Типологизация адресатов дизайн-проекта
Прежде всего — что такое «типологизация» в ее отличии от классификации?
В обоих случаях систематизациячего бы то ни было проводится на основе выделения систематизирующей единицы,в одном случае — типа,в другом — класса.
Читаем, как трактуются эти единицы в «Методике художественного конструирования дизайн-программ» [38]:
• «Класс — это множество предметов, выделяемое на основании одного или нескольких общих существенных признаков» [с. 69].
• «Тип — исходная единица конструирования научной, проектной или художественной картины мира, вычленяемая на основе идеальной модели и являющаяся носителем программы культуры» [там же].
Значит, класс — не носитель «культурной программы», а всего лишь общий для ряда объектов существенный признак. Тип же соотносится с научной, проектной или художественной «идеальной картиной мира», он включен в культуру и укоренен в ней.
Классификационным «видовым» признаком чайника является наличие у него носика, а «родовым»— своеобразие его геометрической формы, использованных в его изготовлении материалов и т. п.
Типологизирующим же признаком того же чайника оказываются его характеристики (пластические, стилевые, образные), относящие данный образец, например, к японскому (чайная церемония) или английскому (five o'clock) культурному пространству. В этом и состоит принципиальное различие этих вариантов систематизации.
Для определения особенностей адресата дизайн-проекта обычно применяется процедура типологизации. Ведь человек, даже если это лишь его имидж, его социально-культурная роль, все же достоин более тонкого рассмотрения, нежели классификация по «общему существенному признаку», например, по росту, цвету волос или даже его покупательской способности. В основу типологизации ложится избираемый проектировщиком типологизирующий признак,и выбор его — всегда момент творческий. Такой признак находится внутри социально-культурной сферы жизни адресатов и должен стать той «сильной» точкой, прикосновение к которой рассекает всю массу потенциальных потребителей именно этого продуктана четко выделенные и четко выраженные социокультурные типы. Та же самая потребительская масса по отношению к иному продукту дизайна структурируется по совершенно иному признаку и, соответственно, оказывается разделенной на иные группы.
Цель типологизации очевидна: мотивированно ответить на вопрос, каковы те, кому мы адресуем свой проект, для кого именно он создается. За этим следует нормальная проектная процедура — смоделированные предпочтения каждого выявленного типа адресата переносятся на характеристики самого объекта проектирования, то есть ожидания адресатовпродукта превращаются в требования к изделиюили к его ассортименту.
Например, если мы создаем упаковку пищевого продукта, то наши потенциальные потребители будут различаться по принципу их отношения к тому, что в этой упаковке находится. Одни будут воспринимать содержимое как источник пользы для здоровья, другие — как любимое лакомство, третьи — в качестве изысканного блюда, угощая которым, можно произвести впечатление и т. д. Мотивов к приобретению может быть множество, и каждый из них требует иного решения упаковки, обращения к разным граням потребительского ожидания. Но если объектом нашего проектирования становится
мебель, та же аудитория сгруппируется по иному признаку. Мы выделим в ней тех, кто ищет в устройстве своего дома покой и уют, кто — стильную элегантность, кто — практическое удобство, кто из них в своих потребностях аскетичен, а чьи пристрастия делают его более «эпикурейцем» и т. д.
Главное, чтобы такое социокультурное моделированиеадресатов дизайн-продукта охватило все возможные типы отношения к данному объекту, ичтобы они выстроились в систему. Следует получить именно систему потребительских предпочтений,систему ее потенциальных адресатов, а затем либо выбрать направление, представляющееся наиболее актуальным, либо охватить все возможные модификации отношения к продукту. В противном случае удачное попадание, основанное на интуиции, возможно, но мы уже говорили, что в дизайне промышленно тиражированных вещей такой чисто интуитивный поиск чреват слишком дорого обходящимися ошибками. Конечно, никто не застрахован от ошибок ипри «научном подходе», но все же системное моделирование прогнозируемой реальности и планируемого ассортимента изделий всегда дает плоды. Правда, не во всех случаях именно те, которые виделись их авторам.
