Для формирования культуры здоровья
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Научный руководитель:
к.п.н., доц. И.Г. Боронилова
СОДЕРЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема воспитания культуры здоровья у детей дошкольного
возраста в психолого-педагогической литературе……..…………………9
1.2. О݈с݈о݈бе݈н݈н݈о݈с݈ти݈ кул݈ьтур݈ы здо݈р݈о݈в݈ья де݈те݈й старшего до݈шко݈л݈ьн݈о݈го݈
в݈о݈зр݈а݈с݈та ………………………………………………….………………….13
1.3. Использование нетрадиционных средств по формированию
культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста……………...17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I………………………………………….……….34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ
2.1. Констатирующий эксперимент по выявлению уровня культуры здоровья детей………………………………………………………………36
2.2. Формирующийся эксперимент по разработке и реализации программы по формированию культуры здоровья………………………47
2.3. Контрольный анализ полученных результатов опытно-поисковой работы……………………………………………………………………….58
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II………………………………………………………64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…………66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…………………….………69
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………..….……………………74
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью сохранения здоровья детей в дошкольном возрасте как условия их готовности к школьному образованию и успешной жизни, в то время как статистические данные фиксируют снижение показателей здоровья детей в России.
Сегодня дошкольное образование выдвигает на передний план цели по охране жизни и здоровья детей, заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии, а также интеллектуально-личностное развитие ребёнка. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, современна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков культуры здоровья. Поэтому перед дошкольным учреждением стоит задача правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребёнка.
В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается самоценность периода детства и право ребенка на счастье, необходимость охраны и укрепления здоровья детей. Проблемы дошкольного детства как особого периода жизни человека становятся в центре внимания педагогов, психологов, социологов (М.М. Безруких, Л.Б. Валова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова, Е.И. Герасимова, Н.П. Флегонтова, Т.В. Фуряева, Л.М. Шипицына и др.). В дошкольном детстве закладываются основы общей культуры личности, компонентом которой является культура здоровья. Ситуация в обществе требует от педагога нового уровня профессионализма как специалиста по развитию ребенка, инновационных взглядов на проблему здоровья и решительных действий, позволяющих создать прочный фундамент здоровья ребенка.
Сложность и многогранность задачи укрепления и сохранения здоровья детей требует появления педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной культуры, обязательной составляющей которой является культура здоровья (Л.И. Гришкина, В.Т. Лободин, Е.Г. Новолюдская, И.И. Новоселова, Н.М. Полетаева, С.М. Симоненко и др.). Акмеологический подход в образовании направлен на формирование личности, имеющей новую систему ценностных ориентации, включая здоровье как ценность и мотивацию здорового образа жизни. Дошкольный период детства, как фундаментальный для последующего развития и самореализации человека обусловливает задачу поиска эффективных способов улучшения здоровья ребенка на этом возрастном этапе.
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании Российской Федерации» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО) дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Остается актуальной задача разработки проблемы сотрудничества педагогов ДОО и родителей в области культуры здоровья детей при организации их жизнедеятельности как здоровьесозидающей, то есть организованной на основе принципов здорового образа жизни с учетом возрастных особенностей дошкольников и направленной на укрепление их здоровья посредством подражания, взаимообучения и самоорганизации. Важно определить возможности традиционных русских народных праздников, разновозрастных групп, технологий коллективных творческих дел, игровой деятельности, ценностных ориентации на здоровье, культуры здоровья и здоровьесозидающую позицию личности.[51] Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы и всестороннее развитие детей. По данным опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья, следует рассматривать в широком социальном аспекте. С этой позиции в центре, здоровье детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей. Поэтому в ДОО осуществляется поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенности его организма, индивидуализации и профилактических мероприятиях создании определенных условий.
Всовременном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. Здоровье человека - является непревзойденной ценностью общества и основным критерием его благополучия.
