Вопрос 7: закономерности формирования двигательных навыков.
Сформированные ранее навыки могут облегчить или усложнить формирование нового навыка.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС (взаимодействие) – происходит когда в технике движений есть сходство, н-р: игра в лапту помогает освоить бросание мяча вдаль. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС – может возникнуть при одновременном разучивании движений, которые имеют разные конечные фазы, н-р: навык приземления в прыжках в длину с разбега может замедлить формирование навыка приземления в прыжках в высоту с разбега. При планировании это важно учитывать.
Если отсутствует подкрепление, двиг навык разрушается, но не исчезает полностью, сохраняется сравнительно долго, и после упражнений быстро восстанавливается. На быстроту образования двиг навыков оказывают воздействие эмоции, интерес, сознательное отношение детей к двигательной деятельности.
Этапы обучения движениям: 1) стадия иррадиации, Первично-ознакомительный (этап начального разучивания – 1раз), цель познакомить с новым упр-ем, создать целостное представление о движении и вызвать интерес; Педагог пользуется методикой начального разучивания: а) показ образца движения; б)детальный показ образца, сопровождаемый словом; в)совместное выполнение; 2) стадия специализации, Этап углубленного разучивания (соотв 2ой стадии навыка – 2-10 раз) воспитатель обращает внимание на правильность выполнения движения , исправляет технические ошибки; если у-ие простое использует усложнение – изменить исходное положение, темп, исп спортивных снарядов, увеличив количество повторов. 3) стадия стабилизации Этап закрепление и совершенствование двиг навыка, ребенок выполняет движение автоматизировано (по названию); целесообразно использовать творческие задания, счет, музыку и тд.
ВОПРОС 8: ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗ ЗАНЯТИЯ, МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ.
Основной формой организации занятий физическими упражнениями с дошкольниками является физкультурное занятие. Назначение:
- Обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма через специально организованные физические нагрузки;
- Удовлетворить естественную биологическую потребность в движении;
- Формировать двигательные умения и навыки, физические качества.
Иными словами, на физкультурных занятиях решается целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Длительность занятий диктуется возрастом детей, их здоровьем и физической подготовленностью. В санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений, указывается, что длительность занятия составляет:
- в младшей группе - 15 мин, - в средней группе - 20 мин, - в старшей группе - 25 мин,
- в подготовительной группе - 30 мин.
Одно из трех физкультурных занятий для детей 5-7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе.
При проведении физических упражнений необходимо обеспечить страховку. Чтобы не допустить детского травматизма. Особого внимания требуют такие движения как лазание, прыжки с разбега, упражнения в равновесии и с элементами акробатики.
Успешное проведение занятия возможно только при серьезной подготовке к нему педагога. Педагогу необходимо проверить себя в произношении команд, продумать предлагаемые правила выполнения движений, подготовить место занятия и расположение инвентаря.
Важно отметить, что движения, которые предлагаются детям, должны восприниматься организмом как «мышечная радость», средство разностороннего развития, общения со сверстниками и как возможность самовыражения.
Оценку эффективности физкультурного занятия для дошкольников проводят по показателю моторной плотности и среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей.
Моторная плотность занятия в зале должна составлять не менее 70%; на воздухе - не менее 80%.
ВОПРОС 10: ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗ ЗАНЯТИЙ, СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ.
Размещение и перемещение детей для выполнения заданий служат созданию оптимальных пространственных условий работы. Основной формой организации занятий физическими упражнениями с дошкольниками является физкультурное занятие. Назначение:
- Обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма через специально организованные физические нагрузки;
- Удовлетворить естественную биологическую потребность в движении;
- Формировать двигательные умения и навыки, физические качества.
На физкультурных занятиях решается целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
СпособыФронтальный способ организации характеризуется одновременным выполнением всеми детьми одного о того же задания независимо от места расположения и выбранных форм построения.
Подгрупповая организация предусматривает одновременное выполнение детьми различных заданий в нескольких группах. Разделение детей на группы и определение содержания заданий осуществляется с учетом пола, уровня подготовленности и т.д.
Индивидуальный способорганизации предусматривает одновременное выполнение детьми независимо друг от друга персонального задания.
Поточная организация детей предполагает выполнение одного задания одного за другим. Эта форма используется в тех случаях, когда упражнения освоены детьми.
Посменный способ организации предусматривает поочередное выполнение одинаковых упражнений несколькими подгруппами (например одна группа выполняет, другая – наблюдает, оценивает).
При проведении физических упражнений необходимо обеспечить страховку. Чтобы не допустить детского травматизма. Особого внимания требуют такие движения как лазание, прыжки с разбега, упражнения в равновесии и с элементами акробатики.
Успешное проведение занятия возможно только при серьезной подготовке к нему педагога: проверить себя в произношении команд, продумать предлагаемые правила выполнения движений, подготовить место занятия и расположение инвентаря. Важно отметить, что движения, которые предлагаются детям, должны восприниматься организмом как «мышечная радость», средство разностороннего развития, общения со сверстниками и как возможность самовыражения.
ВОПРОС 9: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗ УПРАЖНЕНИЯМИ.
Метод (способ достижения цели – лат.) – это система действий педагога в процессе обучения движениям в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения.
