Культуры и учебно-тренировочного занятия
Особенности урока физической культуры как фактор воспитания
Соотношение обучения и воспитания одна из фундаментальных педагогических проблем. Это нашло свое отражение в понятии «воспитывающее обучение». Воспитывающее обучение - это обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другу, к учебному материалу. Тема воспитывающего обучения имеет долгую историю и отражается в соответствующем дидактическом принципе. Многие авторы педагогических исследований уделяли этому внимание.
Урок физической культуры и учебно-тренировочное занятие обладает рядом специфических особенностей, позволяющих рассматривать его как важный фактор воспитания учащихся.
Во-первых, это повышенная двигательная активность, свобода передвижения и возможность устанавливать частые межличностные контакты и общение.
Во-вторых, повышенный эмоциональный фон, связанный яркими глубокими позитивными и негативными эмоциями в случае успеха или неудачи, которыми сопровождаются применение соревновательного и игрового методов. Соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы за первенство, могут содействовать не только формированию положительных (взаимопомощь, уважение к противнику, зрителям и т. п.), но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие, чрезмерное честолюбие, грубость).
В-третьих, переживание благоприятных эмоций от проявления хороших отношений товарищей создаёт ощущение удовлетворения потребности в признании и вызывает ответное позитивное отношение к классу.
В структуре урока и учебно-тренировочного занятия как воспитательной ситуации можно выделить следующие компоненты:
ü содержание;
ü используемые методы педагогического процесса;
ü действия спортивного педагога и учащихся;
ü отношения, возникающие в процессе взаимодействия учитель-ученик, ученик-ученик.
Содержание учебного материала урока физической культуры и учебно- тренировочного занятия в основном состоит из двигательных действий, которые приобретают форму физического упражнения. Специфические (объективные) особенности двигательных действий по своему содержанию одинаковы для всех учащихся выполняющих данные двигательные действия, и ведут к образованию примерно одинаковых качеств организма и личности.
Целесообразно подобранные двигательные действия, которые характеризуются оптимальной трудностью, новизной, эмоциональностью, практической значимостью позволяют формировать необходимые качества.
Например, упражнения, направленные на развитие выносливости, сопряженно, комплексно формируют волевые качества через прилагаемые волевые усилия на стадии утомления. Спуск с горы на лыжах требует проявления смелости.
Занятия физическими упражнениями происходят в условиях изменяющейся внешней (природной) среды. Такие факторы, как рельеф местности, метеорологические условия (дождь, ветер, жара и холод) увеличивают трудность выполнения упражнения и предъявляют повышенные требования к проявлению волевого усилия для достижения цели.
Методы организации педагогического процесса. Степень воздействия содержания учебного материала ограничена степенью включенностью школьников в учебный процесс. Степень включенности школьников в учебный процесс во многом определяется методами, которые использует учитель.
На уроках физической культуры широко используют игровой и соревновательные методы.
Игровой метод. Основу этого метода составляет определенным образом упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным сюжетом (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели многими дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной степени случайного изменения ситуации. Этот метод характеризуется наличием активного взаимодействия занимающихся, эмоциональностью, что, безусловно, содействует при его применении воспитанию нравственных черт личности: коллективизма, творчества, сознательной дисциплины и т.д.
Соревновательный метод – это один из вариантов стимулирования интереса и активизации деятельности, занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований. На уроке физической культуры он используется чаще всего в элементарных формах. Например, проведение испытаний на лучшее исполнение отдельных элементов техники движений: кто больше забросит в кольцо баскетбольных мячей, кто устойчивее приземлится, кто быстрее преодолеет дистанцию бегом или на лыжах и т.п.
Фактор соперничества в процессе мини - соревнований, а также условия их организации и проведения (определение победителя, поощрение достигнутых успехов и т.д.) содействуют как мобилизации всех сил человека и создают благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий, а так и для развития соответствующих качеств.
Соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы за первенство, могут содействовать не только формированию положительных (взаимопомощи, уважения к противнику, зрителям и т.п.), но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие, чрезмерное честолюбие, грубость). Поэтому необходимо использовать методические приемы, позволяющие целесообразно использовать соревновательный метод.
Можно привлекать учащегося к занятиям физической культурой, но для формирования глубокого интереса к физической культуре необходимо так организовать деятельность, чтобы она возбуждала положительные эмоции, внутренние возбуждение и радость. Если переживания будут носить негативный характер (страх, смущение, вызванные реакцией других занимающихся), это не только не будет способствовать формированию интереса к физической культуре, но, наоборот, вызывает отвращение.
Важным условием эффекта воспитывающего, личностно развивающего воздействия урока является поведение и коммуникация спортивного педагога. Вызывает ли учитель и тренер у школьников своей интонацией, жестами, позой, мимикой, пространственным расположением, передвижением, другими экстра- и паралингвистическими и невербальными средствами чувство безопасности, признания, поддержки достижений или противоположные им: страха, отчуждения, отвержения, неуверенности.
Характер отношений, педагог-учащийся должен строиться на основе принципов взаимодействия участников учебного процесса:
· Принцип гуманизации педагогического процесса. Данный принцип реализуется через ряд правил его осуществления:
ü педагогический процесс необходимо строить на полном признании гражданских прав учащегося и уважения к нему;
ü знать положительные качества учащегося и в ходе педагогического процесса опираться на них.
· Принцип демократизации. Сущность его состоит в предоставлении учащемуся определенной интеллектуальной и нравственной свободы для саморазвития, саморегуляции и самоопределения. Обучение и воспитание эффективны тогда, когда учащиеся проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это невозможно без определенной «степени свободы» учащегося.
· Принцип природосообразности (сообразно природе ребенка). Данный принцип предполагает выстраивание процесса обучения в соответствии с внутренним миром, степенью созревания организма, состояния здоровья (физического, психического, социального).
Таким образом, воспитательный потенциал урока физической культуры реализуется через создание воспитательного пространства урока - позитивного образа учителя, процесса учебной работы, предметного содержания, развиваемых и подкрепляемых соответствующим поведением и действиями педагога. Влияние учителя на развитие личности ученика осуществляется не на основе специальных воспитательных задач, а через характер общения и отношений, складывающихся при решении собственно обучающей задачи.
Формирование коммуникативной компетентности на уроке
физической культуры, учебно-тренировочном занятии
Проблема общения является предметом теоретических и экспериментальных исследований во многих социально-гуманитарных отраслях науки. Общаясь, человек усваивает общечеловеческий опыт, социальные нормы, ценности, знания и способы действия и вместе с тем у него формируются и коммуникативная компетентность.
Коммуникативная компетентность – это сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психологические знания, свойства личности, психическое состояние субъекта в процессе общения [9].
Важную роль коммуникативной компетентности в жизни человека подтверждают результаты исследований многих психологов. В частности, Б.Г. Ананьев указывает, что раньше всего, непосредственно в жизни социальной группы из взаимоотношений между ее членами возникают отношения личности к другим людям. Закрепляясь в практике общественного поведения, они превращаются в наиболее общие и первичные черты характера, которые он назвал коммуникативными [1] . Они, в свою очередь, становятся внутренним основанием для образования других характерологических свойств (интеллектуальных, волевых, эмоционально-мотивационных). Н.С. Говоров и Т.Г. Поташевская установили, что прекращают процесс познания после завершения образования те люди, у которых остались неразвитыми навыки общения. Те, у кого с детства спонтанно сложились благоприятные условия эмпирического, чисто практического овладения умениями и навыками общения, оказываются в большей степени подготовленными к учебе, у них не происходит задержек и остановок в психическом развитии [4].
Для учащихся школы основным видом деятельности является учебная деятельность, в процессе которой в большей степени происходит формирование коммуникативной компетентности.
Урок физической культуры проходит в конкретном классе, обладающем определенным уровнем сплоченности, микроклиматом, направленностью, организованностью, групповой структурой, которая может меняться от предмета к предмету, от урока к уроку. Класс с социально-психологических позиций-это контактная группа с целями просоциальной направленности, в которой учебная деятельность, оставаясь по внешней форме совместной, фактически в большей степени является индивидуальной.