Культура здоровья личности является важнейшей качественной характеристикой уровня развития, способом и мерой реализации сущности сил, способностей; она предстает в процессе воспитания как преемственное освоение различных сфер жизнедеятельности, что возможно лишь при развитии ее социальной активности. При этом формируется не только потребность в тех или иных видах активности, но и умение их реализовать, что является одним из основных направлений становления культуры современной конкурентоспособной личности.
А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать культуру здоровья детей. Быть здоровым – естественное стремление человека.
Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Многие ученые (Н.М. Амосов, И.А. Аршавский, В.К. Бальсевич, А.Г. Щедрина и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в ДОО призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью.
П.Ф. Лесгафт, Е.А. Аркин, А.В. Кенеман, Э.Я. Степаненкова разрабатывали общеразвивающие упражнения, направленные на оздоровление детского организма.
Поскольку данное понятие недостаточно исследовано, мы считаем актуальной тему нашего исследования: «Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методов».
Цель исследования:теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффектность исследования нетрадиционных методов в формировании культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования:процесс формирования культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования:методы, направленные на формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования:основана на предположении, что формирование культуры здоровья будет эффективным, если:
- в формировании культуры здоровья у детей будут использоваться нетрадиционные методы работы;
- учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста;
- работу проводить в системе целостного педагогического процесса;
- вовлекать родителей в данный процесс.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические и прикладные аспекты проблемы в философской и психолого-педагогической литературе, обосновать её актуальность.
2. Выявить уровень культуры здоровья у детей.
3. Разработать и апробировать программу «Здоровячок» по формированию культуры здоровья в условиях ДОО.
4. Проанализировать результаты опытно-поисковой работы по формированию культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста.
5. Обобщить выводы по результатам исследования и разработать методические рекомендации для сотрудников и родителей, направленные на формирование культуры здоровья.
Решение поставленных задач и проверки гипотезы обеспечивалась комплексом методов исследования, включающим в себя:
- теоретические (анализ, синтез, обобщение, классификация); - эмпирические (анкетирование, игра, опрос, наблюдение, беседа). Исследование проводилось в три этапа:
Методологическая основа исследования:в основу легли труды
Н.М.Амосова, А.В. Кенеман, В.Г.Алямовской, Н.Н.Ефименко, Э.Я.Степаненковой.
Экспериментальная база исследования:МАДОУ Детский сад № 311 контрольная группа и МАДОУ Детский сад № 320 экспериментальная группа г. Уфы Республики Башкортостан. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 40 человек.
Теоретическая значимость исследованиясостоит в том, что обобщены, систематизированы, целостно представлены материалы по формированию культуры здоровья детей дошкольного возраста
Практическая значимость исследованиясостоит в том, что разработанная и апробированная программа «Здоровячок» может быть использована воспитателями ДОО при реализации направления работы по формированию культуры здоровья разработанные методические рекомендации могут быть использованы родителями в формировании культуры здоровья в семье.
Структура исследования:ВКР состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Таблица 1
Таблица 2
Вывод по главе I
Мы р݈а݈с݈с݈мо݈тр݈е݈л݈и݈ по݈н݈яти݈е݈ «здо݈р݈о݈в݈ье݈», «кул݈ьтур݈а݈ здо݈р݈о݈в݈ья». А݈н݈а݈л݈и݈з по݈н݈яти݈я «здо݈р݈о݈в݈ье݈» в݈кл݈юча݈е݈т: фи݈зи݈че݈с݈ко݈е݈, пс݈и݈хи݈че݈с݈ко݈е݈ и݈ с݈о݈ци݈а݈л݈ьн݈о݈е݈ бл݈а݈го݈по݈л݈учи݈е݈. Пр݈и݈ а݈н݈а݈л݈и݈зе݈ по݈н݈яти݈я «кул݈ьтур݈а݈ здо݈р݈о݈в݈ья» о݈пр݈е݈де݈л݈и݈л݈и݈ с݈о݈с݈та݈в݈л݈яющи݈е݈:
1.Ус݈то݈йчи݈в݈ую с݈фо݈р݈ми݈р݈о݈в݈а݈н݈н݈о݈с݈ть це݈н݈н݈о݈с݈ть здо݈р݈о݈в݈ья и݈ че݈л݈о݈в݈е݈че݈с݈ко݈й жи݈зн݈и݈, ко݈то݈р݈а݈я мо݈ти݈в݈и݈р݈о݈в݈а݈н݈а݈ к с݈бе݈р݈е݈же݈н݈и݈ю с݈в݈о݈е݈го݈ здо݈р݈о݈в݈ья и݈ здо݈р݈о݈в݈ья о݈кр݈ужа݈ющи݈х е݈го݈ л݈юде݈й, о݈бще݈с݈тв݈а݈ в݈ це݈л݈о݈м.