Парадоксальным примером непредвиденного, но, тем не менее, высочайшего результата исследовательского подхода к проектированию ассортимента своей продукции, ее проектного образа может послужить известная история со знаменитой фирмой «Браун». В свое время (в 50-е годы XX века) фирма решила создать новую серию изделий, предназначенных для домохозяек среднего достатка, соответственно чему придала им особую простоту и функциональную информативность формы, скромность колорита и прочие столь же основательные и сдержанные достоинства. Продукция фирмы имела головокружительный успех, но вовсе не у домохозяек среднего достатка. Те не сумели оценить изысканную простоту нового стиля и по инерции предпочитали привычные обтекаемые формы. Приобретали эти изделия люди как раз весьма обеспеченные, так называемые «лидеры потребления», которые к тому времени уже пресытились привычным и готовы были принять новую простоту в качестве желанного ими изыска. Этот пример «непопадания» как раз и демонстрирует замечательную проектно-прогнозную работу дизайнеров фирмы. Прогностическая интуиция позволила им уловить в воздухе эпохи состояние стилевой нестабильностии своевременности перехода в новое культурное пространство, а проектный опыт и профессионализм способствовали созданию целостнойсистемы ожиданийпотребителя (пусть и иного) и столь же системному дизайнерскому ответу на этот вызов.
Особенно необходима и результативна процедура типологизации потенциального адресата дизайн-продукции, когда проектирование касается объекта, характер которого сам по себе не определяет своеобразия вкусовых пристрастий возможных владельцев.
Если проектируется, например, спортивное оборудование, то мотивы к приобретению его тоже, конечно, могут быть различными, например, оздоровление, совершенствование фигуры, свободное общение, нацеленность на получение результата и пр. Но все же можно предположить, что вкусы спортсменов в чем-то совпадут и будут наверняка иными, чем у тех, кто никогда не отправится в путешествие на байдарках и не станет истязать себя тренажерами.
Но что поможет определить особенности потребителя по отношению к вещи, которой пользуется практически любой человек, как, например, это было с часами до того, как их отчасти заменили мобильные телефоны? Для решения такой задачи потребовалось создать свою методику. Примером типологии адресатов именно такого — общеупотребительного — изделия может служить типология адресатов, разработанная в свое время Е. Б. Табачникас. «Чтобы определить поле поисков стилистики будущего изделия, дизайнеры моделировали для себя "портрет" потенциального потребителя — в форме словесного описания, коллажа, рисунка. По результатам этой работы были созданы обобщенные портреты нескольких типических групп потребителей» [49, с. 6]. Однако для того чтобы дизайнеры-проектировщики создали именно «портретную галерею», а не получили случайные, вырванные их жизненного контекста персонажи, необходима была предварительная исследовательская и систематизаторскаяработа, которую и провел указанный автор. Опорой для своих рассуждений Е. Б. Табачникас выбрала положение (или предположение), что на основании содержания человеческой деятельности могут быть выявлены связанные с ней социальные роли, культурные образцы и ценности, причем реализуемые как в сфере профессиональных и социальных контактов, так и далеко за их пределами.
Далее автор выяснил (со ссылкой на А. Е. Климова) что «все виды профессиональной деятельности подразделяются на пять групп ...с интерпретацией содержания деятельности для профессиональной и непрофессиональной сфер активности» [там же, с. 11]. Эти пять групп различают системы взаимодействия,в которые включается человек. Они определяются следующими отношениями:
• человек — человек;
• человек — техника;
• человек — природа; щ человек — знаковая система;
• человек — художественный образ.
Конечно, это — только схема, но, вникнув в каждую из «сфер активности», порождающих определенные социальные конвенции, автор выходит на понимание систем ценностей, господствующих в каждой из них.
Системы ценностей, соответственно, определяют стили жизни, такие как:
• деловой(профессиональная сфера активности) или семейный(непрофессиональная сфера активности);
• технократический;
• походный(профессиональная сфера активности) или спортивный(непрофессиональная сфера активности);
• созерцательный;
• артистический(профессиональная сфера активности) или гедонистический
(непрофессиональная сфера активности).
