Учебная дисциплина в структуре основных образовательных программ
Место учебной дисциплины в структуре основных образовательных программ.
Учебная дисциплина «Культура речи и деловое общение» относится к вариативной (профильной) части блока 1 «Дисциплины (модули)» в структуре основной образовательной программы бакалавриата.
Дисциплина «Культура речи и деловое общение» рассчитана на подготовку бакалавров в системе многоступенчатого образования и носит комплексный характер. В ней выделяют два основных блока: 1) основные понятия этики делового общения, 2) письменную коммуникацию в структуре делового общения. Изучение дисциплины «Культура речи и деловое общение» предназначено для получения целостного представления об особенностях культуры речи и делового общения человека как факторах успешности его профессиональной деятельности, повышения культуры речи и общения студентов, ознакомления с требованиями к оформлению документов, формирования умения работы с организационно-распорядительными и информационно-справочными документами.
Для достижения поставленных задач студенты готовят сообщения, пишут контрольные работы, принимают участие в интерактивных обучающих играх. Все виды работы – как учебной, так и творческой – взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Основные понятия дисциплины.
Содержание образовательной программы подготовки бакалавров по дисциплине «Культура речи и деловое общение» предполагает освоение следующихосновных понятий:
Деловое общение, этика делового общения. Основные единицы делового общения. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
Указанные понятия положены в основу рабочей учебной программы дисциплины «Культура речи и деловое общение».
Междисциплинарные связи.
Формирование компетенций по дисциплине «Культура речи и деловое общение» базируется на основе знаний, полученных ранее при изучении дисциплин гуманитарного цикла в средней общеобразовательной школе или колледже.
Дальнейшее углубление и конкретизация знаний культуры речи и делового общения студентов происходит при изучении дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла в вузе.
Данная дисциплина ориентирована на овладение приёмами психологического воздействия на партнёра с целью рационального обеспечения своих интересов и достижения эффективного сотрудничества. Одновременно студенты знакомятся с видами и классификацией документов предприятия, получают навыки организации работы с ними, учатся вести деловую переписку, составлять резюме.
Требования к результатам освоения дисциплины и формированию компетенций
В результате изучения дисциплины «Культура речи и деловое общение» в плане реализации компетентностного подхода, заложенного в ФГОС ВО, студент должен:
Знать:
- определение понятий деловое общение, этика делового общения;
- основные нормы современного русского литературного языка;
- основные формы речи;
- основные способы переработки текстовой информации;
- основные правила оформления деловых документов.
Уметь:
- писать аннотацию, тезисы, рефераты различных типов, курсовую работу;
- доказывать и обосновывать свои мысли, аргументировать, опровергать, делать оценки, отвечать на вопросы;
- выступать самостоятельно с подготовленным докладом, участвовать в диалоге, беседе, дискуссии; защищать курсовой проект;
- анализировать предмет общения, организовывать обсуждение, управлять общением, использовать этикетные средства для достижения коммуникативных целей;
- анализировать конфликты, кризисные ситуации и разрешать их;
- анализировать текст на предмет соответствия его нормам современного русского языка;
- выступать перед аудиторией.
Владеть:
- эффективными методиками коммуникации;
- культурой речи и коммуникативной компетентностью.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
В соответствии с требованиями ФГОС ВО по вышеуказанным направлениям подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе, в сочетании с внеаудиторной работой студентов, следующих образовательных технологий:
- традиционных и мультимедийных лекций;
- семинарских занятий;
- текущего и итогового тестирования;
- рефератов;
- индивидуальных консультаций;
- индивидуального контрольного собеседования.
В свою очередь, семинарские занятия включают в себя устный опрос, дискуссии, интерактивные методы обучения: творческие задания, тренинговые упражнения, обучающие игры.
Планы семинарских занятий содержат перечень вопросов для обсуждения, основные термины, темы докладов, основную и дополнительную литературу, самостоятельную работу для подготовки к интерактивному занятию, методические рекомендации при подготовке к семинарам.
Студент, желающий досрочно получить зачёт, должен активно работать на семинарских занятиях, успешно сдать итоговое тестирование и подготовить реферат. Конечная оценка знаний складывается как среднеарифметическая за все вышеперечисленные виды работ. Если студент пропустил занятие или получил неудовлетворительную оценку, он должен отработать тему на консультации. Студенту, имеющему неудовлетворительные ответы, не справившемуся с итоговым тестированием и выполнением реферата нужно ответить на вопросы дифференцированного зачёта, которым завершается курс.
Итоговая оценка вносится в Приложение к диплому.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
РАЗДЕЛ 1. Основные понятия этики делового общения