Структурныеособенностимифопоэтическоймоделимира
Модель мира, как она сложилась в сознании древнего человека, называется мифопоэтической,поскольку характеристики ее, отразившиеся в мифах всех народов, ее образы и сюжетные ходы — все предельно метафорично и символично, а эти качества составляют суть поэтического текста, основу поэтики.
Мифопоэтическая м о д е л ь м и р а восстанавливается н а основании данных п а -леонтологии, сведений по этнографии с о в р е м е н н ы х архаических коллективов, из анализа п е р е ж и т о ч н ы х элементов в сознании современного человека и данных, относящихся к языку, х р а н я щ е м у представления, уходящие в г л у -б о к у ю древность. О н а реконструируется на основании иррациональной с и м -волики сновидений, е щ е более глубоких сфер «бессознательного» (термин К . Г . Юнга), п р и изучении психических процессов, с о п р о в о ж д а ю щ и х х у д о -жественное творчество. В о в с е х этих источниках м о г у т б ы т ь н а й д е н ы архаические структуры сознания, несущие информацию о первобытном способе восприятия мира.
В таком восприятии из целостного представления о мире еще не вычленяются современные способы его постижения: философский, научный, религиозныйи художественный,— в мифологическом сознании все они еще слиты воедино. Такое, не разъятое, состояние постигающего мир «мыслечувствования» обладает колоссальной эмоциональной силой, оно протекает в образной форме и синкретично,то есть изначально целостно. Разумеется, особые свойства мышления такого типа представляют для нас не академический интерес, а применительно к нашей прикладной задаче помогают полнее и глубже понять особенности восприятия человеком предметно-пространственной среды, когда окружение не оценивается им рационально, а спонтанно переживается как полностью освоенная реальность.
Для мифологического сознания специфичным оказывается восприятие уже таких фундаментальных категорий реальности, как время и пространство.
Пространствомыслится здесь не равномерным и гомоморфным, как в рационализированной, ньютонианской, картине мира, оно образует отдельные освоенные пространственные локусы, наделенные образом и смыслом, за пределами которых простирается неосвоенная, как бы несуществующая для чувств и разума пустота. Такое пространство называется лоскутным:тот локус, где происходят значимые для героя события, подробно описан, детализирован, но перемещения героя до начала следующего события остаются лишенными какого-либо представимо-го образа. Мифологическое пространство качественно разнородно,то есть зависит от того, что в нем происходит. За пределами освоенного пространства простирается его непредставимое отсутствие, хаос. Последнее сближает архаическое восприятие освоенного и неосвоенного пространства с переживанием «места», как мы определили его соответственно средовому подходу.
В архаических структурах сознания следует искать и причину эмоциональной окрашенности таких, казалось бы, нейтральных, геометрических по сути понятий, как «горизонталь», «вертикаль», «перекресток» и т. п., когда они становятся характеристиками пространства. Эти определения приобретают качественную окраску именно потому, что реализуется «характерная особенность мифологического пространства моделировать иные, непространственные (семантические, ценностные)отношения» (Ю. М Ломан, Б. Успенский).
Времяв мифопоэтической модели мира — это тоже не отвлеченная философская категория, не безразличная для человеческих чувств длительность, здесь оно обретает черты субъективного переживания. Такому, чувственному (перцептуаль-ному), времени присуща определенная эмоциональная окраска, в зависимости от ситуации оно может обладать различной степенью насыщенности или скоростью протекания.
Так, в параллельно р а з в и в а ю щ и х с я ситуациях в о з м о ж н о как убыстрение времени, так и его замедление. Например, г е р о й предпринимает длительное п у -тешествие, претерпевает м а с с у опасностей, а по возвращении д о м о й обнаруживает т а м все без изменений, и о ж и д а ю щ а я его красавица все так же х о р о ш а . Но возможно и обратное: г е р о й прилег отдохнуть, а очнувшись, не н а ш е л никого знакомого, п о с к о л ь к у за время е г о с н а м и н у л а целая эпоха.
«Средовое время» «растяжимо». Так же как и «мифопоэтическое», оно «тянется» в ситуации томительного ожидания и «летит», когда мы, увлеченные событиями, забываем о нем. «Средовое время» тоже несет определенную эмоциональную окраску, оно тоже качественно. Реальная ситуация в процессе своего развития провоцирует особое переживание времени в единстве его с пространством и происходящими в этом времени-пространстве событиями.
Особой «мифо-логике» присуще свойство, называемое диффузностью.Свойство это заключается в нерасторжимости в мифологическом сознании представлений, привычно рассматриваемых нами как несводимые друг кдругу. Так, для архаического сознания:
• вещьнеотделима от обозначающего ее слова;
• существо —от его имени;
• часть— от включающего ее целого;
• происхождениеявления (то есть начало) тождественно его сущности(то есть принципу существования) и т. д.
Для проектировщиков же средовых объектов наиболее существенна диффузия таких понятий, как:
• пространство,выступающее в единстве со временем;
• субъект,нераздельный с объектом;
• форма,неотделимая от ее содержания;
• предмет,нерасторжимый с фиксирующим его знакоми т. п.
Но это свойство «диффузности» оказалось важным не только для дизайнеров, следовавших в свое время «средовому подходу». Эта особенность мифопоэтичес-кого сознания продолжает быть актуальной и сегодня — для специалистов, практикующих в сфере информационного дизайна и создающих объекты, существующие в виртуальном пространстве.
Сознание дизайнеров, работающих в этой новой области профессиональной практики, формируется особым способом и должно для этого пройти определенную подготовку. Самое сложное, трудное и непривычное для него, но и необходимое для решения поставленной задачи — это заранее, еще до начала систематической работы над объектом интеллектуально постичьи чувственно ощутитьособое пространство-время, всю образную систему будущего дизайн-объекта. Еще до того, как будут проведены поиски текстового или изобразительного материала, участвующего в формировании нового произведения, до того, как будут продуманы сюжет и драматургия документа, необходимо выстроить в своем воображении этот хронотоп, уже вместивший в себя весь еще не существующий документ. Как признавался поэт Александр Блок, новые стихи приходили к нему сначала неким звуком, а уже по силе, окраске, характеру этого звука он угадывал новые ритмы и рифмы, новые сюжеты и образы своих произведений. У медиадизайнеров должна развиваться какая-то сходная с этим способность предварительного знанияобо всем своем произведении, предвосхищающего профессиональную работу по подбору материалов, продумыванию композиции и т. п.
Итак, в поисках целостной модели мира научная мысль, преодолевая этап анализа и скептицизма (царивших в передовых умах на протяжении XVIII и IX веков), на новом витке своего развития стремится к достижению синтетичности.При этом не только «на вершинах» современной науки, но и «в долинах» обыденного культурного обихода внимание привлекается к первоначальному синкретизму,что вдруг оказывается созвучным некоторым общественным настроениям, отвечающим сегодняшним наблюдениям за реальностью. На этом пути вновь становится значимой (реактуализируется) мифопоэтическая картина мира и осознается, что «...новейшие интерпретации мифа выдвигают на первый план миф (и ритуал) как некую емкую форму или структуру, которая способна воплотить наиболее фундаментальные черты человеческого мышления и социального поведения, а также художественной практики» (Е. М. Мелетинский).