Этикетные формулы знакомства, представления, приветствия и прощания
Формулы знакомства:
- Разреши(те) с Вами (с тобой) познакомиться.
- Я хотел бы с Вами (с тобой) познакомиться.
- Позволь(те) с Вами (с тобой) познакомиться.
- Позволь(те) познакомиться.
- Давай(те) познакомимся.
- Будем знакомы.
- Хорошо бы познакомиться.
При посещении учреждения, офиса, конторы, когда предстоит разговор с чиновником и необходимо ему представиться, используются формулы:
- Позвольте (разрешите) представиться.
- Моя фамилия Колесников.
- Я Павлов.
- Мое имя Юрий Владимирович.
- Николай Колесников.
- Анастасия Игоревна.
Если посетитель не называет себя, тогда чиновник сам спрашивает:
- Как Ваша (твоя) фамилия?
- Как Ваше (твое) имя, отчество?
- Как Ваше (твое) имя? .
- Как Вас (тебя) зовут?
Во многих странах при знакомстве используются визитные карточки. Визитная карточка подается во время представления. Тот, кому представляются, должен взять ее, прочитать вслух, а затем во время разговора, если он происходит в кабинете, держать визитку на столе перед собой, чтобы правильно называть собеседника.
Представление бывает двусторонним и односторонним. Последнее происходит чаще всего тогда, когда собираются на заседание, совещание, на какое-то торжество, брифинг.
Формулы представления:
- Познакомьтесь (пожалуйста). Анна Сергеевна Зубкова. Анатолий Евгеньевич Сорокин.
- Я хочу (хотел бы) познакомить Вас с...
- Я хочу (хотел бы) представить Вас...
- Разрешите (позвольте) познакомить Вас с ...
Иногда после представления, особенно в неофициальной обстановке, знакомящиеся обмениваются репликами:
- Очень приятно (рад)!
- (Я) рад (счастлив) с Вами познакомиться!
- (Мне) очень приятно с Вами познакомиться!
Этикет определяет и норму поведения. Принято мужчину представлять женщине, младшего по возрасту – старшему, сотрудника – начальнику.
Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия:
- Доброе утро!
- Добрый вечер! .
Помимо общеупотребительных приветствий существуют приветствия, которые подчеркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения:
- (Очень) рад Вас видеть (приветствовать)!
- Разрешите (позвольте) Вас приветствовать.
- Добро пожаловать!
- Мое почтение.
Среди военнослужащих принято приветствовать словами:
- Здравия желаю!
Приветствие часто сопровождается рукопожатием, которое может даже заменять вербально выраженное приветствие.
Однако следует знать: если встречаются мужчина и женщина, то мужчина должен выждать, когда женщина протянет руку для пожатия, иначе он только делает легкий поклон.
Невербальным эквивалентом приветствия, когда встречавшиеся отдалены друг от друга, служит поклон головой; покачивание сжатыми в ладонях руками, слегка приподнятыми и вытянутыми перед грудью вперед; для мужчин - чуть-чуть приподнятая над головой шляпа.
Речевой этикет приветствий предусматривает и характер поведения, т.е. очередность приветствия.
Первыми приветствуют
- мужчина – женщину,
- младший (младшая) по возрасту – старшего (старшую),
- младшая по возрасту женщина – мужчину, который значительно старше ее,
- младший по должности – старшего,
- член делегации – ее руководителя (независимо от того, своя делегация или зарубежная).
Последнюю группу речевых формул этикета составляют формулы прощания. Они выражают:
- пожелание: Всего вам доброго (хорошего)! До свидания!
- надежду на новую встречу: До завтра (субботы). Надеюсь на новую встречу.
- сомнение в возможности ещё раз встретиться: Прощайте! Вряд ли удастся ещё раз встретиться.
