
Перечень услуг зависит от категории гостиницы. Не во всех гостиницах есть возможность организовывать бытовое обслуживание гостей и предоставлять им полный перечень услуг. Однако всюду должны стремиться к тому, чтобы набор услуг полностью отвечал запросам гостей.
Предприятия, оказывающие услуги, должны размещаться в доступном месте (чаще всего на первом этаже). В вестибюле, на этажах, в номерах должна быть информация о том, как и где, получить услуги, часы работы должны быть удобными для гостей.
Оказывая какие-либо услуги, персонал должен проявлять такт и корректность. При оказании услуг важным является не только их количество, но и качество. Поэтому во многих гостиницах проживающих при отъезде просят заполнить небольшие анкеты, которые сдаются вместе с ключами в службу приёма и размещения, а затем их изучают в службе рекламы и маркетинга.
С развитием туризма дефицит гостиничных мест эконом класса в крупных городах нарастает. Российские операторы гостиничного бизнеса предлагают своим постояльцам не слишком широкий выбор: проживание и обслуживание в гостиницах первого класса, что в крупных городах стоит 300 – 350 долларов в сутки и больше, или ненавязчивый двух – трехзвездочный сервис по цене от 30 до 100 долларов в сутки.
Услуги перевозок туристовзанимают одно из ведущих мест в составе туристского продукта. Этот связано с тем, что все туристские маршруты (кроме пешеходных) предполагают наличие транспорта для доставки путешествующих к месту отдыха или экскурсии и возвращения домой. Транспортное обеспечение является важнейшим элементом туристской инфраструктуры и входит в основное комплексуслуг, включаемых в состав туристкого продукта.
Применяемый для целей туризма транспорт классифицируется Всемирной туристской организацией (ВТО) на три вида:
= сухопутный (автомобильный – рейсовые автобусы, арендованный транспорт, личный транспорт туриста, собственный транспорт туристского предприятия; железнодорожный (рейсовые поезда – пригородные, местные, дальние);
= водный (подводный –экскурсионные подводные лодки; надводные – теплоходы, круизные суда, морские паромы, прогулочные суда, яхты );
= воздушный (самолеты гражданской авиации, вертолеты, дельтопланы, воздушные шары).
Применение информационных технологий ориентировано в первую очередь на автоматизацию профессионального труда конкретных специалистов. Решается эта задача за счет использования современных технических средств обработки, хранения и передачи информации.
Основные возможности, которые дает туристскому предприятию подключение к Интернет:
= организация виртуального офиса;
=продажа своих услуг в режиме он-лайн;
= работа с клиентами из территориально отдаленных регионов;
= бронирование нормеров в отелях и билетов при помощи Интернета;
= реализация эффективной рекламы;
= поиск партнеров и т.д.
Основные области применения и возможности Интернета для рядового потребителя туристского продукта являются следующие:
= Бронирование билетов на транспортные средства;
= выбор отеля в нужной стране, заблаговременное бронирование номеров;
= заказ экскурсии либо сопровождения;
= оплата товаров и услуг;
= использование электронной почты и др.