СЕМИНАР № 5. Культура речи. Грамматика
1. Характеристика понятия «культура речи». Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи.
2.Основные типы норм: императивные и диспозитивные. Норма и вариантность языковых единиц. Норма и кодификация.
3.Классификация норм: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные (орфографические и пунктуационные) нормы.
4.Новые слова и трудности их употребления. Иноязычные слова и вопрос о мере их использования.
5.Ортологические словари (словари правильностей). Принципы работы с ними
Основная литература:
6, 1.
Дополнительная литература:
16, 19.
Семинар № 6. Устная публичная речь. Риторика
1.Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи.
2.Ораторская речь. Понятие о риторике как искусстве красноречия. Классическая и современная риторика (неориторика).
3.Подготовка устного публичного выступления. Античный риторический канон: изобретение, расположение, выражение, запоминание, произнесение речи. 4.Развитие риторического канона в современной науке (введение посткоммуникативной фазы). Этапы и приемы подготовки речи. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Риторические фигуры. Культура общения с аудиторией.
5.Культура дискуссивно-полемической речи. Искусство спора. Стратегия и тактика спора. Способы аргументации и убеждения. Дискуссия и ее организация.
Основная литература:
6, 1.
Дополнительная литература:
20.
Семинар № 7. Устная деловая речь
1.Особенности служебно-делового общения.
2.Деловая беседа. Цели и задачи деловой беседы. Выражение просьбы, требования, приказа, совета.
3.Устный отчет, его структурно-смысловые части, особенности речевого оформления.
4.Деловое совещание, собрание. Организация общения. Роль координатора (ведущего). «Мозговой штурм». Выступления в прениях. Культура критики.
5.Особенности телефонной коммуникации. Использование современных технических средств в деловой коммуникации.
Основная литература:
6, 1.
Дополнительная литература:
17, 20.
Семинар №8. Письменная деловая речь. Служебная документация
1.Официально-деловой стиль, сфера его функционирования.
2.Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов.
3.Типы документов: распорядительные, инструктивно-методические, коммерческие.
4.Новые тенденции в практике русского делового письма. Контракт. Резюме. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.
Основная литература:
6, 1, 10.
Дополнительная литература:
12, 15, 16.
Семинар № 9. Письменная научная речь. Аннотирование и реферирование
1.Языковые особенности научного стиля речи.
2.Основные виды переработки и сокращения текста. План, тезисы, конспект. 3.Аннотирование и реферирование научного текста.
4.Научная статья, монография и их структурно-смысловые компоненты.
5.Требования к написанию курсовой (дипломной) работы.
Основная литература:
6, 1.
Дополнительная литература:
23, 29.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Методические рекомендации по изучению дисциплины студентами
В рамках освоения дисциплины студентам читаются лекции и по всей тематике проводятся семинарские занятия. Для эффективного усвоения основных вопросов курса предполагается ознакомление студента с лекционным материалом по той или иной теме, затем работа по вопросам семинара и проверка своих знаний и закрепление материала путем ответа на контрольные вопросы.
Самостоятельная работа студентов включает в себя подготовку докладов, презентаций, выполнение практических заданий, работу над рефератами, выполнение контрольных работ. При этом студенты должны продемонстрировать умение работать с источниками, владение методами поиска информации, ее самостоятельного осмысления и изложения. При публичном обсуждении докладов и презентаций студенты должны показать владение методами ведения дискуссии.
Выполнение контрольной работы является заключительным этапом в освоении материала курса. В разделе « Контрольные работы» содержится 6 вариантов контрольных работ. Контрольная работа состоит из четырех заданий по основным темам курса. При выполнении работы рекомендуется пользоваться материалами лекций. Также студенту понадобятся словари: орфоэпический, толковый, иностранных слов, фразеологических оборотов.
Выполняется контрольная работа на компьютере и сдается на проверку преподавателю в напечатанном виде.
Самостоятельная работа над рефератом предполагает использование необходимых источников по выбранной теме, их осмысление и оформление с учетом необходимого разграничения своего и чужого текста.
Таким образом, оптимальным путем для усвоения курса видится следующий:
1.Изучение лекционных материалов;
2.Выполнение заданий, предложенных для проведения семинаров;
3.Выполнение контрольной работы;
4.Работа над рефератом.