Таблица 1 - Этикетные формулы, используемые в деловой ситуации
Выражение благодарности За оказание какой-либо услуги, за помощь, важное сообщение, подарок принято благодарить словами: Эмоциональность, экспрессивность выражения благодарности усиливается, если сказать; | - Позвольте (разрешите) выразить (большую, огромную) благодарность Николаю Петровичу Быстрову за отлично (прекрасно) организованную выставку. - Фирма (дирекция, ректорат) выражает благодарность всем сотрудникам (преподавательскому составу) за... - Должен выразить начальнику отдела снабжению (свою) благодарность за... - Позвольте (разрешите) выразить большую (огромную) благодарность... - Я благодарен Вам за то, что... - (Большое, огромное) спасибо Вам (тебе) за... - (Я) очень (так) благодарен Вам! - Нет слов, чтобы выразить Вам (мою) благодарность! - Я до такой степени благодарен Вам, что мне трудно найти слова! - Вы не можете себе представить, как я благодарен Вам! - Моя благодарность не имеет (не знает) границ! |
Замечание, предупреждение | - Фирма (дирекция, правление, редакция) вынуждена сделать (серьезное) предупреждение (замечание)... - К (большому) сожалению (огорчению) должен (вынужден) сделать замечание (вынести порицание)... |
Совет, предложение Побуждение к действию советом, предложением может быть выражено в деликатной, вежливой или нейтральной форме: | - Разрешите (позвольте) дать Вам совет (посоветовать Вам)... - Разрешите предложить Вам... - (Я) хочу (мне хотелось бы, мне хочется) посоветовать (предложить) Вам... - Я посоветовал бы (предложил бы) Вам... - Я советую (предлагаю) Вам... |
Обращение с просьбой тоже должно быть деликатным, предельно вежливым, но без излишнего заискивания: Просьба может быть выражена с некоторой категоричностью: | - Сделайте одолжение, выполните (мою) просьбу... - Если Вам не трудно (Вас это не затруднит)... - Не сочтите за труд, пожалуйста, отнесите... - (Не) могу ли я попросить Вас... - (Пожалуйста), (очень Вас прошу) разрешите мне... - Настоятельно (убедительно, очень) прошу Вас (тебя)... |
Согласие, разрешение формулируется следующим образом: | - (Сейчас, незамедлительно) будет сделано (выполнено). - Пожалуйста (разрешаю, не возражаю). - Согласен отпустить Вас. - Согласен, поступайте (делайте) так, как Вы считаете. |
При отказе используются выражения: | - (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие). - (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) выполнить Вашу просьбу. - В настоящее время это (сделать) невозможно. - Поймите, сейчас не время просить (обращаться с такой просьбой), - Простите, но мы (я) не можем (могу) выполнить Вашу просьбу. - Я вынужден запретить (отказать, не разрешить). |
Немаловажным компонентом речевого этикета является комплимент. Комплимент относится к внешнему виду адресата, свидетельствует о его отличных профессиональных способностях, высокой нравственности, дает общую положительную оценку: | - Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно, молодо) выглядите. - Вы не меняетесь (не изменились, не стареете). - Время вас щадит (не берет). - Вы (так, очень) обаятельны (умны, сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны). - Вы хороший (отличный, прекрасный, превосходный) специалист (экономист, менеджер, предприниматель, компаньон). - Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно) ведете (свое) хозяйство (дело, торговлю, строительство). - Вы умете хорошо (прекрасно) руководить (управлять) людьми, организовывать их. |
5.1.2. Психологические барьеры общения.
В тот момент, когда мы или наш партнер начинаем разговор, у нас существует возможность выбора стиля поведения из множества вариантов. Одни из них способствуют нашему взаимопониманию, другие, напротив, его затрудняют. От нашего выбора очень сильно зависят и чувства, которые возникнут между нами, и желание встречаться и разговаривать в будущем.
Те способы ведения разговора, которые мешают людям понять друг друга, ухудшают их взаимоотношения, вызывают злость, протест и раздражение, принято называть «барьерами общения», т.е. это те действия, которые уже в самом начале разговора приводят к его прекращению, но прекращению не в физическом, а в психологическом смысле: партнеры перестают слушать и понимать друг друга, совершенно перестают интересоваться смыслом разговора и реагируют только на то, что лежит на поверхности.
Таблица 2 - Виды психологических барьеров
Негативные оценки и ярлыки (оскорбления) | Ты несешь абсолютную чушь! Ты совсем ничего не понимаешь? |
Советы | Мой тебе совет – прекрати сейчас же! Я бы не советовал так со мной обращаться! |
Вопросы (на которые не нужно или невозможно отвечать) | Ты в своем уме? Как ты смеешь? Кто ты такой вообще? |
Приказы | Прекрати меня злить! Замолчи сейчас же! |
Ложные аргументации | Вы никогда не идете мне навстречу! Люди для вас ничего не значат! |
Обобщения, глобальные выводы из частных случаев | Ты ни разу в жизни ничего для меня не сделал(а)! Ничего хорошего я от тебя не видел(а)! |
Ирония, язвительность | Ну, ты просто герой! На тебя теперь все смотрят с восхищением! |
Барьеры общения мешают людям достичь ясности в коммуникации, разрушают их взаимоотношения. Барьеры общения являются закрытой, то есть косвенной, непонятной для собеседника, а часто и оскорбительной для него формой выражения чувств.
Как распознать барьеры общения в речи? В барьерах общения всегда используются «Ты- высказывания»: «ты должен…», «ты не должен….», «у тебя ничего не выйдет…» и т.д. Если же мы используем «Я -высказывания», т.е. в открытой форме выражаем свои чувства, желания и проч., то мы улучшаем взаимоотношения с партнером, увеличиваем ясность и прозрачность наших отношений и формируем у партнера мотивацию сотрудничества в решении нашей проблемы.