Формирование коммуникативной компетентности происходит в совместной деятельности (СД), которая направлена на усвоение и воспроизводство общественно-исторического опыта и форм человеческих взаимоотношений. В СД выделяют два аспекта: собственно, предметную деятельность (область решения задач) и совокупность процессов, устанавливающих различные связи и зависимости между людьми в процессе деятельности (область эмоций).
Совместная деятельность в учебном процессе используется не в полной мере:
ü является в большей степени, регламентированной (цель, порядок деятельности, контроль и оценка результатов осуществляется педагогом);
ü редко используется взаимодействие учащихся на уроках (по данным исследований В.Р. Ясницкой, только 15-20% учителей применяют групповые и коллективные формы обучения [20]).
Коммуникативная компетентность в большей степени формируется в ситуациях неопределенности, нестандартности, которые возникают в нерегламентированных или частично регламентированных видах деятельности (ролевая игра, игры с правилами, групповые соревновательные игры).
В школьной практике нет занятий, посвященных развитию коммуникативных навыков. Данная проблема не решается и с помощью методических рекомендаций учителям по организации совместной деятельности учащихся на уроке. Введение в учебный план нового специального курса по формированию навыков общения будет связано с дополнительными нагрузками. Вместе с тем, навыки общения у детей можно развивать в рамках урока физической культуры, т.к. он обладает рядом специфических особенностей, позволяющих рассматривать его как важный фактор воспитания учащихся, в том числе, формирования коммуникативной компетентности, коммуникативных черт характера. Особенности урока физической культуры:
ü повышенная двигательная активность, свобода передвижения и возможность устанавливать частные межличностные контакты и общение;
ü повышенный эмоциональный фон, связанный яркими глубокими позитивными и негативными эмоциями в случае успеха или неудачи, которыми сопровождаются применение соревновательного и игрового методов;
ü переживание благоприятных эмоций от проявления хороших отношений товарищей создает ощущение удовлетворения потребности и вызывает ответное позитивное отношение к классу.
В связи с этим урок физической культуры можно рассматривать как модель быстропротекающих социальных процессов, как естественный социально-психологический тренинг.
Увеличение количества часов физической культуры, по-нашему мнению, положительно скажется не только на увеличении двигательной активности и совершенствовании физических качеств, но и на формировании коммуникативной компетентности. Чтобы данный процесс проходил более целенаправленно и интенсивно, учителям физической культуры и тренерам-преподавателям необходимо уделять особое внимание формированию культуры взаимоотношений и эмоций. Этому, прежде всего, способствует использование нестандартных упражнений, активных форм совместной деятельности учащихся (сюжетно-ролевые подвижные игры, эстафеты, упражнения), соревновательные игры и т.п. Итогом урока или занятия учебно-тренировочной группы должен стать совместный анализ ситуаций, которые возникли в результате этой деятельности. Только в этом случае урок физической культуры может стать естественным психологическим тренингом.
Традиционно на занятиях по физической культуре решение задач акцентировано на развитие физических качеств, затем на обучение двигательным действиям, приобретение знаний и, наконец, на воспитание личностных качеств как побочного процесса решения приоритетных задач. Это объясняется тем, что оценкой результата деятельности учителя является, в первую очередь, развитие кондиционных возможностей учащихся.
Развитие физических качеств, двигательных умений учащегося происходит не только благодаря той деятельности, в которую он включается, но едва ли не решающее значение имеют те отношения, которые возникают и упрочиваются в этой деятельности. Можно, к примеру, привлекать учащегося к занятиям физической культурой, но для формирования глубокого интереса необходимо так организовать эту деятельность, чтобы она возбуждала положительные эмоции, внутреннее воодушевление и радость. Если переживания будут носить негативный характер, это не только не будет способствовать формированию интереса к физической культуре, но, наоборот, вызовет отвращение.