Инновационное проектирование
Проектирование, предполагающее внесение новизны. Определенная ситуация освобождается от готовых решений путем ее проблематизации, то есть переформулирования проектной задачи — в проблему.При этом происходит расширение смыслового контекста исходной ситуации, в нее включаются новые обстоятельства, точки зрения и пр., отчего ситуация становится неопределен-
ной, открытой, обладающей широким веером возможных решений. См. также Аналоговое проектирование.
Инструментальная функция вещи
Прямое назначение вещи, а также косвенные возможности ее практического использования. Продолжение приспособительных возможностей человека к физической средеего существования. Определяется также как функция преобразования внешней среды и поддержания ее в состоянии, обеспечивающем нормальное протекание процессов жизнедеятельности (адаптивная).
Интерактивность порождающей и порожденной реальностей
«Идея виртуала указывает на особый тип взаимоотношений между разнородными объектами, располагая их на разных иерархических уровнях и опре деляя специфические отношения между ними: порожденное™ и интерактивности — объекты виртуального уровня порождаются объектами нижележащего уровня, но, несмотря на свой статус порожденных, взаимодействуют с объектами порождающей реальности как онтологически равноправные» (Н. А. Носов).
•«Интуитивный дизайн»
«Создание предметов, обустраивавших быт, мирный и ратный труд наших предков, востребовавший от них природную изобретательность и спонтанный ответ на практические и культурные задачи своей эпохи» (В. Р. Аронов).
Искусственные языки
Все, кроме естественных, языки, участвующие в системе коммуникации.
Например, азбука М о р з е , сигнализация флажками, азбука Брайля, эсперанто, информационно-логические языки.
В семиотике культуры — специальные языки всех видов искусств как вторич-н ы е моделирующие с и с т е м ы .
Канон-программа
«Складывавшаяся в архаических культурах специфическая знаковая система, в которой кристаллизовалась память культуры, отбирая наиболее целесообразные формы социально-практической жизнедеятельности, в совокупности представляющие образ жизни данного общества» (Методика художественного конструирования. Дизайн-программа).
Классификация
«Систематизация на основе выделения класса. Класс — это множество предметов, выделяемое на основании одного или нескольких общих существенных признаков» (Методика художественного конструирования. Дизайн-программа).
Композиционное формообразование
Методический прием, основанный на способности таких категорий композиционного мышления, как ритмичность, масштабность, пропорциональность, тектоничность, пластичностьи др., вычленять в многообразии явлений целостные структуры и связывать в единой художественной проекции то, что реально разделено в пространстве и времени.
Принцип выразительности формы — конструктивного (системного и структурного) каркаса содержания в единстве с его культурным смыслом.
Константность порождающей реальности
«В виртуалистике, занимающейся виртуальными реальностями, порождающая реальность называется константной реальностью, поскольку по отношению к виртуальной реальности существует постоянно, а не актуально» (Н. А. Носов).
Консуетал
Консуетал — нормальное,не отрефлексированное состояние любой интенсивности, субъективное ощущение нормальности протекания осуществляемой человеком деятельности. Противопоставляется виртуалу как состоянию сознания, воспринимаемому как необычное, измененное в ту или иную сторону (например, сон или любое иное измененное состояние сознания).
Космос
Система, противостоящая хаосу, упорядоченность, вместилище жизни людей, отвоеванное у хаоса «окультуренное»и цивилизованноепространство.
Культура
«Культура — это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств» (А. С. Кармин). «Культура — сверхиндивидуальный интеллект, представляет собой механизм, восполняющий недостаток индивидуального сознания и, в этом отношении, представляющий неизбежное ему дополнение» (Ю. М. Лотман).
В культуре вырабатываются идеальные (мыслительные) модели мира;она определяет динамизм, смену представлений о мироустройстве.
Культурный образец
Использование его — методический прием, позволяющий увидеть вещь или сложный комплексный объект в их социально-культурный и художественно-эстетической проекции, воссоздать весь смысловой контекст их бытия.
Не прототип(привлекаемый для технологического проектирования) и не аналог,осуществляющий сходные потребительские функции (привлекаемый для функционального проектирования).
•«Место»
Не географический локус и не реально обозримое пространство, это — интуитивное переживаниеопределенной части неохватного окружения как «своего»,
наблюдаемого внутренним взором. Топология «места» может быть весьма сложной.
Методология дизайна
Уровень обобщения, близкий к теоретическому и философскому, содержит фундаментальные парадигмы профессионального мышления, актуальные для всех направлений дизайна.
Миф
Символы, организовавшиеся в сюжет, становятся мифом. Миф организует культурную память, по-своему осмысливает человеческий опыт, это — созданная на его основе новая реальность.
« . . . М и ф есть явление языкового порядка». Свойства такого языка « и м е ю т б о -лее с л о ж н у ю п р и р о д у , ч е м свойства языковых высказываний л ю б о г о другого типа» (К. Леви-Строс).
Мифологемы (мифемы)
Структурные единицы мифов. Мифопоэтическая модель мира содержит множество первообразов (мифологем или мифем), обладающих чрезвычайно сильным эмоциональным зарядом. Для средосозидания особенно важны образы пространственныеи природные.