В свою очередь, стили жизни связаны с социальными ролями, о которых мы уже говорили, но они же именуют и типы изделий, адресованных «исполнителям» каждой из этих ролей. В результате были получены — мотивированно и обосно-
ванно(!) — следующие роли потребителей, а также типы соответствующих этим ролям изделий (в данном случае — часов), условно именованные, соответственно:
• Шеф(профессиональная сфера активности) и Родня(непрофессиональная сфера активности);
• Технарь;
• Первопроходец(профессиональная сфера активности) и Бодряк(непрофессиональная сфера активности);
• Отшельник;
• Богема(профессиональная сфера активности) и Курортник(непрофессио
нальная сфера активности).
Благодаря проделанной работе каждое проектируемое изделие приобрело присущий только ему набор функциональных и стилистических характеристик, а все в комплексе они могли претендовать на достаточно полный и (что существенно!) системный охватожиданий потребителей.
Итак, алгоритм рассуждений предложен здесь следующий: системы ценностей — стили жизни — социальные ролис именованием этих ролей — типы изделияс индивидуальным набором характеристик.
В глубокой древности человек, именуя доселе незнакомое, это нечто как бы проявлял для себя, и оно становилось частью его освоенного окружения. Исследователи доисторического периода развития человека для обозначения такой процедуры используют термин: «именование-творение». Вот и в дизайне проявляется этот же древнейший механизм, становясь одним из его методических приемов: назвав нечто собственным именем, дизайнер начинает отчетливее видеть проектируемую вещь, она становится для него осязаемой и более понятной.
Разумеется, это — самое обобщенное описание логики методической разработки, которая реально значительно полнее и сложней. Но сейчас нам важно уяснить для себя главное: типологизация адресатов дизайн-проекта — это необходимая и довольно сложная процедура, по отношению к которой уже накоплен определенный методический багаж. Однако каждый раз требования конкретной разработки ставят перед дизайнером новые условия, новые задачи, и выбор типологизирующего признака, поиск объективной опоры для систематизации, вся процедура систематизации становятся творческим процессом, не сводимым полностью к предыдущему опыту.
Для примера проследим, как происходил процесс моделирования типологических признаков потребителей телепрограмм для уже знакомых нам «Счастливчика», «Победителя» и «Мастера». Изучение их предпочтений в различных областях жизни помогло ближе познакомиться с этими «персонажами», лучше понять содержание их ожиданий по отношению к телепередачам. Рассуждение шло следующим путем: были рассмотрены позиции каждого из этих социокультурных типов в трех основных сферах их существования, которые обозначались как «сфера нравственного» (что можно было бы также назвать «сферой идеального»), «сфера социального» и «сфера материального». В результате были получены три таблицы (табл. 2.2—2.4).
Таблица 2.2. Отношения в сфере нравственного (идеального)
Социально-культурный тип потребителя | Победитель | Мастер | Счастливчик |
Отношение к пространству — времени | Пространственная экспансия | Временная экспансия | Нулевая экспансия |
Трудовая этика | Труд как удовольствие с ориентацией на результат | Труд как удовольствие с ориентацией на процесс | Труд как наказание |
Отношение к истории | История как личный прецедент | История как опыт | История как факт |
Отношение к «новому» | Прагматический интерес | Любознательность | Страх с оттенком любопытства |
Отношение к • « ч у -жому»', инакому | Сотрудничество | Терпимость | Неприятие |
Отношение к игре | «Рулетка» | «Шахматы» | «Лотерея» |
Отношение к прегрешению | «Победителей не судят» | «Но есть и Высший Суд» | «Не пойман — не вор» |
Отношение к религии | Магическое средство | Духовное строительство | Обрядность |
Отношение к Богу | Договаривается и откупается | Сомневается и ищет | Не рассуждающая вера |
Таблица 2.3. Отношения в сфере социального
Социально-культурный тип потребителя | Победитель | Мастер | Счастливчик |
Референтный тип | Победитель | Мастер | Счастливчик |
Отношение к власти | Партнерство | Уклонение | «Притерпел ость» |
Ожидание от власти | Власть | Поддержка | Подачка |
Отношение к закону | Игра с законом | Уважение к закону | Апелляция к справедливости |
Отношение к этикету | Необходимый знак причастности | Внутренняя норма | Снятый жест |
