Первобытный синкретизм и синтетичность мышления
Мифология — древнейшее синкретичное(первично нерасчлененное) образование, включающее в себя религию, философию, науку и искусство.
Современная научная мысль на новом витке своего развития в поисках целостности миропонимания стремится к синтетичности.
Постмодернизм
Философская, культурная и художественная парадигма, альтернативная модернизму с его рационализмом, тотальным проектированием и «интернациональным стилем».
Возвращает интерес к историзмуи этническому своеобразию.Характерен поиск органической связи человека с бесконечным полем сознания, выход конкретной личности за рамки пространственно-временных и причинно-следственных границ — трансперсональная (внеличностная) психология.
Для художественных произведений характерна техника деконструкции(Дер-рида), расшатывание привычного стереотипа восприятия, активное использование приемов нонсенсаи абсурда, цитат, аллюзий, парафрази тому подобных художественных приемов.
Постструктурализм
Альтернатива логоцентризму, господствовавшему в эпоху модернизма, основанному на идее бытия как присутствия, данности, смысла, единства, полноты.
Этому противопоставляются идеи различия и множественности, цель которых — осмысление всего внесистемногов структуре, выявление парадоксов,возникающих при попытке объективного познания человека и общества. Задача метода деконструкции — показать значимость внесистемных, маргинальных(пограничных) элементов текста.
Потребительская культура или культура потребления
Характер дизайна зависит от конкретной потребительской культуры и одновременно формирует ее особенности. Проектный образнацелен на восприятие его в контексте культуры потребления, в нем заложены (он моделирует собой) объективный и субъективный факторы:
• объективный фактор— реальное состояние культуры, социально-культур
ных процессов, социопсихологических особенностей, экономических фак
торов и пр., которые характеризуют действительность;
• субъективный фактор— отношение к сформированному образу со стороны
потенциальных адресатов проекта.
Прагматика
Раздел семиотики. Отношение знака к тому, кто этим знаком пользуется, то есть понимание этого знака; в семиотике культуры — к воспринимающему его человеку. Описывает процесс коммуникации в момент произнесения речи или восприятия текста.
Предметное окружение
«Весь окружающий нас мир материальных объектов, "геометрическое место" предметов и явлений, безразличное по отношению к субъекту, фиксирующему центр» (Г. С. Лебедев).
Предметно-пространственная среда
Освоенное человеком (ощущаемое им как «свое») предметное окружение. Такое восприятие глубоко эмоционально, связано с глубинными, архетипичес-кими структурами сознания. Структура «средового» восприятия близка к ми-фопоэтическому переживанию реалий окружающего мира.
«Проблематизация» в дизайне
Методический прием расширения смыслового контекста поставленной перед дизайнером задачи и выведение ее из пространства стереотипных решений — в сторону нестандартного разрешения проблемной ситуации.
Проблема— отчетливо ощущаемая точка неблагополучия, требующая разрешения ситуации со многими неизвестными и предполагающая множественность путей выхода из нее.
Проектная задача
Точно сформулированный вопрос, требующий адекватного решения средствами дизайна.
Проектный образ
Отличен от художественного тем, что «вписан» не в художественную, а в потребительскуюкультуру, что выводит его из чистой созерцательности в плоскость практического взаимодействия с ним. Это:
• идеальный объект или модель, созданная воображением дизайнера, в кото
рой отражается реальный мир;
• целостная и завершенная в своем строении форма, в которой все части согласованы друг с другом и с целым в соответствии с выраженным в этой форме содержанием;
• предметно выраженный смысл.
Пространство в дизайне
В дизайне вещейкатегория пространства выступает условием локализации дизайн-продукта, оно гомоморфно и измеряется в метрических единицах.
В дизайне предметно-пространственной средыпространство локально и качественно, оно не мыслится в отрыве от времени, образуя с ним пространственно-временной континуум, или хронотоп (хронос плюс топос).
В дизайне мультимедийного(виртуального) продукта пространство тоже неотделимо от времени, оно приобретает острые черты метафизической реальности и специфическим образом переживается субъектом виртуального события.
Простые символы
Элементарные геометрические формы, основные цветовые оппозиции (например, черный — белый). Имеют глубоко архаический характер, обладают многоплановостьюи многозначностьюсодержания, способны связываться в осмысленные последовательности — символические «тексты». См. также Сложные символы.
