Изменение показателей физической подготовленности
юных акробатов (n=20)
Показатели | Группы | Сентябрь | Март | Достоверность различия |
M ± m | M ± m | Прирост (%) | Р | |
Сила (кол-во раз) | I | 4,2±1,0 | 6,0±0,5 | 42,8>0,05 |
II | 11,1±1,7 | 16,0±1,4 | 44,1<0,05* | |
Быстрота (сек) | I | 8,3±0,1 | 5,4±0,2 | 34,9<0,05* |
II | 8,2±0,2 | 5,6±0,3 | 31,7<0,05* | |
Выносливость (кол-во раз) | I | 26,0±2,0 | 36,0±5,2 | 38,4>0,05 |
II | 22,0±2,1 | 31,0±4,0 | 40,9>0,05 | |
Гибкость (см) | I | 12,2±0,6 | 18,0±0,4 | 47,5<0,05* |
II | 16,1±0,8 | 20,0±0,6 | 24,2<0,05* | |
Ловкость (см) | I | 22,3±1,2 | 16,0±2,0 | 28,2<0,05* |
II | 23,1±1,4 | 17,0±1,8 | 26,4<0,05* |
Примечание: I – группа мальчиков II – группа девочек, * - различия достоверны на уровне значимости р<0,05
Примечание: * - различия достоверны на уровне значимости р<0,05
Рис.1. Динамика силовых показателей юных акробатов
Рис.2. Динамика показателей быстроты юных акробатов
Не обнаружено достоверных различий в группе мальчиков и девочек вначале и в конце исследования по показателю выносливости, однако положительная динамика развития данного двигательного качества составила в I группе 38,4%, во II группе 40,9% (р>0,05) (рис.3).
Рис.3. Динамика показателей выносливости юных акробатов
При тестировании гибкости обнаружено достоверное увеличение показателя к концу исследования в обеих группах (рис.4). Так у мальчиков данный показатель изменялся с 12,2±0,6 см. до 18±0,4 см, у девочек соответственно с 16,1±0,8 см. до 20±0,6см. При этом, прирост показателя в I группе составил 47,5%, во II – 24,4% (р<0,05).
Рис.4. Динамика показателей гибкости юных акробатов
Рис.5. Динамика показателей ловкости юных акробатов
При определении ловкости и быстроты реакции у юных акробатов было выявлено достоверное различие между периодами исследования свидетельствующее о развитии данного двигательного качества(рис.5). Так, в группе мальчиков прирост данного показателя составил 28,2%, а в группе девочек 26,4% (р<0,05).
Результаты исследования определили, что физическая подготовленность юных акробатов к завершению педагогического эксперимента стала достоверно выше. Особенно в показателях быстроты, ловкости и гибкости. Таким образом, важнейшей особенностью взаимосвязи качеств и навыков у акробатов заключается в том, что у них проявление двигательных качеств зависит от структуры их тренировочных занятий. Поскольку хорошо известно, что среди многих видов спорта акробатика выделяется, прежде всего, неестественностью видов и форм упражнений.
Половой диморфизм
Существуют глубинные по своему существу различия между полами во внешности, в способности к адаптации, в жизнеспособности, стиле мышления, поведении, в характере психических и эмоциональных реакций. Сказанное позволяет обозначить подход о целесообразности дифференциации средств и методов воспитания и обучения, организации тренировочного процесса по половому признаку, учете своеобразия развития организма мальчиков и девочек, что позволит не только прогнозировать, но и управлять им.
Нами была предпринята попытка провести сравнительный анализ физического развития и физической подготовленности юных акробатов по половому признаку. Мы провели антропометрическое исследование мальчиков и девочек, определили гармоничность физического развития и оценили физическую подготовленность в динамике в течении учебного года под влиянием специализированного тренировочного процесса. Были получены следующие результаты: не выявлено особых различий в уровне физического развития между мальчиками и девочками (рис.6), а так же в реакции сердечнососудистой системы на физическую нагрузку (рис.7).
Оценивая физическую подготовленность младших школьников достоверные различия были обнаружены только в показателях силы (рис.8), что обусловлено разным тестовым заданием; а также в показателях гибкости, возможно, обусловленная морфологическими особенностями опорно-двигательного аппарата и большей амплитудой выполнения заданий на гибкость девочками занимающимися спортивной акробатикой (рис.9).
Рис.6. Сравнительная характеристика физического развития мальчиков и девочек
Рис.7. Сравнительная характеристика реакции сердечнососудистой системы на физическую нагрузку мальчиков и девочек
Примечание: * - различия достоверны на уровне значимости р<0,05
Рис.8. Сравнительная характеристика показателей силы девочек и мальчиков
Примечание: * - различия достоверны на уровне значимости р<0,05
Рис.9. Сравнительная характеристика показателей гибкости девочек и мальчиков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стремительный рост спортивных результатов, высших спортивных достижений в сложнокоординационных видах спорта привели к тому, что занятия акробатикой начинают с 4-5 лет. Начало же специализированных занятий акробатикой обычно начинаются в 10-11 лет. Однако до этого возраста необходимо создать предпосылки для спортивной специализации. Этой цели служит этап предварительной подготовки, основная задача которого – укрепление здоровья и всестороннее гармоническое развитие [12].
