Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
Основные понятия и компоненты физической культуры
Физическая культура как учебная дисциплина хорошо знакома большинству студентов с детства. В то же время в высшей школе её назначение как учебной дисциплины определено тем, что вклад физкультурного образования в общее высшее образование должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни. А также в овладении всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности. Ученые, изучавшие понятие физическая культура склоняются к единодушному мнению, что среди комплекса причин становления физической культуры следует признать ведущей объективную необходимость подготовки подрастающих и взрослых поколений к жизненной практике. Главными формами которой, во многом определяющими сам факт существования человека как социально биологического существа, были и остаются трудовая профессиональная и оборонная деятельность.
Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ. Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие принципы. Главным и наиболее общим является понятие «физическая культура». Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане физическая культура — мера и способ всестороннего физического развития человека.
Таким образом, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Понятие «физическое воспитание», входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание в целом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса (направляющая роль педагога-специалиста, организация деятельности в соответствии с педагогическими принципами и т. д.), либо осуществляется в порядке самовоспитания. Отличительная особенность физического воспитания, заключается, прежде всего, в том, что процесс, направлен на формирование двигательных навыков и развитие так называемых физических качеств человека, которые определяют физическую работоспособность. Отметим, что ФВ один из эффективных инструментов воспитания личности.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - это педагогический процесс, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, повышения уровня физических способностей, формирование и развитие двигательных навыков.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, сила, быстрота, выносливость, гибкость и др.).
Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО – исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей, функционального состояния и психических качеств людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и в других сферах жизни общества, обеспечивающий на долгие годы высокую степень работоспособности человека. Конкретные признаки и показатели физического совершенства определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе и поэтому меняются по мере развитием общества.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - вид неспециального физкультурного образования: процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности (физическая подготовка летчика, монтажника, сталевара и т.п.). Различают общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка направлена на создание фундамента общей или неспецифической адаптации к успеху в самых различных видах деятельности. Специальная физическая подготовка направлена достижение успеха применительно к особенностям какой-либо специальной деятельности (профессиональной, спортивной и др.), избранной в качестве объекта углубленной специализации.
ФИЗИЧЕСКАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – результат физической подготовки, достигнутый в овладении двигательными навыками и в развитии физических качеств с одновременным повышением уровня деятельности его функциональных систем: опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других системах.
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – это психологические средства и методы восстановления работоспособности. Одним из эффективных средств восстановления нервной системы человека и его работоспособности является аутогенная тренировка – активный процесс саморегуляции психических состояний. Он помогает снятию физической усталости и нервного напряжения, ускоряет восстановление и умение расслаблять мышцы в процессе выполнения работы, но особенно во время отдыха.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – специализированный педагогический процесс с использованием специально подобранных средств, форм и методов физического воспитания, обеспечивающий формирование и совершенствование специальных двигательных, психофизиологических и личностных свойств и качеств, определяющих успешность овладения профессией.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ – является одним из обязательных компонентов здорового образа жизни. Заключается в систематическом, соответствующим возрасту, полу, состоянию здоровья и интересам, использовании разнообразных двигательных действий, в том числе занятий физической культурой и спортом для обеспечения жизнедеятельности человеческого организма.
В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физическое образование, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная реабилитация (восстановление). Они полностью удовлетворяют всей потребности общества и личности в физической подготовке.
ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Как и образование в целом, оно является общей и вечной категорией социальной жизни личности и общества. Его конкретное содержание и направленность определяются потребностями общества в физически подготовленных людях и воплощаются в образовательной деятельности.
СПОРТ – составная часть физической культуры, основанная на использовании соревновательной деятельности и подготовки к ней, со стремлением занимающихся к достижению максимального результата.
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ (отдых) — использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключение с обычных видов деятельности на другие. Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры и представляет собой рекреативную деятельность.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ (восстановление) — целенаправленный процесс восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий. Процесс осуществляется комплексно под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и некоторых других средств. Это восстановительная деятельность.
