Тема 1: Языковая картина мира и Картина мира

1. Человек в языке

2. Категория языка как воплощение антропоцентризма

3. Картина мира подростка и взрослого

4. Картина мира у разных народов: общее и специфическое

5. Картина мира как процесс формирования национального сознания

Тема 2. Мифологическая и религиозная картина мира

Доклады о мифологической картине мира

1. Создание мира в мифологической картине мира

2. Небо и небесный мир в мифологической картине мира

3. Устное народное творчество как отображение обско-угорской мифологической картины мира

4. Мифы обских угров

5. Устное народное творчество как отображение русской мифологической картины мира

Доклады о религиозной картине мира

1. Религиозные картины мира разных народов мира

2. Религиозная картина мира обско-угорских народов

3. Религиозная картина мира русского народа

Тема 3.Фольклорная картина мира

1. Народная сказка как отображение фольклорной картины мира

2. Сказочные персонажи как составляющие космологических мифов

3. Соотношение фольклорной, мифологической, религиозной, концептуальной и языковой картины мира

Тема 4. Концептуальная картина мира

1. Концепты природы

2. Концепты внутреннего мира человека

3. Соматические концепты

4. Концепт сердце: образ, понятие, символ

5. Образ родного дома/земли у обских угров

Тема 8. Языковая личность в языковых картинах мира

1. Современный коренной северянин как языковая личность

2. Язык в картине мира

3. Мир в картине языка

4. Мир в в языке

Тема 9. Национальная языковая и наивная картина мира

1.Соматические особенности человека в наивной картине мира

2. Модель мира в наивных представлениях разных народов

3. Внутренний мир человека по данным языка.

Оценочные средства текущего контроля

Доклад

При подготовке к семинарским занятиям студенты должны подготовить доклады, в которых они самостоятельно рассматривают тот или иной вопрос языковой картины мира обских угров. Доклад является одним из механизмов отработки первичных навыков научно-исследовательской работы. Тему доклада студент выбирает самостоятельно, из предложенного списка (см. ниже).

Требования к докладу

В работах такого рода должны присутствовать следующие структурные элементы: название темы, план работы, введение, основная содержательная часть, заключение, список использованных источников и литературы.

Во введении непременно следует поставить проблему, обосновать ее актуальность, дать краткую характеристику используемых в работе источников и научных публикаций, четко сформулировать цель и задачи работы. В заключительной части обязательно наличие основных результирующих выводов по затронутым проблемам. Только при соблюдении всех этих требований может оцениваться уже собственно содержательная часть работы. Студент должен не просто предложить реферативный материал, но продемонстрировать умение анализировать исторические источники и историографию.

Критерии оценки

Оценка Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично
Критерии Содержание критериев
Раскрытие проблемы Проблема не раскрыта. Отсутствуют выводы Проблема раскрыта не полностью. Выводы не сделаны и/или выводы не обоснованы Проблема раскрыта. Проведен анализ проблемы без привлечения дополнительной литературы. Не все выводы сделаны и/ или обоснованы Проблема раскрыта полностью. Проведен анализ проблемы с привлечением дополнительной литературы. Выводы обоснованы.
Представление Представляемая информация логически не связана. Не использованы профессиональные термины Представляемая информация не систематизирована и/ или непоследовательна, использовано 1-2 профессиональных термин.. Представляемая информация не систематизирована и последовательна, использовано более 2 профессиональных термина. Представляемая информация не систематизирована, последовательна и логически связана.использовано более 5 профессиональных терминов.
Оформление Не использованы технологии PoverPoint частично, 4 ошибок в представляемой информации Использованы технологии PoverPoint частично, 3-4 ошибки в представляемой информации Использованы технологии PoverPoint частично, 2 ошибок в представляемой информации Использованы технологии PoverPoint частично, не более 2 ошибок в представляемой информации
Ответы на вопросы Нет ответов на вопросы Только ответы на элементарные вопросы Ответы на вопросы полные и/или частично полные Ответы на вопросы с привидением примеров и/или пояснений

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра филологии

Тестовые задания

по учебной дисциплине

Б1.В.ОД.3 Языковая картина мира обских угров

1. Какие из нижеперечисленных свойств не являются отличительными признаками научной картины мира?

а) НКМ постоянно изменяется;

б) НКМ всегда полностью отражается в языке;

в) НКМ универсальна для всех языковых сообществ.

г) НКМ всегда меньше объективного мира.

2. Расположите компоненты схемы в соответствующем порядке:

а) ЯКМ;

б) человек;

в) объективный мир;

г) познание;

д) сознание.

3. Определите два фактора, порождающие ЯКМ любого народа:

а) внешний мир;

б) чувственное восприятие;

в) мышление;

г) сознание.

4. Какой вид лексики не является национально-специфическим?

а) обозначение специфических реалий;

б) обозначение универсальных концептов, имеющих специфические прототипы;

в) национальные имена собственные;

г) обозначение специфических абстрактных концептов.