Все методы и приемы обучения движениям взаимосвязаны.
Цель применения СЛОВЕСНОГО МЕТОДА – помочь осмыслить ребенку двигательную задачу, структуру и содержание движения. Приемы:
1)Объяснение – воспитатель дает объяснение до начала выполнения упражнения; кратко излагает технику выполнения; останавливается на деталях; объяснение всегда сопровождается показом.
2)Пояснение – воспитатель дает по ходу выполнения упражнения; поясняет название упражнения; элементы техники. Н-р: ребята, выполняем наклон сначала в одну, потом в другую сторону, делаем это медленно.
3)Указание – представляют собой кратковременные замечания во избежании ошибок; указания должны вписываться в темп и ритм выполнения упражнения. Н-р: ноги с места не сдвигать; локти в стороны; спина прямая.
4)Подача команд – требуют соответствующую интонацию, динамику и выразительность; имеют жесткую шаблонную форму. Н-р: Напра-во! Шагом марш! На месте стой! Раз! Два!
5)Подача распоряжений – этот метод имеет более мягкую форму и свободную конструкцию, хотя цель команды и распоряжения едина. Н-р: Шагаем друг за другом; Встаньте в рассыпную.
6)Подача сигналов – сигналы бывают 3 видов: звуковые (хлопок, свисток, бубен); зрительные (флажок- мах. Мах рукой); словесные сигналы ( на старт,внимание, марш). Цель всех сигналов одна – побудить детей к началу или окончанию.
7)Вопросы к детям – задаются воспитателем до выполнения упражнения, побуждают к наблюдательности, активизируют мыслительные процессы.
8)Образный сюжетный рассказ (Крошка – сказка) – чаще в младших группах; способствуют тому, чтобы дети поняли правила, технику выполнения движений без использования объяснения, указания, вопросов и тд. Н-р: пример объяснения игры Кот и мыши, Курочка-хохлатка.
9)Беседа – имеет вопросно-ответную форму; призвана выяснить знания и интересы детей.
10)Словесная инструкция – используется воспитателем до начала выполнения упражнения; представляет собой алгоритм выполнения действий; Н-р: Исходное положение: ноги в широкой стойке, руки перед грудью и тд.
Цель НАГЛЯДНОГО МЕТОДА – создать зрительное, слуховое и мышечное представление о движении.
1)Показ физических упр-ий; осуществляется в надлежащем темпе и ритме без ошибок; бывает 2 видов: целостный и дробный (или подетальный)
2)Использование наглядных пособий; в младшем дош возрасте чаще всего используются картинки, фотографии, а в старшем – схемы, графики.
3)Иммитация – подражание явлениям природы, повадкам животных и тд. Н-р: прыгаем как зайчики, пойдем как мышки.
4)Использование зрительных ориентиров – в младшем дош возрасте используют объемные зрит ориентиры: кубики, домики, конусы; а в старшем – плоскостные, разметку пола
5)Наглядно-слуховой и использование музыки (прием) : Тающий снеговик – релакс под медленную музыку, может осуществляться в 3 вариантах (1 – аккомпанирование; 2 – использование аудиозаписи; 3 – игра воспитателя на простых музыкальных инструментах – при игре важно учитывать и темп (скорость) и ритм (рисунок) музыки.
6) Непосредственная помощь воспитателя – тактильно-мышечный прием, используется кратковременно.
7) Пение воспитателя – если есть музыкальные способности.
Цель ПРАКТИЧЕСКОГО МЕТОДА – закрепить на практике двигательные умения, активизировать двигательную память.
1)Прием круговой тренировки (на тренажерах)
2)Упражнение в игровой форме, создают у детей интерес и желание
3) Проведение упражнений в соревновательной форме, на этапе закрепления и совершенствования двигательного навыка, т е когда движения хорошо знакомы детям.
ВОПРОС 11: Х-КА ФИЗ ЗАНЯТИЯ,ТИПЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ,
Основной формой организации занятий физическими упражнениями с дошкольниками является физкультурное занятие (основная форма обучения детей движениям). Назначение:
- Обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма через специально организованные физические нагрузки;
- Удовлетворить естественную биологическую потребность в движении;
- Формировать двигательные умения и навыки, физические качества.
Иными словами, на физкультурных занятиях решается целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Различают следующие ТИПЫзанятий:
1)учебно-тренировочного характера – это традиционный тип НОД, который проводится со всеми детьми, 50% от всех занятий.
2)игровые; занятия игрового х-ра, этот вид проводится преимущественно с детьми млад дош воз и строится на подв играх и игровых упр-ях разной степени подвижности.
3) сюжетного х-ра; построено на сюжете одной из сказок Колобок. Теремок, в сюжет вводится игровой персонаж, который сопровождает занимающихся.
4) НОД тематического х-ра; старшая группа; строится на обучении одной из спортивных игр: бадминтон, баскетбол, или на обучении спортивным упр-ям: катание на велосипеде, скольжение. 5)комплексные;
6) НОД контрольного х-ра, проводится как правило в начале и конце учебного года и включает тестирование
7) и занятия, проводимые на воздухе.
Все типы НОД могут проводится и в зале и на улице.
Интеграция: здоровье – безопасность – физ культура.