Пословицы и поговорки о березе
· Береза не угроза: где стоит, там и шумит.
· Ельник, березник чем не дрова?
· За белыми березами тарара живет (язык).
· Когда лист с дуба и березы опал чисто, будет легкий год для людей и скота.
· Коли береза перед ольхой лист распустит, то лето будет сухое; если ольха наперед — мокрое.
· Услан березки считать (по дороге, т. е. сослан в Сибирь).
· Узнаешьвкусберезовойкаши.
· Пошел по широкой, где березки посажены.
· Березовицы на грош, а лесу и рублем не уплатишь.
· Бог создал человека и создал тальник и березник.
· Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!
· На вознесенье завивают березку: если она не завянет до дня пятидесятницы, то тот, на кого она завита, проживет этот год, а девка выйдет замуж.
· Когда береза станет распускаться, сей овес.
· Толкуй про еловый, а березовый крепче.
· Накормитькогоберезовойкашей.
· Соловей начинает петь, когда может напиться росы с березового листа.
· Морозко скачет по ельничкам, по березничкам, по сырым боркам, по веретейкам.
· Плотва трется в первый раз на вербной; в другой — когда распустится береза; в третий — на вознесенье.
· Около меня свищет; я туда — свищет, я сюда — свищет; беда, думаю, влез на березу, сижу — свищет; ан это у меня в носу.
· Свинка ходит по бору, щиплет лебеду траву: она рвет, не берет, под березку кладет.
· На сошествие св. духа развивают березки, бросают венки в воду; если тонет — к несчастью, плавает — к добру.
Приложение №2
Дидактические игры:
Словесная игра «Бусы для берёзки»
Цель игры: расширение словаря прилагательных, описывающих берёзу.
Материалы: шнурок, бусины.
Игровая задача. Чтобы нарядить берёзку необходимо собрать бусы из отдельных бусин. Правила игры. Детям предлагается собрать красивые бусы для берёзки, но надеть бусину на шнурок можно в том случае, если называется прилагательное, характеризующее образ берёзки. При этом нельзя повторять уже сказанные слова. Выигрывает тот, кто больше назовёт слов.
«Что сделано из берёзы?»
Цель игры: расширение знаний детей об изделиях, изготовляемых из берёзы.
Материалы: изделия из деревьев разных пород: ложка, шкатулка, поделки сувенирные и спички, палочки для мороженого, китайские палочки.(изделия могут меняться или добавляться)
Игровая задача. Домовёнок Кузька решил в доме найти всё, что из берёзы сделано. Правила игры. Детям предлагается определить, какие из предлагаемых вещей могут быть сделаны из берёзы и почему. Поощряется тот ребёнок, который даёт более точный и обоснованный ответ.
«Из чего это сделано?»
Цель игры: расширение словаря редко употребляемыми словами, знаний детей о структуре дерева, об изделиях, изготовляемых из берёзы.
Материалы: две карточки с изображением веточек берёзки и коры (либо можно использовать саму веточку и кусочек бересты); изделия из бересты: туески, лапти, короб; из веток: дудочка, веник березовый (изделия могут меняться или добавляться)
Игровая задача. Домовёнок Кузька не может разобраться: что из чего сделано.
Правила игры. К карточке с изображением веток берёзки необходимо положить предметы, которые сделаны из веток, а карточке с изображением бересты – предметы, которые сделаны из бересты.
«Листики берёзки»
Цель игры: закрепление знаний детей о форме, размере и цвете берёзовых листьев. Материалы: высушенные листья разных цветов и размеров берёзы, клёна, боярышника, тополя.
Игровая задача: Домовёнок Кузька решил навести порядок и разложить листья по четырём коробочкам
Правила игры: Необходимо разложить листья в зависимости от породы дерева и объяснить своё решение.
«Для чего это нужно»
Цель игры: расширять представления детей о спектре применения берёзы в жизни человека, уточнить знания детей о применении некоторых изделий из берёзы.
Материалы: фармакологические: деготь, настойка из березовых почек, березовые почки, чай из березовых листьев, угольные таблетки.косметологические: крем, мыло, шампунь. Игровая задача. Домовёнок Кузька решил познакомить ребят с изделиями из берёзы и предлагает им отгадать, где их можно применять.
Правила игры: Домовёнок Кузька показывает и называет, что у него храниться в волшебном сундучке, а ребята отгадывают, где применяется то, что показал Кузька. За правильный ответ домовёнок вручает берёзовый листочек. Тот, кто соберёт больше всех берёзовых листочков получает «берёзовый» подарок (уголёк для рисования).
Приложение №3
Русские народные игры