Гибкость , мобильность, стрессоустойчивость.
Личностные качества
a) личностные качества
· Интеллектуальные
-хорошее развитие памяти, внимания, воображения и мышления, определяемое по системе психологических критериев и показателей;
-· осознанность деятельности в преподаваемом предмете (как минимум) и осознанность педагогической деятельности.
· трудовые
- высокий уровень трудолюбия (явно выраженная трудовая активность и добросовестность в труде);
- положительное отношение к любому труду и прилежное его исполнение;
- умение строить гармоничные отношения с сотрудниками и преодолевать возможные противоречия в производственной кооперации;
- бережное отношение к продуктам труда и уважительное отношение к их создателям
- освоение методов энергосберегающего и экологического труда.
· эстетические
-развитое эстетическое восприятие и способность к сравнительной оценке как произведений искусства, так и проявлений обыденной жизни;
-проявление эстетического вкуса и эстетических чувств при встрече с современными объектами культуры и ее памятниками;
-способность дать адекватную эстетическую оценку поведению человека, его внешнего вида и речевой культуры;
-способность к несложной эстетической деятельности в области дизайна, обустройства помещения и подбора собственного гардероба;
- уважительное отношение к людям искусства и их произведениям.
· педагогический такт–соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся. Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного педагога – высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым.
· гуманностьвключает комплекс свойств личности, выражающих бережное отношение человека к человеку. В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым.
· нравственность
- устойчивая мотивация на учительскую профессию, ориентированная в основном на моральные стимулы и направленная на общественный прогресс;
- коллективистская направленность в отношениях с коллегами и доверительно дружеские отношения с учащимися;
- способность разрешать конфликты по законам справедливости и чести;
- умение признавать собственные ошибки и приносить искренние извинения, готовность к ответственности, если неправильными действиями или поступками учителя причинен какой-либо вред;
- явно выраженное негативное отношение к любым формам национализма и расизма, высокий уровень понимания важности интернациональных отношений между людьми и народами;
- способность к сопереживанию во всех случаях попрания нравственных основ жизни и деятельности, к активной защитенравственности и нравственного поведения, активное и мужественное противостояние безнравственности и преступности;
- гуманистическое и правдивое поведение в классе, в обществе и дома;
- забота о сохранении семьи и воспитании детей;
- уважительное отношение к старшим;
- самокритичность и лояльность к критике;
- бережное отношение к природе и обществен
· темперамент
b) Ценностные ориентации.
Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики.
Теория и методика воспитания.
1. Сущность процесса воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
Воспитание – это осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. Отличительная черта воспитания состоит в том, что это процесс дискретный (прерывный) – т. е. ограничен местом и временем.
Понятие «воспитания» многозначно, его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т. д.
Воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений, в узком педагогическом смысле понимают как воспитательную работу, направленную на формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; в еще более узком значении – это решение конкретных воспитательных задач.
Наиболее общие явные функции воспитания:
1) планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей;
2) подготовка необходимого для развития общества «человеческого капитала», в достаточной мере адекватного общественной культуре;
3) обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры;
4) регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений с учетом интересов половозрастных и социально-профессиональных групп.
По содержанию исследователи делят воспитание на:
1) умственное;
2) трудовое;
3) физическое;
4) нравственное;
5) эстетическое;
6) правовое;
7) половое;
8) экономическое;
9) экологическое.
По институциональному призна
Воспитание – это многофакторный процесс, т. е. на него оказывает влияние не только образовательные учреждения, но и семья, общество и все его воспитательные институты. Поэтому к воспитанию применяют принцип комплексного подхода – объединение всех воспитательных сил.
В образовательном процессе действия воспитателя (учителя, педагога) целенаправленны.
Результаты и эффективность воспитания в условиях современного общества готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).
Воспитание как общественное явление характеризуется рядом основных черт, выражающих его сущность:
– это вечное, необходимое и общее явление, которое появилось вместе с человеческим обществом и существует, пока живет само общество;
– воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающего поколения к условиям жизнедеятельности общества;
– на каждом этапе развития общества воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер, обусловленный характером и организацией жизнедеятельности данного общества;
– воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими социального опыта в процессе общения и деятельности;
Воспитание как педагогическое явление выступает неотъемлемой частью целостного образовательного процессакак деятельности, в ходе которой идет овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, закладываются основы мировоззрения, развиваются познавательные силы, творческие способности и эмоционально-волевая сфера личности, формируются нравственные качества и привычки поведения. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в целостной структуре образовательного процесса выражается в нескольких аспектах.
1. Оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения (детский сад, школа, гимназия, колледж, ПТУ, вуз, учреждение дополнительного образования и др.), осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели – подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе.
2. Воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, поскольку, передавая личности знания о нормах и правилах поведения (нравственное воспитание), достижениях человеческой культуры (эстетическое воспитание), многообразии видов профессиональной деятельности (трудовое воспитание) и т. д., формируя навыки поведения в конкретных жизненных ситуациях, педагог одновременно обучает личность.
3. В ходе процесса обучения, направленного на освоение научных знаний, всегда имеет место воспитательный аспект (недаром в рамках любой формы обучения планируется воспитательная цель), реализуемый через содержание учебного материала, методику его подачи, характер педагогического взаимодействия учителя и учащихся