В связи с этим для акробатов-новичков разных возрастов продолжительность периода подготовки и содержание его могут оказаться разными. Современная спортивная акробатика отличается не только высочайшей сложностью упражнений, но и большими объёмами тренировочных нагрузок. Поэтому именно в зависимости от уровня физического развития новичков определяется возможность и целесообразность постановки задачи физической подготовки.
Изучение возрастных особенностей становления двигательной функции, развития физических качеств: быстроты, мышечной силы, выносливости, ловкости и гибкости – имеет большое значение для тренировочного процесса юных акробатов. У младших школьников имеются все предпосылки к тому, чтобы приобрести такие качества, как гибкость и ловкость. Морфологические особенности опорно-двигательного аппарата – высокая эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночного столба – способствует повышению эффективности специальных упражнений для развития этих качеств [31].
В ходе проведения нашего исследования мы выполнили сравнительный анализ выявленных результатов и определили особенности и закономерности физического развития и физической подготовленности детей 7-9 лет занимающихся на начальном этапе спортивной акробатикой.
Нами были получены следующие результаты: обследуемая группа мальчиков и девочек, как в начале, так и в конце эксперимента соответствовали гармоничному уровню развития. Достоверных различий между исследуемыми группами по антропометрическим данным, а также между показателями первого и второго обследования не обнаружено.
В тоже время, частота сердечных сокращений после физической нагрузки имела тенденцию к снижению, как в группе мальчиков, так и в группе девочек. Данные позволяют говорить об адаптации к физическим нагрузкам детей, обусловленную регулярными тренировками и более высокой физической подготовленностью.
Достоверно выше стала физическая подготовленность юных акробатов к завершению педагогического эксперимента, особенно в показателях быстроты, ловкости и гибкости.
ВЫВОДЫ:
1. Не обнаружено достоверных различий между исследуемыми группами по антропометрическим данным. Обследуемая группа мальчиков и девочек соответствовали гармоничному уровню развития. Между показателями первого и второго обследования достоверных различий не обнаружено. Частота сердечных сокращений после физической нагрузки имела тенденцию к снижению, как в группе мальчиков (135,9±5,3 уд/мин в сентябре и 126±4,8 уд/мин в марте), так и в группе девочек (124,3±4,0 уд/мин в сентябре и 118,2±4,3 уд/мин в марте).
2. Физическая подготовленность юных акробатов к завершению педагогического эксперимента стала достоверно выше, особенно в показателях быстроты (у мальчиков данный показатель изменялся с 8,3±0,1 сек. до 5,4±0,2 сек, у девочек соответственно с 8,2±0,2 сек. до 5,6±0,3 сек.), ловкости (22,3±1,2 см. и 16,0±2,0 см.; 23,1±1,4 см. и 17,0±1,8 см. соответственно) и гибкости (12,2±0,6 см и 18,0±0,4см. и 16,1±0,8см. и 20,0±0,6 см.).
3. Не выявлено достоверных различий в уровне физического развития и в реакции сердечнососудистой системы на физическую нагрузку по половому признаку. Достоверные различий были обнаружены только при исследовании физической подготовленности юных акробатов в показателях силы и гибкости между мальчиками и девочками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акробатика: Учебник для институтов физической культуры. / Под ред. Е.Г.Соколова. – М.: ФиС, 1973. – 160 с.
2. Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков.-Киев,1985г.
3. Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании.- М.:ФиС, 1978, - 222с.
4. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания.// Теория и практика физической культуры – 1999 г. - № 4.
5. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – M: ФиС,1988. – 208с.
6. Баршай В.М., Бобкин А.И. Физическое развитие, физическая подготовленность и работоспособность учащихся и молодежи., Р-н-Д, 1987. – 160с.
7. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. – М: ФиС, 1974 .
8. Белякова Н.Т. , Юровский С.Ю. Дневник самоконтроля для юношей. М, 1984г.
9. Болобан В.Н. Спортивная акробатика: Уч. пос. для ин-тов физ. культуры. – Киев: Высшая школа, 1988. – 166 с.
10. Болобан В.Н. Обучение в спортивной акробатике. - Киев: Здоровье, 1986, с. 160.
11. Вайцеховский С.М. Книга тренера. М., 1971 .
12. Васильев Е.П. Физические качества спортсмена. М.: ФиС, 1963. – 85с.
13. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: ФиС, 1988. – 331с.
14. Волков В. Тренеру о подростке.М., 1973 .
15. Выдрин В.М. Спорт и личность. // Спорт в СССР- 1971 г.- № 8
16. Выдрин В.М. Физическая культура как ценность. Л., 1976 .
17. Гончаров Н.Н. Физические качества спортсменов. Киров, 1952 .