Основные понятия
Медико-биологические и педагогические науки имеют дело с человеком как с существом не только биологическим, но и социальным.
Социальность – специфическая сущность человека, которая не упраздняет его биологической субстанции, ведь биологическое начало человека – необходимое условие для формирования и проявления социального образа жизни. Между тем творят историю, изменяют живой и неживой мир, созидают и разрушают, устанавливают мировые и олимпийские рекорды не организмы, а люди, человеческие личности.
Таким образом, социально-биологические основы физической культуры – это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры.
Естественнонаучные основы физической культуры – комплекс медико-биологических наук (анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др.). Анатомия и физиология – важнейшие биологические науки о строении и функциях человеческого организма. Человек подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым существам. Однако от представителей животного мира он отличается не только строением, но развитым мышлением, интеллектом, речью, особенностями социально-бытовых условий жизни и общественных взаимоотношений. Труд и влияние социальной среды в процессе развития человечества повлияли на биологические особенности организма современного человека и его окружение. В основе изучения органов и межфункциональных систем человека принцип целостности и единства организма с внешней природной и социальной средой.
ОРГАНИЗМ – слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных, вегетативных реакций на воздействия окружающей среды и имеющая способность к самообучению, восприятию, передаче и хранению информации. Отличительная особенность человека – сознательное и активное воздействие на внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность). Без знаний о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи. Достижения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗМА - это группа органов, обеспечивающая согласованное протекание в них процессов жизнедеятельности. Выделение групп органов в организме человека в системы условно, так как они функционально взаимосвязаны между собой. Различают следующие системы человеческого организма: нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно-двигательная, пищеварительная, эндокринная, выделительная и др.ГОМЕОСТАЗ – поддержание динамического постоянства внутренней среды организма (температуры тела, кровяного давления, химического состава крови и т.д.) за счет приспособительных реакций, направленных на устранение внешних или внутренних факторов, нарушающих это постоянство.РЕЗИСТЕНТНОСТЬ - способность организма работать в условиях неблагоприятных изменений внутренней среды.РЕФЛЕКС - ответная реакция организма на раздражение как внутреннее, так и внешнее, осуществляемая посредством центральной нервной системы. Рефлексы делятся на условные (приобретенные в процессе жизнедеятельности) и безусловные (врожденные).САМОРЕГУЛЯЦИЯ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗМА реализуются главным образом через совершенствование в организме механизмов адаптации (приспособления) к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, производства, быта. Физическая тренировка вместе со сбалансированным питанием обусловливают эффективность саморегуляции и самосовершенствования организма.
АДАПТАЦИЯ - способность организма приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.ГИПОКИНЕЗИЯ – состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности. В ряде случаев это состояние приводит к гиподинамии.ГИПОДИНАМИЯ - совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме вследствие недостаточной двигательной активности (атрофические изменения в мышцах, детренированность сердечно-сосудистой системы, деминерализация костей и т.д.).ГИПОКСИЯ - кислородное голодание, которое возникает при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе или в крови.МАКСИМАЛЬНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ КИСЛОРОДА (МПК) - наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельно-интенсивной мышечной работе. Величина МПК определяет функциональное состояние и степень тренированности организма.Подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками.
В этом случае выбор проводится, чтобы достичь лучшей специальной психофизической подготовленности к избранной профессии. Так, если ваша будущая профессия требует повышенной общей выносливости, то вы должны выбирать виды спорта, в наибольшей степени развивающие это качество (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т.п.). Если ваш будущий труд связан с длительным напряжением зрительного анализатора, освойте виды спорта и упражнения, тренирующие микромышцы глаза (настольный теннис, большой теннис, бадминтон). Хорошее владение элементами спортивного туризма и альпинизма необходимо будущим экспедиционным работникам; гребля и плавание — гидрологам.
