Особенность дизайнерского мышления
Любое творческое мышление отличается от рутинного, и было бы несправедливо заявлять, что у дизайнеров все происходит совсем не так, как у других проектировщиков. По способу профессионального мышления дизайнер ближе всего, конечно, к архитектору, но тот дизайнер, который занимается проблемами городской среды, как раз зачастую и не находит общего языка с архитектором, получившим классическое образование (в следующей части книги мы попытаемся понять, отчего так происходит). Для производства любого промышленного изделия творческие способности столь же необходимы и конструктору, и инженеру, и технологу, и прочим специалистам, которые своим трудом создают тот же материальный объект. И все же, не в обиду будет сказано представителям этих профессий, определенное отличие существует. Особенно ясно и наглядно демонстрирует его одна краткая фраза-формула, ставшая уже хрестоматийной. Звучит она так:
«Дизайнеру заказывают не мост, аперенраву».
Почему? Проанализируем предложенную сентенцию.
Понятно, что перед нами не просто некая констатация, но метафора, которую следует «расшифровать». Так что же такое в этом высказывании — «мост»? С заказом на проект моста — а это вполне конкретный заказ — обращаются к инженеру-мостостроителю, к конструктору, специализирующемуся на проектировании этих сооружений, наконец, к архитектору. При этом изначально полагается очевидным, что в сложившейся ситуации требуется именно мост и ничто иное. Задание формулируется именно и только так: «спроектировать мост». Далее оно может выполняться самыми разными способами: исходя из реальных условий, финансовых возможностей, соображений проектировщика, мост может оказаться подвесным или понтонным, на «быках» или какой-либо иной конструкции — но это всегда будет мост и только мост. Итак, «мост» в этой фразе есть обозначение самой идеи задачи, «мост» — метафора задачи,которая, будучи однозначно сформулированной, требует четкого и адекватного проектного ответа.
В отличие от этого слово «переправа» в приведенной фразе определяет содержание сложившейся проблемы. Она состоит в том, что существует необходимость переправиться через некое пространство, то есть попасть на ту сторону, тот берег — реки, оврага, пропасти, железнодорожных путей и т. д. Спектр решений такой проблемы включает в себя, среди прочего, и сооружение моста, но никак этим не исчерпывается. Переправиться, в принципе, можно различными способами: прорыв под землей тоннель, на плавучем средстве (если через воду), на воздушном шаре, по канатной дороге... телепортацией, наконец! На последним способе, разумеется, слишком настаивать не будем — он приведен лишь как указание на несдерживаемое рациональным рассудком максимально возможное расширение способов решения поставленной проблемы. Итак, в этом контексте «переправа» — метафора проблемы.
Итак, мы имеем противопоставление («не... а...») задачии проблемы.В приведенной фразе утверждается, что к дизайнеру не следует обращаться за решением узко поставленной, конкретизированной задачи; поле его деятельности — поиск возможностей разрешения проблемы, всегда обладающей качеством неопределенности.
Трансформация задачи в проблему — есть процедура проблематизации,то есть расширения смыслового контекстапервоначальной задачи, включения в него новых смыслов и значений.
Еще Петер Беренс, автор первой в истории дизайна (Германия, 1907 год) целостной дизайн-программы АЭГ («Всеобщая электрическая компания»,), говорил: «Меня всегда интересуют только проблемы. Тем, что само собой разумеется, пусть занимаются другие». Звучит немного высокомерно, но взглянем на ситуацию. То была эпоха становления новой профессии, и этим заявлением Петер Беренс жестко противопоставляет себя как активного ее представителя специалистам профессий, давно уже известным на производстве и в обществе. Кто эти «другие»? Полагаю, инженеры, конструкторы, технологи, все те, кто досконально знает, как решать свои профессиональные задачи. Хочется сказать: узкопрофессиональные. Но Петер Беренс — дизайнер, он иной, он берется вовсе не за их дело, самого его «интересуют только проблемы». А решение проблемы может вдруг оказаться совершенно непредсказуемым. Таким заявлением автор АЭГ позиционировал себя в системе профессионалов-проектировщиков, обслуживающих производство.
Но не будем вставать в позу и делать вид, что дизайнеры всегда занимались и занимаются исключительно инновационными проектами. Во-первых, в любой деятельности есть корифеи, и есть хор — то есть в нашем случае те, кого знаменитый американский дизайнер Джорж Нельсон называл «пленными дизайнерами»: работая на производстве, им приходится заниматься текущим проектированием с минимальными нововведениями и даже модернизацией устаревших образцов продукции. Так что внутри самого дизайна сложилось естественное разделение на инновационное проектирование и проектирование аналоговое. Между двумя этими профессиональными установками (возникшими по объективной необходимости или в силу дарованных природой возможностей) есть принципиальное различие в методе работы (табл. 3.1).