2.Зн݈а݈н݈и݈е݈ с݈в݈о݈и݈х в݈о݈змо݈жн݈о݈с݈те݈й и݈ в݈е݈р݈а݈ в݈ с݈о݈бс݈тв݈е݈н݈н݈ые݈ с݈и݈л݈ы, пр݈е݈дс݈та݈в݈л݈е݈н݈и݈я о݈ с݈е݈бе݈, с݈в݈о݈е݈й с݈а݈мо݈це݈н݈н݈о݈с݈ти݈, о݈щуще݈н݈и݈е݈ с݈е݈бя с݈убъе݈кто݈м здо݈р݈о݈в݈ья и݈ здо݈р݈о݈в݈о݈й жи݈зн݈и݈.
3. Пр݈о݈яв݈л݈е݈н݈и݈е݈ бе݈р݈е݈жн݈о݈го݈, ув݈а݈жи݈те݈л݈ьн݈о݈го݈ и݈ за݈бо݈тл݈и݈в݈о݈го݈ о݈тн݈о݈ше݈н݈и݈я к бл݈и݈зки݈м л݈юдям, с݈в݈о݈и݈м р݈о݈дс݈тв݈е݈н݈н݈и݈ка݈м, с݈в݈е݈р݈с݈тн݈и݈ка݈м и݈ в݈зр݈о݈с݈л݈ым, пр݈е݈дме݈тн݈о݈му ми݈р݈у.
4. О݈с݈о݈зн݈а݈н݈и݈е݈ н݈р݈а݈в݈с݈тв݈е݈н݈н݈ых эта݈л݈о݈н݈о݈в݈ жи݈зн݈е݈де݈яте݈л݈ьн݈о݈с݈ти݈.
Анализ литературы по теме: «Использование нетрадиционных средств для формирования культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста» выявил, что вопросами здоровья и культурой здоровья многие ученые (Н.М. Амосов, И.А. Аршавский, В.К. Бальсевич, А.Г. Щедрина и др.), которые главным фактором укрепления и сохранения здоровья считали систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в ДОО призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью.
П.Ф. Лесгафт, Е.А. Аркин, А.В. Кенеман, Э.Я. Степаненкова разрабатывали общеразвивающие упражнения, направленные на оздоровление детского организма.
В нашем исследовании мы понимаем, что необходим новый подход к оздоровлению детей, к формированию культуры здоровья, базирующихся на
мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете использование особенностей его организма, индивидуализации и профилактических мероприятий, создании определенных условий.
Анализ литературы выявил нетрадиционные методы, направленные на формирование культуры здоровья, на укрепление здоровья детей дошкольников.
Активное использование воспитателями разнообразных, прежде всего, нетрадиционных форм работы с родителями позволяет успешно решать задачи формирования культуры здоровья дошкольников, способствует укреплению
сотрудничества между родителями и педагогами (снижая проблемы общения между педагогами и родителям и повышая чувство педагогической компетентности у педагогов) и улучшает отношение родителей к ДОО в целом, что положительно влияет на готовность к положительному сотрудничеству в перспективе.
В своем исследовании мы будем использовать следующие нетрадиционные методы: игротерапия, сказкотерапия, фитотерапия, хождение босиком по нетрадиционному оборудованию, гимнастика после сна, дыхательная и пальчиковая гимнастика.
Таблица 3
Рис. 1
Особенности отношения ребенка к здоровью изучались с помощью методик, разработанных В.А. Деркунской «Неоконченные предложения» отображены в таблице 4. (Приложение 2)
Цель:изучить особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека.