Использование прикладных видов спорта и систем физических упражнений для обеспечения психофизической надежности и безопасности при выполнении профессиональных видов работ основано на том, что занятия различными видами спорта, а также уровень квалификации спортсменов откладывают отпечаток на его функциональную подготовленность, на степень владения прикладными двигательными умениями и навыками. Если в школьные годы молодому человеку не удалось освоить такие навыки, как плавание, передвижение на лыжах, то это следует сделать в студенческие годы. И хотя из этого молодого человека уже не получится пловец экстра-класса, он достигнет другой цели, например, заблаговременно подготовить себя к будущей профессии, к возможным экстремальным ситуациям в жизни.
Цель выбора - достичь лучшей специальной психофизической подготовленности в соответствии с выбранной профессией. Допустим, если профессия требует повышенной общей выносливости, то выбирают вид спорта, развивающий это качество, например, бег на длинные дистанции и т.д.
Олимпийские игры
Олимпийские игры — самые авторитетные и представительные международные спортивные соревнования. В составе олимпийской команды бывшего СССР всегда успешно выступали студенты-спортсмены. Начиная с XIX Олимпийских игр 1968 г. в Мехико в составе команды было 45—48% студентов.
Олимпийские игры берут свое начало с 776 г. до н. э. и были проведены в честь заключения перемирия между Элладой и Спартой. В тот период спортивные соревнования в Греции организовывались в различных местах, но самыми почетными были Олимпийские игры, проводимые в Олимпии на берегу реки Алфей.
Древние Олимпийские игры проводились до 394 г. н. э., и всего их было проведено 293. Игры устраивались один раз в четыре года. Первоначально игры включали бега на один стадий (192,27 м). Один стадий был равен длине дорожки, которую, по преданию, определял - сам Геракл в 600 своих ступней. В последующем программа игр расширялась и в нее были включены бег на 24 стадия, борьба, пятиборье "пентатлон" (бег на один стадий, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба), кулачный бой, гонки на колесницах и др.
Участвовать в играх могли только свободнорожденные греки; рабы и женщины, а также иностранцы к соревнованиям не допускались. По условиям, установленным для участников, они должны были, готовясь к играм, тренироваться 10 месяцев вне Олимпии, а затем 1-2 месяца в Олимпии под наблюдением специально назначенных для этого жрецов храма Зевса Олимпийского, которому и посвящались игры.
На время проведения игр в Греции объявлялся священный мир, который строго соблюдался греческими городами-полисами.
У древних греков была хорошая традиция: выбивать имена победителей на мраморных колоннах, установленных вдоль реки Алфей. Поэтому нам стала известна дата первых Олимпийских игр и имя первого победителя - его звали Корэб, он был поваром из Элиды.
Олимпийские игры современности возникли в конце XIX века, большую роль в этом сыграл французский педагог и общественный деятель Пьер де Кубертен (1863-1937), который в 1889 г выступил с идеей возрождения Олимпийских игр.
23 июня 1894 года, спустя ровно 1500 лет после запрета Олимпийских игр, по его инициативе был созван Международный спортивный конгресс. Конгресс принял решение о возрождении игр и о создании Международного олимпийского комитета (МОК). Президентом МОК был избран Пьер де Кубертен (1895-1925 гт).
«Олимпийские идеи означают дружбу народов, взаимопонимание и мир» - писал Пьер де Кубертен. В олимпийской хартии заложены эти идеи, она провозглашает: «Цели олимпийского движения заключаются в содействии развитию тех прекрасных физических и моральных качеств, которые приобретаются в соревнованиях на дружеских полях любительского спорта и объединении молодежи мира раз в четыре года на великом спортивном празднике, создавая тем самым международное доверие и добрую волю и способствуя созданию лучшего и более спокойного мира...».
По отношению к странам и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам".
На конгрессе был утвержден и текст Олимпийской клятвы: "От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд". Клятву произносит при открытии очередных олимпийских игр наиболее выдающийся спортсмен страны-организатора.