Таблица 3.1. Принципиальное различие логики инновационного и аналогового проектирования
Аналоговое проектирование (решение задачи) | Инновационное проектирование (разрешение проблемы) |
Неопределенная ситуация сводится к определенной, имеющей известное решение | Определенная ситуация при расширении ее контекста (при включении в нее новых обстоятельств, точек зрения и т. п.) освобождается от готовых решений |
Находятся аналоги, прототипы решения сходной задачи | Ситуация становится неопределенной, открытой, обладающей широким веером возможных разрешений |
Проверяется возможность перенесения найденных решений на проектируемый объект | Выбранное решение конкретизируется, проверяются его уместность и своевременность в данной социокультурной ситуации, рассматриваются практическая возможность воплощения, соответствие уровню развития технологий, допустимым финансовым затратам и т. д. |
В проектном предложении минимально трансформируются знакомые решения сходной задачи | В проектном предложении содержится неожиданное и на первый взгляд парадоксальное разрешение проблемы |
Прототипический подход («мост») | Проблематизирующий подход («переправа») |
И все же как бы реальные жизненные обстоятельства не корректировали дизайн-деятельность, для представителя этой профессии более характерна логика, обозначенная во втором столбце таблицы, — логика проблематизирующего подхода.Именно эта способность делает проектировщика вещей дизайнером, и именно это отличает его от прочих близких ему специалистов. Инженерное проектирование тоже может быть исключительно новаторским, но эта новизна воплощается в способах совершенствования вещи относительно исполняемого ею практического назначения, в направлении большей технологичности или рентабельности ее производства и т. п. Дизайнер же вносит изменения в саму жизненную ситуацию,где эта вещь традиционно использовалась. В обновленной ситуации она в прежнем своем качестве, возможно, и вовсе не потребуется (нет смысла думать, каким спроектировать мост, если проблему переправы решает канатная дорога). И тогда уже эту обновленную ситуацию дизайнеру приходится оснащать новыми
вещами.
Особенность дизайнера состоит также не в том, ч т о он усваивает композиционные приемы. А р х и т е к т о р ы в л а д е л и и м и задолго до того, как возникла (выделилась) профессия дизайнера. Специалисты же технических профессий тоже м о г л и бы с пользой обучаться и м , п о с к о л ь к у усилиями таких школ, к а к Баухауз или В Х У Т Е М А С , эти п р и е м ы достаточно формализованы. Такие знания и навыки были бы ими востребованы при решении их профессиональ-н ы х задач, включая и квазидизайнерские, то есть требующие аналогового проектирования. Но п о д л и н н ы й дизайн — это внесение социально-культур-н ы х инноваций и п о и с к нестандартных р е ш е н и й , дизайн — это п р е ж д е в с е г о разрешение п р о б л е м ы « п е р е п р а в ы » в ситуации, к о г д а «мостостроительство» почему-либо н е в о з м о ж н о и л и нецелесообразно.
А теперь попробуем сопоставить логику проблематизирующего подхода, нацеленного на получение новой вещи,с подходом, связанным с получением нового знания,как это прослеживается исследователем эволюции стиля научного мышления М. X. Хаджаровым. Мы уже обращали внимание на то, что современное мышление отличается от традиционного, полагавшего между всеми явлениями бытия наличие однозначных связей. В процессе развития вероятностного стиля мышления в научный категориальный аппарат вошли такие понятия, как «неопределенность», «случайность», «возможность», «вероятность» и пр., которые обнаруживают тесную связь с новейшими философскими представлениями. Такую философскую и научную парадигму называют «вероятностной» и «системно-структурной». Со своей стороны, дизайнерская мысль всегда стремилась сочетать в процессе поиска новизны образное и системное начала (табл. 3.2).
Расшифровка «первого этапа» исследовательского процесса весьма напоминает процедуру проблематизирующего подхода, не правда ли? Дивергенция,то есть расширение смыслового контекста объекта проектирования или исследования, — универсальный путь поиска новизны.«Второй этап» призван лишь адаптировать найденное знание к насущной реальности, он сводит многообразие решений к оптимальному для конкретных условий. «Аналоговый» же подход начинает сразу со второго, редуцирующегоэтапа, и потому результаты его недалеко уходят от первоначального состояния материального объекта или знания.
Таблица 3.2. Семантика научного познания, вероятностный и системно-структурный стиль мышления
Исследовательский процесс | Первый этап | Второй этап |
Последовательные этапы решения научной проблемы | Дивергенция (расширение) семантического поля научной проблемы: определение и конструирование ряда вариантов ее возможного решения | Редуцирование множества имеющихся вариантов решения проблемы и сведение их к единственному оптимальному решению |
Логико-методологические принципы, выражающие названные стили мышления | Координационно-конструктивные принципы. Регулирование формирования семантического поля возможных решений | Селективно-вариационные принципы. Формирование требований, предъявляемых к возможным решениям, а именно: их максимальной емкости, максимальной информативности, минимальности исходных понятий, аксиом |
Содержание логико-методологических операций | Аналогия, соответствие, инвариантность | Полнота, универсальность, простота |
Так называемый проблематизирующий подход был уже давно осознан внутри профессии и вполне самостоятельно применялся параллельно с происходящим в науке изменением стиля мышления от строго детерминированного (предсказуемого) — к вероятностному. Близость эта, видимо, объясняется тем, что вероятностное начало всегда присутствовало в художественно-образной составляющей мышления дизайнера, и это, по выражению Ю. Шрейдера, не позволяло ему «превращать «бритву Оккама» в гильотину» [60]. Итак, дизайн— посредник междухудожественным и научным постижением мира,но дизайн, в силу прикладного характера, мысль свою материализует, изменяя не только ментальную сферу существования человека, но и его физическое бытие.