Пятьтиповобщественногоустройства

Пятьрассматриваемыхцентроввлиянияобразуютпятьтиповобщественногоустрой-ства:техногенный,демократический,семейный,автократическийидуховно-колле-гиальный.Нечеловечныйцентрпорождаеттехногенныйунифицированныйад,вкото-ромкаждыйчеловек–механическивстроеннаячастьобщейсистемы,укоторойнетце-лей,кромесамойсебя.Такиеобществаиногдапоказываютвфильмах-антиутопиях.Назападеужепросматриваютсячертытакогомира.Индивидуалистическийкодявляетсяос-новойдляформированиядемократий(общественнаяжизнь–винтересахпотребностейчеловека).Био-социальныйкодобразуетсемейныйуклад,вкоторомвсестараютсябытьпреданнымисвойобщности,заботитьсядругодруге.Религиозныйкодсоздаетавтокра-тическоеобщество:«Насобъединяетвысокаяидея(впредельномслучае-Бог),радикоторойкаждыйизнасготовжертвоватьличнымиинтересами».Продуктомсверх-соци-альногокодаявляетсядуховно-коллегиальныйукладжизни:сотворчествовсехсБогомкакЛичностью(сидеейсотворчестванебывает)дляЕгоудовлетворения.Второйичет-вертыйтипысоциальногоустройства–этопротивоположности,находящиесявсостояниипостоянной борьбы и питающиедруг друга, а третьему – семейномуукладу –«достается»иотэгоизмадемократии,иотпоройжестокойидейностиавтократии.Коллегиальностьжеявляетсясинтезомэтихпротивоположностей,изкоторогочеловечествопроис-ходит(духовноеобщество),ивкоторыйонодолжновернуться,обогащенноецен-нейшимопытом.Чтокасаетсятехногеннойцивилизации,тоонаможетвозникнутьтольковрезультатеотказачеловечестваотэтогосинтеза,отдиалектикиВысшегозамысла.

Демократиянужнаносителямтехногенногозамысламироустройстватолькокакпрове-ренныйспособразрушениясемейногоирелигиозногоцентров,анесамапосебе.Поэто-му,хотяонаинасаждаетсяповсюдустакойметодичностью,онаобречена.Демократия–предтечатехнократии,хотяпоследняясовершенночуждаейподуху,будучижесткойиобезличенной.Автократияпозволяетустанавливатьморальныеценностипосредствомобязательного принятия всемичленами обществаединогорелигиозно-идейногоавторите-та,чтовесьмахорошодлязащитысемейногоукладажизни(какпоказываеттрадицион-ныймир,вчастностиисламский).Однако,когдававтократиюпроникаетнечеловеч-ныйкод,тосемьяпроходитчерезжестокиестрадания,ао«правахчеловека»можновообщезабыть (примервсезнают:СоветскийСоюзсегорепрессиями).Движущейсилой

техногенногообществаявляетсястремлениеовладетьприродойизаменитьБогасо-вершеннойунифицированнойструктуройуправления.Движущейсилойдемократииявляетсячеловеческийэгоизм,личнаявыгода.Семейноеобществодержитсяназаботеиответственностизаблизкихидорогих людей. Силаавтократии заключена вверев

высокуюидеюиавторитетов,которыеееолицетворяютпримеромсвоейсамоотвер-женности.Авдуховно-коллегиальномтипеобщественногоустройствадвижущейсилойявляетсявдохновение,когдавоткрытыхобсужденияхисотворчествепроявляетсяЗамыселГосподаиличнаяответственностькаждогозаисполнениеэтогоЗамысла.

Коллегиальностьближекавтократии,чемкдемократии,нопринципиальноотли-чаетсяотобоих.Такжепосколькуоназиждетсянадуховныхотношениях,онаявляетсяничеминым-какперерождениемсемейногоукладанадуховномуровне.Людиужена-елисьиусталиотпустословияибесцельностидемократии,многиелюдистаршегопоко-лениятоскуютпоатмосфересоциальногоединенияиобязательствпередобществом,котораябылавСоветскомСоюзе.Сдругойстороны,ихуженезагонишь«стройнымиря-дамивсветлоебудущее».Важностьдемократическогоопытавтом,чтоонотучаетчеловекаотидейнойстадности,страхавысказыватьсвоисомненияилинесогла-сия(чтохарактернодляавтократии).Поэтомуединственнымсистемнымдвижени-емвпереддляроссийскойцивилизацииявляетсяосвоениеколлегиальныхприн-циповжизнеустройстваизапускчерезнихдуховногокода.

