Метод проектов. Реализация метода проектов в условиях современной школы.
Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Если углубиться в историю возникновения метода проектов, то он не является принципиально новым в мировой педагогике, но его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как метод, предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
\Под методом проектов она подразумевает систему обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий — проектов.
Н. Кочетурова выделяет следующие отличительные особенности проектов, предназначенных для обучения языку: 1) использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения; 2) акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой); 3) выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект; 4) отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта; 5) наглядное представление результата.
Подготовка проекта. Вначале я предлагаю детям темы исследования, которые могут быть как в рамках учебника, так и сформулированы мной с учетом учебно-воспитательных задач и также тему могут предложить сами учащиеся. Все современные учебно-методические комплекты уже изначально содержат проекты. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учащихся на привлечение фактов из смежных областей знаний и различных источников информации. Учащиеся нацелены на сопоставление и сравнение явлений, событий, фактов из истории и жизни людей разных стран.
Выполнение проекта. Далее начинается самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом — это работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и суждения по предмету исследования. Именно на этом этапе происходит основная работа учителя со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении лексических и грамматических единиц. После проведения консультаций и внесения необходимых корректировок, проект оформляется в конечном варианте.
Защита проекта. Учащиеся сами выбирают форму представления своих проектов. Я стараюсь, чтобы все ученики принимали участие в представлении выполненной работы. Также я хотела бы подчеркнуть, что необходимо уделять больше внимания заключительному, презентационному этапу работы над проектом. Проведение полноценной защиты проектов и рефлексии позволит ученикам более осознанно подойти к работе, в полной мере понять их практическую значимость своей деятельности, а также повысить самооценку от осознания важности результатов и наличия значимых достижений. Оценка проекта. Оценка проектной работы — нелегкое дело. Она зависит от того, насколько полно и качественно раскрыта тема, насколько учащийся может свободно рассказать о предмете своего исследования.
20. Урок – основная форма обучения. Типология и структура уроков.
Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава; занятие по твердому расписанию, с единой для всех программой обучения (П. И. Пидкасистый). Урок является основной формой организации педагогического процесса, так как предполагает не только организацию учебно-познавательной деятельности, но и интеллектуальное развитие учащихся, формирование их потребности в знаниях, мировоззрения, активности, самостоятельности, трудолюбия, дисциплинированности. Урок всегда многопланов, так как в нем взаимодействуют все компоненты процесса обучения: педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, приемы, средства. Он должен быть законченным в смысловом, временном и организационном отношениях отрезком учебного процесса и представлять собой логическую единицу темы, раздела, курса.
Можно выделить особенности урока, отличающие его от других форм обучения:
- постоянная группа учащихся;
- четкое время проведения по расписанию;
- обязательность посещения;
- определенный учебной программой объем усваиваемого материала;
- руководство со стороны учителя деятельностью учащихся;
- последовательность различных видов заданий;
- оптимальное соотношение фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
Наиболее признанной в современных условиях является классификация уроков по дидактическим целям (Б. П. Есипов, М. А. Данилов, Г. И. Щукина, В. А. Онищук):
- урок изучения нового учебного материала - основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний;
- урок совершенствования знаний, умений и навыков - основное назначение этих уроков: систематизация и обобщение новых знаний; повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенного материала; формирование умений и навыков; контроль за ходом изучения учебного материла и совершенствования знаний, умений и навыков;
- урок обобщения и систематизации изученного - сущность этих уроков состоит в активном воспроизведении изученного материала по отдельным разделам учебной программы и в организации упражнений с целью приведения знаний в систему, осмысления их логики, что способствует более прочному овладению ими и совершенствованию практических умений и навыков;
- урок проверки и контроля знаний - уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обучен-ности учеников, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей;
-комбинированный урок.