Воспитатель приглашает ребенка поиграть. Он начинает предложение, а дошкольник его заканчивает первой пришедшей в голову мыслью.
Здоровый человек — это...
Мое здоровье...
Иногда я болею, потому что...
Когда я болею, мне помогают...
Когда у человека что-то болит, он...
Я хочу, чтобы я всегда был здоров, потому что...
Когда я думаю о здоровье, то представляю себе...
Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется...
Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы загадал...
Когда я попадаю в опасную для здоровья ситуацию, то...
Когда мои друзья болеют, то я ...
Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю...
Между предложениями можно сделать паузу, перерыв, если ребенок устанет или начнет отвлекаться. Полученные результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Рис.2
«Картина моего здоровья» с использованием рисования (Приложение 3) . Рисуночный тест показал, что изображения в рисунках детей статичны. Они представляют собой либо портреты улыбающихся (не улыбающихся)
людей, не совершающих никаких действий, либо символические объекты (солнце, зелень, облака, дождь, тучи). Следует отметить бедную цветовую гамму рисунков, которая также позволяет судить о характере эмоционального отношения к проблемам здоровья. Часто преобладают цвета «негативной триады» - чёрный, коричневый, фиолетовый, а сочетание цветов на рисунках, согласно интерпретациям, М. Люшера, указывают на подавленное состояние, неудовлетворённость актуальной жизненной ситуацией, хроническое напряжение и необходимость подчиняться гиперконтролю в большинстве случаев.
При помощи педагогического наблюдения и соотнесения его результатов с разработанной Л.Н. Волошиной шкалой оценок был также выявлен уровень сформированности гигиенической культуры и самообслуживания у старших дошкольников (Приложение 4). Критериями оценки являются следующие данные: высокий уровень (3 балла): ребенок опрятен, самостоятельно и быстро одевается, аккуратно ест, выполняет гигиенические процедуры, пользуется носовым платком, зубными и одежными щетками, осознает значимость и важность гигиенических процедур. Средний уровень (2 балла): ребенок самостоятельно одевается, аккуратно ест, в основном выполняет гигиенические требования, однако наблюдается некоторая замедленность, имеют место отдельные нарушения алгоритма выполнения гигиенических процедур. Не всегда может устранить мелкие неполадки в одежде, достаточно опрятен, знает, зачем стоит умываться, чистить зубы и т.д. Низкий уровень (1 балл): у ребенка не сформирована потребность в чистоте и опрятности, гигиенические процедуры выполняет безынициативно – только после напоминания взрослого. Алгоритм умывания, чистки зубов освоен недостаточно, ребенок не понимает значение гигиенических процедур. Полученные результаты представлены в таблице 5.
Таблица 5
Рис.3
Также нами была проведена методика «Здоровье и болезнь» (авторы О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов), направленная на выявление у детей старшего дошкольного возраста степени сформированности представлений о здоровье и болезни, характера их эмоционального отношения к проблемам здоровья (Приложение 5). Дети на листочках рисовали, как себе представляют здоровье и болезнь. Изображения «Здоровья» и «Болезни» оцениваются отдельно. Критериями оценки являются следующие показатели: высокий уровень представлений: четкая детализация и прорисованность изображений. Рисунок яркий, объёмный, сюжетный, оригинальный. Средний уровень представлений: рисунки лишь частично детализированы, в изображении используется небольшое богатство цветовой палитры (два-три цвета). Сюжет и динамика рисунка не раскрыты, наблюдается отсутствие символики. Низкий уровень представлений: уровень детализации рисунков низкий, сюжет отсутствует. В основном используется один цвет. Полученные результаты представлены в таблице 6.
Таблица 6
Рис. 4
Уровень готовности ребенка самостоятельно, в рамках своих возможностей, решать задачи культуры здоровья, безопасного поведения в непредвиденных ситуациях, оказания элементарной медицинской, психологической и самопомощи, и помощи изучался с помощью диагностического задания О.В. Дыбиной «Наши привычки» (Приложение 6).
