Гибкость , мобильность, стрессоустойчивость.

Личностные качества

a) личностные качества

· Интеллектуальные

-хорошее развитие памяти, внимания, воображения и мышления, определяемое по системе психологических критериев и показателей;

-· осознанность деятельности в преподаваемом предмете (как минимум) и осознанность педагогической деятельности.

· трудовые

- высокий уровень трудолюбия (явно выраженная трудовая активность и добросовестность в труде);

- положительное отношение к любому труду и прилежное его исполнение;

- умение строить гармоничные отношения с сотрудниками и преодолевать возможные противоречия в производственной кооперации;

- бережное отношение к продуктам труда и уважительное отношение к их создателям

- освоение методов энергосберегающего и экологического труда.

· эстетические

-развитое эстетическое восприятие и способность к сравнительной оценке как произведений искусства, так и проявлений обыденной жизни;

-проявление эстетического вкуса и эстетических чувств при встрече с современными объектами культуры и ее памятниками;

-способность дать адекватную эстетическую оценку поведению человека, его внешнего вида и речевой культуры;

-способность к несложной эстетической деятельности в области дизайна, обустройства помещения и подбора собственного гардероба;

- уважительное отношение к людям искусства и их произведениям.

· педагогический такт–соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся. Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного педагога – высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым.

· гуманностьвключает комплекс свойств личности, выражающих бережное отношение человека к человеку. В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым.

· нравственность

- устойчивая мотивация на учительскую профессию, ориентированная в основном на моральные стимулы и направленная на общественный прогресс;

- коллективистская направленность в отношениях с коллегами и доверительно дружеские отношения с учащимися;

- способность разрешать конфликты по законам справедливости и чести;

- умение признавать собственные ошибки и приносить искренние извинения, готовность к ответственности, если неправильными действиями или поступками учителя причинен какой-либо вред;

- явно выраженное негативное отношение к любым формам национализма и расизма, высокий уровень понимания важности интернациональных отношений между людьми и народами;

- способность к сопереживанию во всех случаях попрания нравственных основ жизни и деятельности, к активной защитенравственности и нравственного поведения, активное и мужественное противостояние безнравственности и преступности;

- гуманистическое и правдивое поведение в классе, в обществе и дома;

- забота о сохранении семьи и воспитании детей;

- уважительное отношение к старшим;

- самокритичность и лояльность к критике;

- бережное отношение к природе и обществен

· темперамент

b) Ценностные ориентации.

Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики.

Теория и методика воспитания.

1. Сущность процесса воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.

Воспитание – это осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. Отличительная черта воспитания состоит в том, что это процесс дискретный (прерывный) – т. е. ограничен местом и временем.

Понятие «воспитания» многозначно, его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т. д.

Воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений, в узком педагогическом смысле понимают как воспитательную работу, направленную на формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; в еще более узком значении – это решение конкретных воспитательных задач.

Наиболее общие явные функции воспитания:

1) планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей;

2) подготовка необходимого для развития общества «человеческого капитала», в достаточной мере адекватного общественной культуре;

3) обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры;

4) регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений с учетом интересов половозрастных и социально-профессиональных групп.

По содержанию исследователи делят воспитание на:

1) умственное;

2) трудовое;

3) физическое;

4) нравственное;

5) эстетическое;

6) правовое;

7) половое;

8) экономическое;

9) экологическое.

По институциональному призна

Воспитание – это многофакторный процесс, т. е. на него оказывает влияние не только образовательные учреждения, но и семья, общество и все его воспитательные институты. Поэтому к воспитанию применяют принцип комплексного подхода – объединение всех воспитательных сил.

В образовательном процессе действия воспитателя (учителя, педагога) целенаправленны.

Результаты и эффективность воспитания в условиях современного общества готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).

Воспитание как общественное явление характеризуется рядом основных черт, выражающих его сущность:

– это вечное, необходимое и общее явление, которое появилось вместе с человеческим обществом и существует, пока живет само общество;

– воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающего поколения к условиям жизнедеятельности общества;

– на каждом этапе развития общества воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер, обусловленный характером и организацией жизнедеятельности данного общества;

– воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими социального опыта в процессе общения и деятельности;

Воспитание как педагогическое явление выступает неотъемлемой частью целостного образовательного процессакак деятельности, в ходе которой идет овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, закладываются основы мировоззрения, развиваются познавательные силы, творческие способности и эмоционально-волевая сфера личности, формируются нравственные качества и привычки поведения. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в целостной структуре образовательного процесса выражается в нескольких аспектах.

1. Оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения (детский сад, школа, гимназия, колледж, ПТУ, вуз, учреждение дополнительного образования и др.), осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели – подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе.

2. Воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, поскольку, передавая личности знания о нормах и правилах поведения (нравственное воспитание), достижениях человеческой культуры (эстетическое воспитание), многообразии видов профессиональной деятельности (трудовое воспитание) и т. д., формируя навыки поведения в конкретных жизненных ситуациях, педагог одновременно обучает личность.

3. В ходе процесса обучения, направленного на освоение научных знаний, всегда имеет место воспитательный аспект (недаром в рамках любой формы обучения планируется воспитательная цель), реализуемый через содержание учебного материала, методику его подачи, характер педагогического взаимодействия учителя и учащихся

Наши рекомендации