5. Окружающий нас мир представлен в следующем соотношении картин мира:

а) культурная-языковая-реальная;

б) реальная-языковая-культурная;

в) реальная-культурная-языковая;

г) языковая-культурная-реальная.

6. Взаимодействие этнического, исторического, психологического, языкового факторов составляет:

а) концепт;

б) коммуникатор;

в) синтагмы:

г) сообщение.

7. Генетически фиксированные древние образы и социально-культурные идеи, которые являются достоянием «коллективного бессознательного» и лежат в основе творчества, называются

а) архетипами;

б) логенами;

в) мифологемами;

г) имагенами.

8. Элементы, стереотипного характера, не воспринимаемые носителями другой культуры, определяются как:

а) ритуалы;

б) обряды;

в) лакуны;

г) стереотипы поведения.

9. Распределите подходы к изучению языковой личности в соответствие с авторами теорий:

а) полилектная и идиолектная личности б) этносемантическая личность в) семиологическая личность г) элитарная языковая личность 1) О.Б. Сиротинина 2) В.П. Нерознак 3) С.Г. Воркачев 4) А.Г. Баранов    

Критерии оценки

Тест для промежуточного контроля выполняется в письменном виде с ограничением времени: по одной минуте на задание.

Критерии оценивания. Уровень выполнения тестовых заданий оценивается в баллах, которые затем переводятся в оценку. Баллы выставляются следующим образом:

v правильное выполнение задания, где надо выбрать один верный ответ – 1 балл;

v правильное выполнение задания, где требуется найти соответствие или вставить верные термины – по 1 баллу за каждый верный ответ и 2 балла за безошибочно выполненное задание;

v правильное выполнение задания, где необходимо установить последовательность событий – 3 балла.

Оценка соответствует следующей шкале:

Отметка Кол-во баллов Процент верных ответов
Отлично 17 - 19 Свыше 86 %
Хорошо 13 - 16 61 – 85 %
Удовлетворительно 10 - 12 50 – 60 %
Неудовлетворительно менее 9 менее 50 %

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра филологии

Вопросы к зачету

по учебной дисциплине

Б1.В.ОД.3 Языковая картина мира обских угров

1. Актуальные проблемы лингвокультурологии.

2. Взаимосвязь языка и культуры.

3. Содержание понятия языковая картина мира.

4. Языковые картины мира национальных языков.

5. Концептуальная и языковая картина мира.

6. Научная и наивная картины мира.

7. Факторы, формирующие национальную языковую картину мира.

8. Структура национальной ЯКМ как лексической системы.

9. Проблема эквивалентной и безэквивалентной лексики.

10. Теория лакун. Способы преодоления лакун.

11. Аккумулирующее свойство слова.

12. Слово и этническая принадлежность.

13. Слово и художественная литература.

14. Лингвокультурологический аспект фразеологии.

15. Словообразование и грамматика в формировании ЯКМ.

16. Метафора как способ представления культуры.

17. Символ как явления культуры.

18. Стереотип как явление культуры.

19. Архетип и мифологема как явления культуры.

20. Речевой этикет как явление культуры.

21. Система ценностей обско-угорской/русской культуры.

22. Ключевые концепты хантыйской ЯКМ.

23. Ключевые концепты русской ЯКМ.

24. Текст как транслятор и хранитель культурной информации.

25. Мужчины и женщины в обществе, культуре и языке.

26. Образ человека в мифе, фольклоре, фразеологии.

27. Языковая личность.

28. Пословицы и поговорки как явление культуры.

29. Обряды и ритуалы: лингвокультурологический аспект.

30. Мифологическая и религиозная картина мира

31.Фольклорная картина мира

32. Концептуальная картина мира

Критерии оценки

Результат итоговой аттестации (оценка) Критерии оценки зачета
«зачтено – отлично» Оценки «зачтено» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного и нормативного материала, умеющий свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой.
«зачтено – хорошо» Оценка «зачтено» выставляется студенту, обнаружившему полное знание учебного материала, успешно выполняющем предусмотренные в программе задания, усвоившем основную литературу, демонстрирующий систематический характер знаний по дисциплине и способный к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.
«зачтено – удовлетворительно» Оценкой «зачтено» оцениваются ответы студента, показавшего знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и в предстоящей работе по профессии, справляющегося с выполнением заданий, предусмотренных программой, но допустившим погрешности в ответе на зачете и при выполнении контрольных заданий, не носящие принципиального характера, студент обладает необходимыми знаниями для последующего устранения указанных погрешностей под руководством преподавателя.
«не зачтено - неудовлетворительно» Оценка «незачтено» выставляется студенту, обнаружившем пробелы в знаниях основного учебного материала, допускающем принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Ответы студента, носящие несистематизированный, отрывочный, поверхностный характер, студент не понимает существа излагаемых им вопросов.

Наши рекомендации