18. Гремецкий Б.С., Щербаков В.С. Физическое воспитание как предмет высшей школы.// Теория и практика физической культуры- 1971 г. -№5
19. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М., 1979. - 46 с.
20. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. Минск., 1985. –271с.
21. Донской ДД. Биомеханика с основами спортивной техники. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 288 с.
22. Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки. М., 1994 г.
23. Зациорский В.М., Сергяенко Л.П. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека // Теория и практика физической культуры. - 1975. -№6. - С. 22-29.
24. Книга учителя физической культуры./ под ред. Кайорова В.С. М., 1973.
25. Кожин В.И. Методика исследований физичекого развития и физической подготовки молодежи. Р-н-Д., 1995.
26. Козленко Н.А., Мацулевич В.П. Физическое воспитание учащихся первых классов шестилетнего возраста. Киев, 1988.
27. Коренберг В.Б. Проблемы физических и двигательных качеств// Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 7. - С. 2 - 5.
28. Коркин В.П., Аракчеев В.Н. Акробатика: каноны терминилогии. М., 1989.
29. Кривенцов А.Л. Основы моделирования подготовленности спортсменов: Уч. пос. Алма-Ата, 1990.
30. Кузнецова З.И. Возрастные особенности развития физических качеств, М., 1876 .
31. Курысь В.Н. Спортивная акробатика. Теория и методика обучения прыжкам на дорожке. Т1, Ставрополь, 1994, с. 200.
32. Матвеев Л.П. Категории «развитие», «адаптация» и «воспитание» в теории физической культуры и спорта// Теория и практика физической культуры, 1999 г. № 1
33. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991, 543 с.
34. Матвеев Л.П. Теория и методика спорта. - М. - Физкультура и спорт. - 1997. -416 с.
35. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. М.,1989.
36. Назаренко Л.Д. Стимулируемое развитие двигательных и координационных качеств// Теория и практика физической культуры, М. , 2001. , № 6. - С. 62 - 64.
37. Научные аспекты физического воспитания и спорта различных возрастных групп: Сб. науч. тр. / под ред. Шлык Н.И. Ижевск., 1987.
38. Никитушкин В.Г. Совершенствование системы подготовки юных спортсменов.// Теория и практика физической культуры, 1993 , №8. – С. 19-22.
39. Новиков А.Д. Возрастные особенности развития физических качеств. М., 1976.
40. Проблемы юношеского спорта. Сб. работ ун-тов ФК по физическому развитию и физической подготовке/ под ред. Филина В.П. М., 1963.
41. Палыга В.Д. Гимнастика . Смоленск, 1985.
42. Пути повышения эффективности подготовки юных и взрослых спортсменов./ Под ред. Высочина Ю.В. Л., 1985.
43. Расин М.С. Педагогические основы подготовки юных спортсменов. Омск, 1987.
44. Решетников Н.В. Таблица оценки физической подготовленности студентов.// Теория и практика физической культуры, 1991 г. № 4
45. Селезнев А.И. Общеразвивающие упражнения в школе. Ставрополь, 1987.
46. Словарь основных понятий и терминов по теории и методике гимнастике./ под ред. Курыся В.Н. Ставрополь, 1995.
47. Скакун В.А. Акробатические прыжки. Обучение движениям в условиях повышенного риска. Ставрополь, 1990.
48. Совершенствование мастерства юных спортсменов./ под ред. Каминской А.А. М, 1984.
49. Спирин В.К. Некоторые морфофункциональные характеристики и показатели физического развития Северо- Западного района разного возраста и уровня здоровья.// Теория и практика физической культуры, 2000 г. № 5.
50. Спортивная акробатика: /Уч. пособие для ин-тов физической культуры //Под ред В.П.Коркина, Е.Г.Соколова, Б.И.Якубчика и др. – М.: ФиС, 1981. – 238 с.
51. Смолевскоий В.М., Гавердовский Ю.К., Спортивная гимнастика. – Киев: «Олимпийская литература», 1999. – 462с.
52. Ставицкая А.Б., Арон Д.И. Методика исследования физического развития детей и подростков. М, 1959.
53. Сулейманов И.И. Основы воспитания координационных способностей: лекции. Омск, 1986г.
54. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М., ФиС. -1974.
55. Филин В.П. Проблема совершенствования двигательных (физических качеств) детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки: Дисс. … докт. пед. наук. – М., 1970.
56. Филин В.П. Актуальные проблемы теории и методики юношеского спорта.// Теория и практика физической культуры, 1990 г. № 2.
57. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. М.: ФиС, 1980. – 255с.
58. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. М.:ФиС, 1987. - 128.с.
59. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. М, 1990. – С. 205.
60. Шапкайц Ю.М. Оценка физического развития физкультурников и спортсменов в деятельности преподавателя и тренера. Л., 1985.
61. Эффективные средства и методы подготовки юных спортсменов./ под ред. Топчияна В.С., М., 1984.