«Протодизайн»
Промышленное искусство, послужившее прототипом современного дизайна.
Е г о становление ограничено н а ч а л о м XVIII века (первые в России металлообрабатывающие и горнорудные предприятия) и серединой XX века (начало эры крупной индустрии), исторически включившей в себя ремесленное и мануфактурное производства (М. Э. Гизе).
«Распредмечивание» в дизайне
Методический прием, заключающийся в том, что предпроектная ситуация умозрительно лишается своей реальной предметности и выражается на языке смыслов, целей, задачи т. п., что позволяет затем наделить преобразованную ситуацию предметностью, неожиданной в первоначальном контексте (заново «опредметить» эти смыслы и цели).
Реальность, уровни реальности
Онтологически (по существу, исходя из философской парадигмы) нет ограниченийна количество уровней в иерархии реальностей, но для человека одновременно могут существовать только две реальности: порождающаяи порожденная(виртуальная).
Релевантная информация
Информация, значимая в конкретной культурной ситуации (то есть обладающая семиозисом) информация. См. также Нерелевантная информация.
Семантика
Раздел семиотики. Отношение знака («означающего») к его значению («означаемому»), знака к замещаемому им объекту.
Семиозис
Процесс превращения не-знаков — в знаки, то есть в элементы, несущие в данном культурном контексте информацию об «означаемом». Связан с понятием релевантности:не-знаки, пока они не вошли в культурную парадигму, «не прочитываются», то есть не фиксируются сознанием.
Семиотика
Наука о знаках и знаковых системах в природе и обществе. Занимает срединное положение внутри ряда наук, что сближает ее с философией, и особенно с гносеологией (наукой о познании).
Близка кибернетике и теории информации: кибернетика изучает процессы, динамический и количественный аспект связей в системе; семиотика — системы, в которых и на о с н о в е к о т о р ы х эти п р о ц е с с ы реализуются, статический и качественный аспект этих систем.
Близка лингвистике, и з у ч а ю щ е й с а м ы е полные и с о в е р ш е н н ы е из знаковых систем — естественные языки.
Семиотика культуры
Раздел логической, структурной семиотики, изучающий наиболее сложную вторичную моделирующую систему,систему культуры, которую можно назвать «имитирующей живую».
Семиотическая интерпретация
Отношение к произведению искусства как к семиотическому тексту, составленному на художественном языке, соответствующем данному роду и виду искусства, что позволяет полнее в ы я в и т ьзаложенную в нем художественную информацию.
Символ
Особая разновидность знака, обозначающего обширную область значений, употребление его включает культурно-смысловой регистр, большую культурно-смысловую область. «В символе содержание лишь мерцает сквозь выражение, а выражение лишь намекает на содержание» (С. С. Аверинцев)
Символ в истории
«Символ не принадлежат определенному временному (историческому) срезу, а пронизывают время по вертикали из прошлого в будущее, он осуществляет память культуры.
Символ инвариантен, но реализуется в вариантах, изменяясь от контекста данной культуры и одновременно изменяя сам контекст» (С. С. Аверинцев).
Символ в культуре
В культуре складывается интуитивный подход к истолкованию символов. Единство основного набора доминирующих символов определяет границы культурных ареалов.
Символические знаки
Знаки, имеющие с замещаемыми ими объектами условно-конвенциональную связь. По сложности функционирования в культуре приближаются к понятию «образ».
Синтактика
Раздел семиотики. Отношение в тексте знака к знаку, правила соединения отдельных знаков в осмысленные последовательности — высказывания, соответствующие нормам данного языка.
Сложные символы
Несут по сравнению с простыми символами более определенное, фиксированноеи однолинейноезначение. Участвуют в создании образов, не предполагающих широкой многозначности истолкования. См. также Простые символы.
« Смыслообразование» в дизайне
Методический прием, заключающийся в том, чтобы увидеть проектируемый объект как образ социально-культурного бытиячеловека, поскольку всякая вещь обладает внутренним смыслом, не сводимым к ее материальному существованию. Центральное место среди средств смыслообразования принадлежит приему сопоставления,в котором объекты приобретают вторичные значения, образующие контекст социокультурного смысла (по аналогии с выразительными средствами поэтики).