Олимпийская эмблема состоит из пяти переплетенных колец: голубого, черного, красного (верхний ряд), желтого и зеленого (нижний ряд).
Олимпийский девиз гласит: «Быстрее, выше, сильнее». Олимпийский огонь зажигается от солнечных лучей в Олимпии, где проводились древние олимпийские игры. Эстафета доставляет огонь на олимпийские стадионы, где он от факела зажигается в специальной чаше и горит все дни олимпийских соревнований. Эта традиция зародилась на IX Играх 1928 г. в Амстердаме и впоследствии ни разу не нарушалось.
Олимпийский флаг представляет собой белое полотнище с Олимпийской эмблемой в центре. Впервые Олимпийский флаг был поднят в Париже в 1914 г. в связи с празднованием 20-летия возрождения Олимпийских игр. С тех пор он поднимался на всех Олимпийских соревнованиях. На торжественной церемонии открытия Олимпийских игр представитель страны, где проводились предыдущие Олимпийские игры, передает флаг президенту МОК, который вручает его мэру города - организатора Олимпийских игр. Олимпийский флаг поднимается на центральной мачте Олимпийского стадиона и развевается все время проведения соревнований. После окончания Олимпийских соревнований флаг хранится в течение 4 лет в главном здании городского управления.
Первые Олимпийские игры нашего времени состоялись в 1896 г. в Афинах, на родине древних Олимпийских игр. На первых играх было 13 стран, которые состязались по 9 видам спорта. На II играх было уже 20 стран и состязались по 18 видам спорта. В знак заслуг Пьера де Кубертена II Олимпийские игры проводились в Париже в 1900 г. Впервые в них участвовали женщины.
Столицей III Олимпийских игр 1904 г. был Сент-Луис (США). Многие европейские спортсмены, в том числе спортсмены России, не приехали на состязание, так как слишком высока была стоимость проезда в Америку. В играх участвовали 496 спортсменов из 11 стран. Почти все участники были американцами, только 53 человека приехали из других стран, поэтому и наибольшее количество олимпийских медалей завоевали американские спортсмены. Организаторы игр пытались устроить так называемые антропологические дни, когда отдельно соревновались бы спортсмены небелых рас. Против этого резко выступил Пьер де Кубертен, и в дальнейшем подобные попытки расовой дискриминации на Олимпийских играх никогда не повторялись.
Впервые команда России из 5 человек участвовала в IV Олимпийских играх в Лондоне в 1908 г. В этих играх приняли участие 2059 человек из 22 стран, они соревновались по 22 видам спорта. Трем русским спортсменам удалось завоевать олимпийские медали. Николай Панин-Коломенкин был награжден золотой медалью за первое место по фигурному катанию на коньках. Две серебряные медали получили борцы классического стиля - Н. Орлов (легкий вес) и А Петров (тяжелый вес). На этих играх впервые стал проводиться неофициальный командный зачет, который в дальнейшем получил широкое распространение. Наибольшее количество очков набрала многочисленная команда Великобритании.
На VI Олимпийские игры в Стокгольм в 1912г. царская Россия направила команду численностью 169 человек. В играх участвовал 2591 спортсмен из 28 стран. Результат выступления команды России был невысоким: она поделила с командой Австрии 15-е и 16-е места. Спортсмены России смогли завоевать только две серебряные и две бронзовые медали. В неофициальном командном зачете I место завоевала команда Швеции, ее спортсмены получили и наибольшее количество олимпийских медалей. Во время первой мировой войны Олимпийские игры не проводились. Между первой и второй мировыми войнами состоялось пять олимпийских состязаний. С VIII Олимпийских игр 1924 года при подведении итогов состязаний в неофициальном командном зачете стали учитывать шесть призовых мест, занятых спортсменами и командами. За 1-ое место присуждалось 7 очков, за 2-ое место - 5; за 3-е - 4; за 4-ое - 3; за 5-ое - 2; за 6-ое - 1 очко.