Отношение к семье | Источник социальной стабильности | Источник душевной стабильности | Источник материальной стабильности |
Отношение к детям | Материальный наследник | Духовный наследник | Кормилец в старости |
Отношение к «зависимым» | Благотворительность | Сочувствие, участие | Раздражение, милостыня |
Таблица 2.4. Отношения в сфере материального
Социально-культурный тип потребителя | Победитель | Мастер | Счастливчик |
Отношение к богатству | Инструмент | Освобождение от проблем | Самоцель |
Отношение к деньгам | «Вложить» | «Потратить» | «Сохранить» |
Отношение к собственности | Уважение к своей и чужой собственности | Утилитарно-эстетическое отношение к собственности | Поклонение своей и пренебрежение чужой собственностью |
Отношение к бытовому антуражу | Мода | Стиль | Клише |
Отношениек здоровью | Прагматическое | Отстраненно-аналитическое | Фаталистическое |
Отношение к спорту | Тяготеет к престижно-индивидуальным видам спорта | Тяготеет к нерегламентиро-ванным видам спорта | Тяготеет к массовым видам спорта |
Отношение к телевизору | «Элемент комфорта» | «Инструмент» | «Красный угол» |
Ожидание от ТВ-программ | Удостовериться, «оттянуться» | Сориентироваться, утвердиться | Укорениться, развлечься |
Возможно, в сегодняшней действительности с ее новыми реалиями какие-то из положений оказались бы сформулированными иначе, но когда проводилась эта работа, похоже, все выглядело именно так.
Здесь следует обратить внимание, во-первых, на выбор позиций, по которым проводилось различение в миропонимании трех смоделированных типов, и, во-вторых, на то, что чем больше мы узнаем о каждом из них, тем все более предсказуемыми понятным становится содержание следующей позиции. Метод художественного моделирования потребительских типов — это всегда проявление живого человеческого опыта, интуиции и увлекательная игра ума.
Разумеется, приведенный пример вовсе не означает, что это — единственный путь выделения социокультурных типов и, тем более, что они, типы эти, обладают именно такими характеристиками и таким миропониманием, что так, а никак иначе, относятся к различным сторонам жизни. Конечно, все это вполне субъективно и отражает человеческий и профессиональный опыт конкретного творческого коллектива. Кто-либо иной пошел бы по другому пути и смоделировал бы какие-то иные образы своих адресатов. Однако пример показателен как последовательное применение метода художественного моделирования социальных ролей. Именно — художественного! Ибо он основан на творческом воображении, на собственной жизненной позиции авторов, на наблюдении ими окружающей реальности.
Когда мы задаемся вопросом: «Кому предназначен этот проект?», каждый из нас представляет адресата одной и той же вещи по-своему — и в этом выявляется творческая природа художественно-образного моделирования. Ни один дизайнер не может всерьез утверждать, что он абсолютно точно знает, каков будет потребитель его продукта во всех его проявлениях. Но чем глубже он попытается проникнуть в его образ, чем тоньше его дифференцирует и рассмотрит с разных сторон, тем тот будет достовернее и живее. И тогда дизайн-продукт, проектные требования к которому основываются на таком индивидуальном понимании адресата, окажется интересным, осмысленным, содержательным, и если он и не найдетпрогнозируемого потребителя, то тогда, возможно, его создаст.
Ведь мы уже говорили, что дизайн — это прогноз, но это и проект, проекция субъективного творческого сознания на объективную реальность. Дизайн-продукт должен, конечно, соответствовать тому, что существует в действительности, но он же эту действительность и меняет, воздействуя на нее со своей стороны. Дизайн — посредник между следованием жизненным реалиям и их формированием.
Вопросы для проверки
1.В чем состоит принципиальное различие между прогнозом и проектом?
2. Что такое «художественный образ», каковы основные его свойства и в чем заключается особенность образного восприятия? Какова роль образа в культурной коммуникации?
3. В чем различие между художественным и проектным образами? Что моделирует собой проектный образ?
4. Каковы функции вещи в окружении современного человека? Какие существуют теории относительно исторически первичных функций вещи?
5. Что такое «социальные роли», и как используется это понятие в дизайне на этапе предпроектного исследования?
6. Чем отличается процедура типологизации от процедуры классификации, и почему в дизайне принят этот вид систематизации потребителей?