Посколькуобществовсегдабудетсостоятьизлюдей,накоторыхвлияютвсепятьцен-тров(причем,активнымимогутбытьинизшие),товколлегиальномобществедолжныприсутствоватьвсепятьтиповобщественногоустройства.Тоесть,внемдолжнобытьместодлякорыстномотивированныхлюдей,идлятех,ктохочетпростогочеловече-скогосчастья,идлятех,ктохочетвидетьБогатольковсвоейрелигии.Однаковсеобра-зовательныеиуправленческиецентрыобществадолжныдействоватьвсверх-со-циальнойКонцепции,тогдавселюдивобществебудутпрогрессироватьвсвоеместе-ственномритмеразвития,находясьтамгдеимлучшебыть.СогласноисследованиямН.А.Бердяева,достаточно5%интеллигенциииуправленцевбытьносителямисверх-со-циального кодадля того, чтобывсе обществобыло связаносоВсевышнимипроцветалововсехсмыслах.Именнонадостижениеэтой«критическоймассыдуховности»должнабытьнацеленасистемаобразованияивоспитания.Демоничныймыслительныйкодвэтомслучаеперестанетбытьопасным;болеетого,егонезначительноедозированноеприсутствиебудет,подобнопрививке,способствоватьличнойосознанностивлюдях,способностиразличатьцентрывлияния,иособенно–различатьнечеловечноеиЧеловеческое.

Коллегиальнаякультураоченьчувствительнакаккличнойосознанности,такиколлек-тивнойдисциплине.Онаможетстатьжертвойнечеловечногоцентратольковтомслучае,когдасваливаетсявдемократию.Признакамиэтогоявляются:общеечувствонево-одушевленностиибесцельности,проявленияличныхкорыстныхамбицийинежелание

исполнятьсовместнопринятыерешения.Еслитакоепроисходит,тонужнонавремя вернутьсякавтократии,чтобы«поставитьнаместо»личныеэго.Современемподоб-ныерецидивывколлективепрекратятсят.к.появитсяопытивкускдуховномусотворче-ству.Оченьважнодлялюбогоколлективавпроцессеосвоениядуховнойколлегиальнойкультурысформулироватьизатемуточнятьсвойдуховно-нравственныйкодекс:общиеценностиицели,форматихобсуждений;принципыиправилавзаимоотношений;порядокрешенияделовыхвопросов,вчастностиспособголосования;подходкразреше-ниюпротиворечийит.п.Этосоздаетнадежнуюосновудляработынадсобойкаккаждоговотдельности,такивсегоколлективавцеломи,крометого,позволяетустановитьпреем-ственностьэтойуникальнойкультурыдлятех,ктопридетпозже.Вконцеэтогодокументамыприведемпримертакогокодекса.

Ловушка«правового»общества

Те,ктоориентированнаблагодругих-каксамонаводящиесяракеты:ихразумнацеленинтуитивноточно,чтобыприноситьблаголюдям,обществу,влюбыхситуациях.Индиви-дуалистаженужновсегдапоправлять,потомучточембольшечеловекдумаетосебе,темменееончувствителенкдругим,азначитнеспособенпроявлятьвнужныймоментуместную инициативу и ответственность.Так жеон всегдапредрасположен к агрессии,из-засвоейнеудовлетворенностиоттогочтоемуприходитсябыть«правильным»,безпони-маниязачемэтоемунадо,ибезлюбви.Отсюдаследует,чторелигиозно-инструктив-нымвоспитаниемнерешаетсяпроблемакорысти:религиозныйкодможетвремен-нопотеснить,нонеможетодолетьсвоюпротивоположность–беспринципныйин-дивидуализм.