В период 1920-1936 гг. отмечается дальнейшее расширение олимпийского движения.
ХХ II-е Олимпийские игры проводились в Москве в 1980 году. Начиная с 80-х годов в международном Олимпийском движении широкие масштабы приобретает коммерциализация спорта (Олимпийские игры в 1976 году принесли Монреалю убытки в млрд. долларов, а игры 80-х и 90-х годов оказались прибыльными). В 1974 году МОК принял «Положение о любительстве», разрешающее спортсменам получать финансовую помощь, а по сути разрешающее профессионализацию Олимпийского спорта.
В корне изменилось одно из основополагающих требований Олимпийской хартии о том, что участниками игр могут быть только спортсмены-любители. В настоящее время разделение спортсменов на любителей и профессионалов с точки зрения допуска к Олимпийским играм практически отсутствует.
Зимние Олимпийские игры начинают свою историю с 1924 года. Однако первые соревнования проведенные по зимним видам спорта в 1924 г. в Шамони (Франция), еще не назывались Олимпийскими, а именовались международной спортивной неделей. Вопрос о зимних Олимпийских играх вновь обсуждался на сессии МОК в 1925 году, где они получили официальное призвание.
Советские спортсмены начали выступать на зимних Олимпийских играх с 1956 г. на VII зимних играх в Кортино д' Ампеццо (Италия). Первую золотую медаль для нашей страны завоевала тогда ленинградская студентка Любовь Козырева, выигравшая лыжную гонку на 10 км.
7. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов
Спортивные игры
Наиболее эмоциональные и массовые виды спорта., большинство из которых входит в программы физического воспитания различных уровней профессионального образования. Они характеризуются большим разнообразием движений переменной интенсивности, насыщены элементами бега и прыжков. Большая подвижность, необходимость быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, возникающую во время игры, предъявляют к организму высокие и разносторонние требования, приводящие к увеличению силы и подвижности нервных процессов, улучшению координационных способностей, совершенствованию функций зрительного анализатора, усилению кровообращения и дыхания, развитию психических функций внимания, памяти, мышления.
Физиологическое воздействие различных спортивных игр на организм неодинаково, как в отношении величины физической нагрузки, так и влияния, оказываемого на отдельные функции организма.
Баскетбол. Командный вид спорта с нестандартными движениями и работой переменной мощности. Регулярные занятия позволяют автоматизировать двигательные навыки спортивной техники, повышают подвижность нервных процессов, совершенствуют деятельность анализаторов. Зрительный анализатор совершенствуется в связи с предъявлением к нему особых требований при оценке моментально сменяющихся игровых ситуаций, а также при выполнении таких игровых приемов техники игры, как передача мяча, броски по корзине. Большое значение для точности передач и бросков мяча в кольцо имеет проприоцептивная чувствительность и тактильная чувствительность пальцев рук. Для выполнения резких, своевременных передвижений играющему необходимо хорошее развитие двигательно-координационных способностей.
Волейбол. Спортивная игра, отличающаяся динамической скоростно-силовой работой переменной мощности.
Для выполнения точных подач и передач мяча, обманных и атакующих ударов требуется сочетание работы зрительного, кинестетического и тактильного анализаторов. Функционирование органа зрения зависит от уровня освещенности, а также от цветового оформления спортивного зала. Прыжковые характеристики связаны среакцией опоры, т. е. с качеством упругости и коэффициентом поверхностного трения покрытия. Ориентировка в пределах площадки зависит от цвета и контраста покрытия и разметки.
Существенное значение для волейболистов имеет подвижность нервных процессов, особенно для связующих игроков.
Футбол.Вид спорта с ситуационными нестандартными движениями. Особое значение для футболиста имеют пространственная точность движений, быстрота двигательной реакции.
Особенности современного футбола обусловливают не только высокие физические, но и нервно-психические и эмоциональные нагрузки.
