Тема 1. Фонетические нормы языка.
1. Ответить письменно на вопросы. Сколько раз встречается звук в следующих предложениях? Почему такая разница?
Природой бережно спеленатый,
Завернутый в зеленый лист,
[Т] Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
[Л] Дохнул сентябрь и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Всегда так будет, как бывало,
Таков издревле белый свет:
[Д] Ученых много – умных мало,
Знакомых тьма, а друга нет.
2. Спишите, подчеркните слова, в которых ЧН произносится как [ШН].
Полуночничать, справочник, скучно, скворечник, конечно, пряничный, прачечная, гаечный, яичница, молочница, оричневый, конечно, разгрузочный, Лукинична, лавочник, очечник, девичник, гоночный, пшеничный, отличник, двоечник.
3. Спишите, подчеркните слова, в которых согласные перед Е произносятся твердо.
Фонема, штемпель, дискотека, кратер, тест, филателист, монета, компьютер, пресса, академия, термин, демобилизация, модель, протест, интервью, индекс, фонетика, тесто, телефон.
4. Спишите, поставьте ударение в формах слов.
Упустить – упущу, упустишь. упустят;
упечь – упеку, упечешь, упекут, упекла;
Фаршировать – фарширую;
хлесткий – хлестко, хлесток, хлестки;
хитрый – хитра; хитер, хитро, хитры;
час – часы, часом, часами;
звонить – звонишь, звонят, звонили;
брить – брил, брила, брили, брило;
быть – был, была, были, было;
Черпать – черпаю, черпаешь;
живой – жив, жива, живо, живы;
глухой – глуха, глухи, глухо, глух.
5. Спишите, подчеркните слова, в которых есть только твердые согласные звуки.
Туча, жир, кость, лом, яма, прыщ, цирк, пашешь, рожь, ил, класс, лилия, родина, куст, теннис, цепь, час, ночь, сыр, юг, жижа, дочь, юбка, клад, лещ, история, мир, шепот, яд, жезл.
6. Спишите, подчеркните те слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
Белое, яд, окрестность, зреют, веешь, елка, юбка, синие, рожь, терем, белка, йогурт, сердце, тень, ванна, путь, яхта, ар, мед, лестница, стол, касса, степь, ария, энергия, снег, ус, пост, ежевика, колосья.
7. Поставьте ударение в словах.
Алфавит, изображение, камбала, агент, километр, клетчатый, комбайнер, кулинария, библиотека, диалог, единство, баловать, диагноз, диспансер, столяр, шофер, ходатайство, статуя, договор, феномен, каталог, приговор, металлургия, заголовок, верба, осведомиться, щавель, револьвер, алкоголь, арест, средства, торты, дозвониться, сирота, приговор, оптовый, некролог, километр, цемент, эксперт, добела, агрономия, квартал, пахота, простыня, издавна, завсегдатай, эксперт, жемчуг, легкоатлет, магазин, свекла, арбуз, соболезнование, цыган, филателия, красивее, партер, доллар, дремота, щелочной, добыча.
Тема 2. Лексические нормы языка.
1. Укажите, в каких сочетаниях прилагательные употреблены в прямом, а в каких – в переносном значениях. Дайте объяснение выражениям.
Золотая молодежь, золотые руки, золотая рожь, золотой кулон, золотой характер.
2. Составьте словосочетания с указанными словами, подтверждающие, что данные слова являются омонимами.
Гвоздика, ласка, дождевик, лайка, союз, рысь, надуть, лисичка, такса.
3. Составьте синонимические пары.
Хотеть - ……………
летчик - ……………
жара - ……………….
умный - …………….
маленький - ………..
иносказательный -…………..
пища - ……………………….
артист - ………………………
4. Расположите слова по возрастающей степени признака.
Карликовый, крошечный, маленький, микроскопический, миниатюрный, небольшой.
5. Исправьте предложения, используя синонимы, устраните повторение однокоренных слов.
Чистое помещение нового университета производило своей чисто той приятное впечатление. Глубина темного леса пугала людей, которые в темноте потеряли дорогу. Ракета, ускоряя скорость, полетела в полет. Свой роман « Молодая гвардия » Фадеев посвятил героям Краснодона, которые отдали свою героическую жизнь за счастье своего народа. Следовательно, Лермонтов является прямым последователем Пушкина и унаследует его метод изображения явлений жизни.
6. К приводимым в левой колонке словам подберите антонимы из правой колонки. Составьте с ними словосочетания.
Красивый трусость
Мешать оправдывать
Интересно одобрять
Осуждать скучно
Отвага безобразный
Обвинять помогать
7. Найдите вторую часть фразеологизма и допишите его. Объясните его лексическое значение.
За семь верст………….
Ждать у………………..
Заварить….……………
Зарубить……………….
Не в бровь……………..
С треском……………...
Клевать…………………