ВБиблииговорится,чточемдальшеотБога-тембольшезаповедей,ауангеловзапо-ведьтолькоодна.Т.е.чемменьшелюбви,духовныхотношений,-темменьшеестествен-ногоразумаитембольшенужно"протезов"ввидеправил,направляющихнашидействиянаблагодругих.СколькобывРоссиинерасширяласьинесовершенствоваласьзаконо-дательнаябаза,этонеулучшит,увы,наше общество.Подробныйзакон,каккодв компью- тернойпрограмме,ориентированнауправлениечеловеком,подобномашине.Ночеловек

– немашина,он–душаживая.ПоэтомувРоссиизаконыплохоработают:нашеобществогенетическиориентированона«правдужизни»(отношения),поэтомукогдалюдинепони-маюткакуюправдузащищаетданныйзакон,они всегдаищутспособ его обойти.Всвязисэтимважночтобыблюстителизаконаусвоилиэтотпринципиапеллировалинестолькокформальнымтребованиямзакона,сколькокценностямкоторыеонза-щищает.Нодля этого,конечно,онидолжны самипонимать этиценности иверитьвних.Влияниенакриминальныетенденциивгосударствеэтоокажетнепременно.

«Душа»налатыни–«психея».Когдадухчеловекаподавлен,тоегодуша(психика)стано-витсябольной.ВАмерике,-самойпсихическинеблагополучнойстране,-постатистикеполовинубольничныхкоекзанимаютдушевнобольные.Воднойлюбимойихфразегово-рится:«Укаждогочеловекадолженбытьсвойадвокатисвойпсихотерапевт».Такаявотсвоеобразная«гордость»..Почемунуженвдобавокещеадвокат?–потомучтовсреде,ориентированнойнаденьги,улюдейпростоатрофируетсяспособностьразрешатьдругсдругомвозникающиепротиворечия,посколькукаждыйдумаеттолькоосво-ихинтересахивыгоде.Унасжееще,славаБогу,покаестьвоттакое:еслиприходитсясудитсяскем-тоиззнакомых,тоэто-стыд,чтоназывается,«приехали»,-полноефиаскоотношений.Ноназападеэто-обычнаяповседневнаяреальность:всесудятсясо всеми–людислюдьми,корпорациискорпорациями,люди-скорпорациямиит.д.Инаразру-

шенныхотношениях,опятьже,зарабатывают«падальщикиотношений»-психотерапев-ты,незнающиеничегооисточникахблагополучияисчастьядуши.

Каксправедливоотмечаютнекоторыеполиттехнологи,серьезныепроблемыуобществаначалисьтогда,когдаанглосаксынавязаливсемумирудемоническийпроектвнедренияРимскогоПрава,созданногопатрициями-римскимолигархатомдляузакониваниясвоихпривилегий.Согласно этому «праву»,каждыйчленобществаможет обладать практическибезграничнымиматериальнымиресурсамибезкакой-либосоциальнойответственностипередобществомза ихиспользование.Это означает,чтоесли утебяесть «право»(читай:большиеденьги,азначитиположение),тоутебяуженетобязанностейпередобще-ством.Доэтогововсехкультурахчеловекимелобязательствапередобществомзато,чтобыиспользоватьто,чемонуправляет(владеет),дляблагаобщества.Напри-мер,царибылиоченьбогаты,посколькувихказнустекалисьналоги(вдуховно-ориенти-рованныхобществахмаксимальныйналогнедолженпревышатьоднойшестойотчисто-годохода граждан), такжеочень состоятельными были и торговцы. Но и те, и другие былиобязаныиспользоватьбогатстводляслуженияобществу:централизованноецарскоеуправлениесодержаловойско,инфраструктуру,ит.п.,аторговцыдопятидесятипро- центовприбылииспользовалинаблаготворительныецели.Вобществевсегдабылимудрецы,обычносвященнослужители,которыепросилисредстванастроительствоХра-мов,илинапомощьнуждающимся.ВРоссии,например,крупныекупцысделалиоченьмногодляразвитиякультурыиобразованиянарода.

Важнопонятьследующее: когда люди обучаютсяосознанному исполнению своихобязанностейпереддругими,товобществесамособойрасцветаетнастоящеепра-во,ведьнашиправа(тоестьисполнениетого,чтонамнеобходимодляжизни)яв-ляютсяничеминым,-какчестноисдушойисполненнымикем-тообязанностями.Например,нашеправонанастоящееобразованиереализуетсятольковтомслучае,еслимывстретимвжизничестногоинеравнодушногоучителя.Когдажеобществоста-новитсязападным,т.н.«правовым»(когдавсе«качаютправа»),тоистинноеправовнемпростоумирает.Именнопоэтомув«правовом»обществестремительнорастетчислоюристов,чтобы,якобы,защищатьправалюдей,алюдистановятсявсеболеенезащи-щеннымииодинокими,апотомуиагрессивными-вобществе,вкоторомнеучатиспол-нятьсвоиобязанности,т.е.неучатвзаимоотношениям.Пожалуй,самыйдикийвариантподменыобязанностейнаправа–этовведениет.н.ювенальнойюстициидлязащиты