После обычной тренировки со средней нагрузкой увеличивается поле зрения, причем в наибольшей степени на зеленый цвет. При утомлении снижается электрическая чувствительность глаза.
Настольный теннис / теннис.Виды спорта с ситуационными ациклическими движениями. Диапазон движений, а именно, частое и быстрое перемещение около игрового стола или по площади корта требуют достаточно высокого уровня выносливости и психологической устойчивости. При игре в теннис особо развивается зрительный анализатор, глубина зрения, глазомер, значительно улучшается дифференцировка мышечных усилий по пространственному компоненту.
Хоккей с шайбой, с мячом. Виды спортивной игры с высокой скоростью игровой деятельности. Темповая динамическая работа скоростно-силовой направленности чередуется со значительными статическими напряжениями.
Спортивная работа в них предъявляет высокие требования к зрительному анализатору, а именно к функциям быстроты различения и переадаптации, кглазомеру. Важными качествами являются сила и статическая выносливость мышц кистей рук, всего плечевого пояса. Вынужденные спортивные позы сопровождаются значительным напряжением мышц-разгибателей бедра, а силовая борьба способствует выработке волевых качеств. Скоростно-силовая работа в защитном снаряжении способствует напряжению терморегуляции.
Эти виды спорта редко входят в программы профессионального образования и культивируются только в тех регионах России, где имеются условия для занятий.
Циклические виды спорта
Спортивная гимнастика / акробатика / шейпинг.Виды спорта со стереотипными движениями, оцениваемыми по качеству исполнения. В основном это динамическая работа в сложных и разнообразных позах, со статическими напряжениями. Благодаря разнообразию движений гимнастика оказывает положительное воздействие на все мышечные группы повышает возбудимость и функциональную устойчивость вестибулярного анализатора, улучшает координацию движений.
Особые требования предъявляются к двигательному и вестибулярному анализаторам. При занятиях у спортсменов улучшается функциональное состояние центральной нервной системы и органов чувств (вестибулярный аппарат и др.), достигается высокая степень координации движений. При занятиях гимнастикой воспитываются также гибкость, умение владеть своим телом в пространстве и выполнять точные движения отдельными частями тела, формируются морально-волевые качества – смелость, самообладание, решительность при оправданном риске. Все эти качества и свойства профессионально необходимы космонавтам и десантникам, летчикам гражданской и военной авиации, монтажникам высотникам, строителям, пожарникам, водолазам, водителям наземного транспорта, механизаторам сельского хозяйства, сборщикам точных механизмов, цирковым артистам и представителям многих других профессий.
Шейпинг – сравнительно новая система занятий, направленная на коррекцию и поддержание общей физической подготовки. Динамические нагрузки позволяют укреплять сердечно-сосудистую систему, локально воздействуют на все группы мышц.
Педагогу любого профиля надо знать гимнастические упражнения, чтобы уметь провести физкультурную паузу в классе для снятия у учащихся накопившиеся утомление. медицинским работникам эти упражнения для проведения лечебной физкультуры. программистам и работникам экономического профиля гимнастические упражнения помогают избежать негативных явлений, связанных с малоподвижным характером работы.
Легкая атлетика– объединяет различные виды физически: упражнений со стереотипными циклическими (спортивная ходьба бег), ациклическими (метания, прыжки) и ситуационными (кросс) движениями.
Динамический характер легкоатлетических упражнений оказывает всестороннее влияние на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Занятия легкой атлетикой на открытом воздухе оказывают оздоровительный и закаливающий эффект.
Занятия легкой атлетикой специфичны. Спортивная ходьба дает почти на все мышечные группы, особенно нижних конечностей, углубляет дыхание, повышает легочную вентиляцию, усиливает кровообращение и обмен веществ.
Бег, в том числе и кроссы, еще в большей степени вовлекает в работу опорно-двигательный аппарат спортсмена, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, резко повышает обмен веществ и функции всех органов, способствует развитию выносливости и воспитанию волевых качеств.