Цель: выявить умение детей оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
Исследование включает 5 серий заданий:
1 серия «Назови знак»:
Материал:5 природоохранных знаков.
Инструкция: ребенку показывают любой знак и просят «Назови этот знак и объясни, о чем он говорит»
2 серия «Звуковые сигналы»:
Материал: 5 картинок с изображение предметов, которые при необходимости могут издавать звуковые сигналы: будильник, чайник, телефон, поезд, машина со специальными сигналами).
Инструкция: ребенка просят рассмотреть картинки и задают вопрос «Скажи, о чем предупреждают и сообщают звуковые сигналы этих предметов и машин? Какие привычки могут быть связаны с ними?»
3 серия «Что полезно и что вредно для кожи»:
Материал: 5 карточек – трава, осколки стекла, панамка, булавка, спички.
Инструкция: ребенку предлагается рассмотреть эти предметы. «Расскажи, какую пользу или какой вред могут принести коже изображенные предметы?»
4 серия «Что мы вдыхаем»:
Материал: 5 картинок: выхлопной газ, табачный дым, лакокрасочные вещества, заводские трубы, непроветренное помещение.
Инструкция: ребенку дают следующую инструкцию: «Объясни, какое влияние на человека оказывает каждое изображенное явление?».
5 серия «Полезные продукты»:
Материал: таблица с полезными и вредными продуктами.
Инструкция: ребенку дают следующую инструкцию: «Отметь красной фишкой полезные для здоровья продукты».
За каждый правильный ответ или действие ребенок получает +.
Результаты исследований:
3 балла:
Ребенок самостоятельно без помощи взрослого набрал 20-25 плюсов за правильные ответы и действия по всем сериям заданий.
2 балла:
Ребенок при незначительной помощи взрослого получил 14-19 плюсов за правильные ответы и действия по всем сериям заданий.
1 балл:
Ребенок даже при значительной помощи взрослого набирает не более 13 плюсов.
Результаты заносятся в протокол исследования.
Полученные данные диагностического задания О.В. Дыбиной «Наши привычки» представлены в таблице 7.
Таблица 7
Рис. 5
Полученные результаты свидетельствуют о том, что ребенок 5-6 лет еще не стал субъектом здоровьеориентированной деятельности. Позиция взрослых, их стремление опекать, ограждать, беречь ребенка не дают ему возможность раскрыть свои возможности, проявить самостоятельность, активность, способность к самооздоровлению. Любые попытки воздействовать на организм ребенка в обход сознания не дают оздоровительного эффекта. Поэтому с ранних лет необходимо обеспечивать включение детей в процесс сохранения и укрепления своего здоровья, формировать их активность, субъектность и заинтересованность в саморазвитии и самооздоровлении. Внимание к себе, постепенное
осознание своих возможностей будут способствовать тому, что ребенок научится быть ответственным за свое физическое и психическое здоровье, через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли, что и составляет основу компетентности человека в области охраны и укрепления здоровья.
На наш взгляд, решение выявленных в исследовании проблем, связанных воспитанием культуры здоровья дошкольника, заключается в формировании позиции субъекта здоровьеориентированной деятельности на основе «игрового обучения» для достижения комплексных
педагогических задач: усвоения новых знаний, уточнения представлений, формирования умений, развития творческих способностей. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни знаний: от воспроизводящей деятельности к главной цели - творческо-поисковой деятельности.
Таким образом, игровые технологии обеспечивают условия для формирования у ребёнка позиции субъекта деятельности по укреплению здоровья. Они обладают не до конца освоенным, реализованным в
современном дошкольном образовании здоровьесберегающимпотенциалом, направлены на решение значимой проблемы по охране и укреплению здоровья дошкольников.
Таблица 8
Таблица 9
Таблица 10
Таблица 11
Вывод по главе II
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами была организована опытно-поисковая работа по формированию культуры здоровья.
В соответствии с целью и задачами исследования была разработана программа опытно-поисковой работы, состоящая из следующих этапов:
I этап: Подобрать методы опытно-поисковой работы.