«правребенка».Еслигосударство,вместотогочтобызанятьсявопросомисполненияро-дителямисвоихобязанностейпереддетьми,введетэту«юстицию»встране,тоинститутсемьибудетокончательнопохоронен(какэтосделановЕвропе).Кактолькомысменимакцентывнашемобществесправ–наобязанности,нашастранавцеломикаждыйизнасвотдельности-моментальноочнемся,будтоотзлогодурмана.

Особственностииэкономике

Вколлегиальномустройствеобществаусобственниковвозникаютестественныеобязанностипередобществомивцеломменяетсяотношениексобственности:онастановитсясемейной.Например,когдананимаютпостоянногоработника,тоснимстро-ятсяотношения,каксчленомсемьи,анетак,что:«Получилсвоиденьги?Вотихорошо-твояжизньменянекасается».Из-заприсутствиянечеловечногокодавсоветскойавто-кратиибылиуничтоженыкулаки.Ночтопроисходит,когдаучеловеказабираютземлю,иливообще-егодолювэкономическомпространствеобщества?Появляетсяколлектив-ноебессознательное:«Разобщее–значитнемое».Наоборот,вколлегиальнойкультуре

закаждымзакрепляетсяегосфераответственности,гдеонхозяин-слуга,которыйучитсясотрудничатьсдругимиизаботитьсянетолькоосебе,ноиодругих.Государство,при-нимающееколлегиальнуюидеологиюдолжнобесплатновыделитькаждойсемье(всоответствиисопределеннымикритериями)вбессрочное пользованиеибезправапродажи(носправомпередачипонаследству)участокземлиплощадьюдоодногогектараиобъемлеса,достаточныйдлястроительствадомапоразмерусемьи.Иобеспечитьразвитиеинфраструктурыдлясбытапродукциитакихродовыхпоме-стий.Одноэторешениеодниммахомрешитбольшинствоэкономическихидемо-графическихпроблемстраны.

Каждыйктоискушенввопросахэкономикизнает,чтобезсоблюдениянравственногокодексаэкономиканеработает.Вдемократическомобществеэтурольисполняетза-кон-договор,вкоторомпрописываетсябалансинтересов.Индивидуалистисполняетзако-ны,потомучтовпротивномслучаепострадаютегоинтересы.Наэтом,назаконевзаим-ной выгоды, - истроится западное общество,его экономика. В автократическомобществедвижущейсилойэкономикиявляетсяневозможностьотказатьсяотпредписанныхобязан-ностей(чтовлечетзасобойвыводонелояльностиидееивсеобщеепорицание).По-сколькустрах-болеесильнаяэмоциональнаяэнергия,чемжадность,тотеоретическиавтократияспособнапобеждатьдемократиювэкономическомсостязании(чтоидоказалСоветскийСоюз).Нотутестьнюанс…Когдачеловексамверитвточтоделает,тоегострахнеделатьто,чтоонобязан–этострахпотерятьсамогосебя,своюСовесть.ВСоветскомСоюзебылонемалотакихлюдей,инанашвзглядименноониопределилипрорывноеразвитиеэкономикистраны.Именно«прожилкиколлегиальности»–лучшее,чтобыловСоюзе,даивообще-внашейкультуреиистории.Обычныйстрах-сковы-ваетчеловека,непозволяяпроявлятьтворчествоиинициативу,азначитиэффек-тивность.ВСоюзебыломноготакжеитакихлюдей,-инертных,действующихподнажи-момкомсомолаипартии,неверящихвидею,которыепосматривалиназападсего

«тряпками»сзавистью.Этилюдинепонималичтопредалисвоюобщностьискоропоте-ряютее.