Прыжки развивают смелость, решительность, умение владеть своим телом в пространстве, укрепляют мышцы ног и туловища, совершенствуют координацию движений и функцию вестибулярного аппарата.
Метания – скоростно-силовые упражнения, вовлекающие в работу мышцы рук, плечевого пояса, туловища и ног, и требующие максимальных нервно-мышечных усилий, развивают мускулатуру всего тела, силу, быстроту и согласованность движений.
Легкая атлетика имеет большое профессионально-прикладное значение, обогащая занимающихся целым рядом важных двигательных качеств и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Наибольшую прикладность легкоатлетические упражнения имеют в профессиях геологов, агрономов, зоотехников и др.
Плавание.Вид спорта со стереотипными циклическими движениями в горизонтальном положении тела. Плавание относится к числу наиболее распространенных видов спорта. Занятия им способствуют развитию всех основных функций организма, особенно дыхательного аппарата и системы кровообращения.
Благоприятное влияние плавания на аппарат дыхания зависит от давления воды на грудную клетку, затрудняющего вдох и выдох, что приводит к дополнительной работе дыхательной мускулатуры. Влияние плавания на сердечно-сосудистую систему происходит, с одной стороны, за счет мышечной работы и охлаждения тела, а с другой – из-за улучшения условий деятельности сердца.
Благодаря горизонтальному положению тела и давлению воды, облегчающих отток крови от периферии к сердцу, работа сердца становится более экономичной, увеличивается мощность его сокращений. Плавание положительно воздействует на центральную нервную систему, нормализуя ее деятельность, устраняет чрезмерную возбудимость и раздражительность, что способствует борьбе с монотонностью в конвейерном производстве. Охлаждающее действие воды благоприятно отражается на терморегуляторных процессах в организме, увеличивая устойчивость к холоду, что важно для выполнения работ на открытом воздухе зимой (профессии строительства и др.).
Массирующее и очищающее действие воды делает кожу более гладкой, эластичной, способствует нормальному выполнению ее функций и предупреждению кожных заболеваний.
Необходимо учитывать значительные тренировочные нагрузки в спортивном плавании. При двух- и трехразовых тренировках в день, в процессе которых пловец проплывает до 30 км, резко возрастает и время его пребывания в воде.
Существует большое количество профессий, для которых умение плавать является неотъемлемой частью профессиональной подготовки. Это, прежде всего, профессии, связанные с работой в воде, на воде и у воды: моряки и речники, водолазы, сплавщики леса и геологи, строители мостов и паромов, исследователи морских глубин и нефтедобытчики на прибрежном шельфе, гидрологи, рыбаки, спасатели на водах, преподаватели физического воспитания и др.
Прикладное плавание.В прикладных целях применяется плавание брассом на груди, брассом на спине, плавание на боку, различные способы ныряния.
Плавание под водой (ныряние) имеет большое прикладное значение. Оно необходимо при поиске и подъеме со дна небольших предметов, оказания помощи утопающему, свободном всплытии от затонувших предметов. Ныряние способствует тренировке функции задержки дыхания, что снижает проявления гипоксии, характерных для сред, обедненных кислородом.
Прыжки в воду подготавливают к успешному освоению элементов прикладного плавания. Прыжки в воду воспитывают смелость, решительность и уверенность в себе, а длительные погружения на глубину совершенствуют ориентировку под водой и умение выполнять гребковые движения руками в противоположном направлении по отношению к поверхности воды. При прыжках в воду в наибольшей степени развиваются вестибулярная устойчивость и устойчивость к условиям высоты и ограниченной опоры.
Плавание в сложных условиях имеет огромное прикладное значение, так как отдельные его элементы являются жизненно необходимыми не только в профессиональной деятельности, но и для обеспечения безопасности и спасения жизни человека. Плавание в сложных условиях подразделяется на следующие умения: умение плавать в одежде;