Использовали метод наблюдения за поведением ребенка, индивидуальная беседа, контент-анализ. Использовали методики «Неоконченные предложения», «Наши привычки», «Здоровье и болезнь», «Что мы знаем о своем организме», тест-опросник для детей старшего дошкольного возраста, анкета для родителей, позволяющий изучить культуру здоровья семьи.
Провести первичную диагностику уровня отношения ребенка к здоровью. Использовали метод наблюдения.
II этап: Разработать «Здоровячок», направленную на формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Организовать целенаправленную работу с родителями, сотрудниками ДОО по формированию по ознакомлению с программой «Здоровячок».
III этап: Провести вторичную диагностику уровня сформированности культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Дать рекомендации родителям по формированию культуры здоровья детей.
Таким образом, анализ результатов опытно-экспериментальной работы показывает, что у детей произошли заметные изменения в культуре здоровья. Наиболее значительные - отсутствие числа детей, которые в начале опытно-экспериментальной работы были отнесены к группе с низким уровнем культуры здоровья, увеличением числа детей со средним уровнем и появлением детей с высоким уровнем культуры здоровья.
Проделанная нами работа на этапе формирующего эксперимента подтверждает гипотезу, что методы, формы и технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста являются эффективными, когда:
- учитываются возрастные особенности детей дошкольного возраста;
- работа проводится в системе целостного педагогического процесса; - в данный процесс вовлечены родители.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня дошкольное образование выдвигает на передний план цели по охране жизни и здоровья детей, заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии, а также интеллектуально-личностное развитие ребёнка. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, современна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков культуры здоровья. Поэтому перед дошкольным учреждением стоит задача правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребёнка.Актуальность проблемы исследования обусловлена социальным заказом на формирование культуры здоровья у детей в период дошкольного детства; отношением к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности; а также возможностью совершенствования качества воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста путем создания специальных условий в ДОО.
Исходя из определения понятий «здоровье» и «культура здоровья», мы определили содержание понятия «культура здоровья» как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья, как значимой функции организма, и результат этого процесса, выраженный в виде познавательного интереса или цели.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы помог нам прийти к выводу о том, что процесс формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста включает в себя усвоение знаний, формирование отношений, приобретение практики адекватного поведения. Таким образом, ребенку должна быть предоставлена возможность получать информацию о физическом, психическом и социальном здоровье, должен
быть обеспечен процесс активного ее усвоения; следует помочь ребенку оценить события, явления, поступки и формировать отношение и создавать как можно больше возможностей для реального поведения, поступков, действий. Разработанная нами программа формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста представляет систему взаимосвязанных структурно-функциональных блоков, состоящих из совокупности элементов: целевой (цель, задачи, принципы); содержательный, отражающий смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу; процессуальный (педагогические условия, этапы, методы); оценочно-результативный (результат и критерии его оценки, уровни) и системообразующие связи между ними). Исходя из того, что объектом нашего исследования является процесс формирования культуры здоровья у детей дошкольного возраста, то основное внимание мы уделили рассмотрению процессуального компонента, условиям формирование культуры здоровья в период дошкольного детства через сотрудничество педагогов и родителей. Для выявления уровня сформированности культуры здоровья использовались следующие критерии : критерий достаточности знаний (наличие знаний о физическом, психическом, социальном здоровье); сформированность эмоциональных проявлений (способность к сочувствию, сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками); критерий отношения (значимость здорового образа жизни, устойчивость интереса к физическому, психическому, социальному здоровью); позитивные действия, как в реальной, так и вербальной ситуации (активность в решении проблемных ситуаций).
Результаты констатирующего эксперимента позволили прийти к выводу о том, что большинство испытуемых находятся на среднем и низком уровне культуры здоровья. Для формирования культуры здоровья нами был проведён формирующий эксперимент, в процессе которого была
реализована программа формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста через использование различных методов, форм и здоровьесберегающих технологий. Результаты контрольного эксперимента показали повышение уровня культуры здоровья у детей. К значимым результатам исследования можно отнести поиск детьми нового знания, новых познавательных ориентиров более высокого уровня сложности; изменение позиции дошкольников в процессе обучения (стали более инициативными и самостоятельными).