Чтожеопределяетэкономическуюэффективностьколлегиальногообщества,какоймо-ральныйкодекс?Вотличииотавтократии,вкоторойподразумеваетсяпринятиевсемирелигиознойистиныизвне,отавторитета,вколлегиальнойкультуреценитсяпроявлениеИстинывсердцесамогочеловека.Силаэтойкультурывтом,чтолюдинепозво-ляютдругдругусидетьвбессознательномболоте,но,наоборот,«заставляют»смотретьвнутрьсебяирешать:чтоонитамвидятичтобудутсэтимделать.Вре-зультатеоткрытыхобсужденийисобственныхразмышлений,когдаГосподьоткрываетнечтоважное,каждыйдолженотдаватьотчетсебеиколлективувследующем:а)вочтоондействительноверит,каковаеговнутренняядинамика;б)чтоонсобираетсяделатьв связисэтимвпланеисполнениясвоихобязанностей,т.е.чегоотнегоследуетждатькол-лективу,ачегонет;в)согласнылиокружающиесегопредложением(тоестьнемаловатолибудет?Илинаоборот:нетлипереборавобязательствах?);г)какиепоследствиядлясебяготовпринять,еслинесделаеттогочтообещано;ид)накакуюподдержкуипомощьсостороныокружающихрассчитывает.Ивотнаоснованиитакогоосознанноговклада каждоговобщееделоистроитсявсясоциально-экономическаяжизнь.Вэтомслучаеэкономическоеразвитиеспособствуетпробуждению,становлениюЧеловека.

Каквидим,в коллегиальнойдуховной культуреприсутствует синтез «свободы человека»,которуюдекларируетдемократияи«жизнирадиидеаловобщества»,начемнастаиваетавтократия.Таксверх-социальнаяидеологияпозволяетнепростообъединитьобществовокруг«высокойидеи,Бога»,акакбы«впуститьживогоБога»внутрьобщества,вовсеегоотношения.Всепонимают,что«экономикаестьэкономика»,-насантиментахеене построишь.Вматериалистическойэкономикечеловекработаетзаплату;в«духов-

нойэкономике» труд человека тоже вознаграждается, так чтовнешнеразницы ника-койнет.Разницатольковмотивах:вовторомслучае–платапосутиотсутствует,естьтолькообменслужением.Здесьивозникаютсовсеминыеотношения,атакжевоз-никаетиной,-творческийтруд,гораздоболеекачественный.Иэто-реальныйэкономи-ческийфактор.Например,любоймастерможетподтвердить,чтосамыебольшиеденьгионполучалзатесвоитворения,которыеделалпросто«длядуши»,нерассчитываячтозанихкто-тозаплатит.Человечество,похоже,досихпорнеподозреваетотом,чтона- стоящее,качественноеиэкологичноепроцветаниеплохосочетаетсястемчтосейчаспо-нимаетсяпод«экономикой».

Унасестьтакаяточнаяпоговорка:«Неставьтелегувпередилошади!»Лошадь–жи-вая,онасимволизируетотношенияичеловеческийфактор;аматериальныйпрогрессивещи-этотелега,котораясамазанейследует:ведьздоровыеотношениявключаютвсебяобменценностями,т.е.экономику.Казалосьбы,нукакаяразницачтосделатькрите-риемоценкиицельюинститутоввгосударстве:улучшениеотношенийилиматериальныйпрогресс?Ноеслипоставитьлошадьпозадителеги,томыдалеконеуедем-телегасва-литсянапервомжеповоротевканаву,алошадьсломаетхребет,чтомыивидимсейчас:мыужеразрушаемсвоеблизкоебудущее,обществобалансируетнагранисоциальных,экономических,политическихкатастроф-именновследствиедуховнойдеградациичело-векаиразрушенияздоровыхотношений.Еслителегатам,гдедолжнабыть,томожнозанеенепереживать: онаедетследом. Нашприоритет-вразвитии качеств личностей,акритериемоценкиэтогоразвитияявляетсякачествоотношениймеждуними.Имен-но это влечет за собойиматериальныйдостаток,иустойчивыйматериальныйпро-гресс!Изменив критерииразвитияобщества,можноточнооцениватьработугосорганов внужномнаправлении,опираясьнаточныестатистическиеданныео:количествебраковиразводов,абортовиброшенныхдетей,бездомныхибезработных,уровнеиструктурепреступности,втомчислебытовогонасилия,коррупциииееструктуре,социальныхкон-фликтов,психическихзаболеваний,самоубийств.Лишьтолькопоэтим,анекаким-тодругимцифрамможносудитьореальномположенииделвобщественауровнесо-циальногокода.

Наши рекомендации