Инновационное проектирование

Проектирование, предполагающее внесение новизны. Определенная ситуация освобождается от готовых решений путем ее проблематизации, то есть пере­формулирования проектной задачи — в проблему.При этом происходит рас­ширение смыслового контекста исходной ситуации, в нее включаются новые обстоятельства, точки зрения и пр., отчего ситуация становится неопределен-

ной, открытой, обладающей широким веером возможных решений. См. также Аналоговое проектирование.

Инструментальная функция вещи

Прямое назначение вещи, а также косвенные возможности ее практического использования. Продолжение приспособительных возможностей человека к физической средеего существования. Определяется также как функция пре­образования внешней среды и поддержания ее в состоянии, обеспечивающем нормальное протекание процессов жизнедеятельности (адаптивная).

Интерактивность порождающей и порожденной реальностей

«Идея виртуала указывает на особый тип взаимоотношений между разно­родными объектами, располагая их на разных иерархических уровнях и опре деляя специфические отношения между ними: порожденное™ и интерактив­ности — объекты виртуального уровня порождаются объектами нижележа­щего уровня, но, несмотря на свой статус порожденных, взаимодействуют с объектами порождающей реальности как онтологически равноправные» (Н. А. Носов).

•«Интуитивный дизайн»

«Создание предметов, обустраивавших быт, мирный и ратный труд наших пред­ков, востребовавший от них природную изобретательность и спонтанный от­вет на практические и культурные задачи своей эпохи» (В. Р. Аронов).

Искусственные языки

Все, кроме естественных, языки, участвующие в системе коммуникации.

Например, азбука М о р з е , сигнализация флажками, азбука Брайля, эсперан­то, информационно-логические языки.

В семиотике культуры — специальные языки всех видов искусств как вторич-н ы е моделирующие с и с т е м ы .

Канон-программа

«Складывавшаяся в архаических культурах специфическая знаковая система, в которой кристаллизовалась память культуры, отбирая наиболее целесооб­разные формы социально-практической жизнедеятельности, в совокупности представляющие образ жизни данного общества» (Методика художественно­го конструирования. Дизайн-программа).

Классификация

«Систематизация на основе выделения класса. Класс — это множество пред­метов, выделяемое на основании одного или нескольких общих существен­ных признаков» (Методика художественного конструирования. Дизайн-про­грамма).




Композиционное формообразование

Методический прием, основанный на способности таких категорий компози­ционного мышления, как ритмичность, масштабность, пропорциональность, тектоничность, пластичностьи др., вычленять в многообразии явлений целост­ные структуры и связывать в единой художественной проекции то, что реаль­но разделено в пространстве и времени.

Принцип выразительности формы — конструктивного (системного и струк­турного) каркаса содержания в единстве с его культурным смыслом.

Константность порождающей реальности

«В виртуалистике, занимающейся виртуальными реальностями, порождающая реальность называется константной реальностью, поскольку по отношению к виртуальной реальности существует постоянно, а не актуально» (Н. А. Носов).

Консуетал

Консуетал — нормальное,не отрефлексированное состояние любой интенсив­ности, субъективное ощущение нормальности протекания осуществляемой че­ловеком деятельности. Противопоставляется виртуалу как состоянию созна­ния, воспринимаемому как необычное, измененное в ту или иную сторону (например, сон или любое иное измененное состояние сознания).

Космос

Система, противостоящая хаосу, упорядоченность, вместилище жизни людей, отвоеванное у хаоса «окультуренное»и цивилизованноепространство.

Культура

«Культура — это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств» (А. С. Кармин). «Культура — сверхиндивидуальный интеллект, представляет собой механизм, восполняющий недостаток индивидуального сознания и, в этом отношении, представляющий неизбежное ему дополнение» (Ю. М. Лотман).

В культуре вырабатываются идеальные (мыслительные) модели мира;она оп­ределяет динамизм, смену представлений о мироустройстве.

Культурный образец

Использование его — методический прием, позволяющий увидеть вещь или сложный комплексный объект в их социально-культурный и художественно-эстетической проекции, воссоздать весь смысловой контекст их бытия.

Не прототип(привлекаемый для технологического проектирования) и не ана­лог,осуществляющий сходные потребительские функции (привлекаемый для функционального проектирования).

•«Место»

Не географический локус и не реально обозримое пространство, это — инту­итивное переживаниеопределенной части неохватного окружения как «своего»,

наблюдаемого внутренним взором. Топология «места» может быть весьма сложной.

Методология дизайна

Уровень обобщения, близкий к теоретическому и философскому, содержит фундаментальные парадигмы профессионального мышления, актуальные для всех направлений дизайна.

Миф

Символы, организовавшиеся в сюжет, становятся мифом. Миф организует культурную память, по-своему осмысливает человеческий опыт, это — создан­ная на его основе новая реальность.

« . . . М и ф есть явление языкового порядка». Свойства такого языка « и м е ю т б о -лее с л о ж н у ю п р и р о д у , ч е м свойства языковых высказываний л ю б о г о друго­го типа» (К. Леви-Строс).

Мифологемы (мифемы)

Структурные единицы мифов. Мифопоэтическая модель мира содержит мно­жество первообразов (мифологем или мифем), обладающих чрезвычайно силь­ным эмоциональным зарядом. Для средосозидания особенно важны образы пространственныеи природные.

Наши рекомендации