Таким образом, главным результатом нашего исследования является овладение здоровыми жизненными навыками, изменение отношения к физическому, психическому, социальному здоровью (повышение жизнестойкости, дружелюбность по отношению к взрослым и другим детям, коммуникабельность, готовность помочь, дисциплинированность. Дети стали более способными к осознанию ценности своего здоровья, к рефлексии стали лучше оценивать и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой. На основе проведённой опытно - экспериментальной работы по формированию культуры здоровья можно сделать вывод, что выявленные нами и реализованные условия являются эффективными. Полученные результаты подтвердили гипотезу нашего исследования.
Список литературы
1. Александрова, Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях пo программе «Остров здоровья» [Текст]/ Е.Ю. Александрова.-Волгоград: Учитель,2006.
2. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам [Текст]/ Е.А. Алябьева.-М.:ТЦ Сфера, 2003.
3. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст]/ В.Г. Алямовская.- М.: 2011.
4. Андрющенко, Л.И. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления. Учебное пособие для пед. псих. студентов пед. учебн. заведений [Текст]/ Л.И. Андрющенко.- Благовещенск, 2001.
5. Бароненко, В.А. Концептуальный подход к проблеме культуры здоровья [Текст]// В.А. Бараненко. Валеология.- 2002.
6. Богина, Т.Л. Сохранение и укрепление здоровья ребенка [Текст]// Т.Л. Богина, М. Рунова. Дошкольное воспитание.-2007.
7. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: метод. пособие [Текст]/ Т.Л. Богина. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
8. Большая медицинская энциклопедия [Текст]/ Большая медицинская энциклопедия. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
9. Борисова, Е.Н. Система физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками [Текст]/ Е.Н. Борисова.: Глобус, 2007.
10. В мире мудрых мыслей [Текст]/ Автор-составитель А.О. Давтян. – СПб.: Нева; М.: Олма-Пресс, 2001.
11. Воронцова, И.М. Закаливание детей с применением интенсивных методов. Метод. рекомендации [Текст]/ И.М. Воронцова, Л.А. Беленький.-СПб., 2002.
12. Глушкова, Г.В. Взаимодействие детского сада с семьей [Текст]// Г.В. Глушкова. Ребенок в детском саду. -2004.
13. Головко, Н.В. Бережем здоровье с детства [Текст]// Н.В. Головко. Воспитатель ДОУ.-2007.
14. Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников [Текст]/ В.А. Деркунская.-М.: Академия, -2006
15. Деркунская, В.А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников [Текст]// В.А. Деркунская. Дошкольная педагогика. – 2007.
16. Дик, Н.Ф. Увлекательное физкультурное занятие для дошкольников [Текст]/ Н.Ф. Дик.- М.:ООО «ТИД» Русское слово – РС, 2007.
17. Доронова, Т.Н. Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет [Текст]/ Т.Н. Доронова, Я.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 2005.
18. Доскин, В.А. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка [Текст]/ В.А. Доскин, Я.Г. Голубева. – М.: Просвещение, РОСМЭН, 2006.
19. Ефименко, Н.Н. Материалы оригинальной авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» [Текст]/ Н.Н. Ефименко. – М.: Линка-пресс, 2003.
20. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная тенология 21 века. Пособие для исследователей и практических работников [Текст]/ Авт.-сост.: Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. 3-е изд. испр. И доп.- М.: Аркти, 2003.
21. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации [Текст]/ Материалы Всемирного совещания. – М., 2001.
22. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ [Текст]/ Под ред. З.И. Бересневой. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
23. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия [Текст]/ сос. Н.И. Крылова.- Волгоград: Учитель, 2009.
24. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. Примерные планы и конспекты занятий [Текст]/ Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная Пресса, 2007.
25. Здравствуй: Программа формирования здоровья дошкольников [Текст]/ Под ред. М.Л.Лазарева. – М.: Академия здоровья, 2004.
26. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем