Перед выполнением Задания 1 следует ознакомиться со Справочными материалами к семинару № 9 «5.6.1. Последовательность подготовки к выступлению»
Задание 1. Прочитайте тексты кратких выступлений. Определите, соответствуют ли им предложенные названия. Предложите варианты названий этих текстов, если ваши слушатели: а) студенты, б) пенсионеры, в) спасатели МЧС, г) бизнесмены (письменно).
-1-
Светится...лестница
При стихийных бедствиях нередко повреждается электросеть и в темноте людям трудно покидать здания. В подобных случаях обычно включается дорогостоящее аварийное освещение от аккумуляторов. Английские ученые предложили люминесцентное покрытие, наносимое на перила и стены. Оно светится в течение часа после того, как в доме погаснет свет. Благодаря этому люди легко сумеют найти дорогу к выходу.
-2-
За борт!
Английские экологи решили исследовать, как загрязняют море современные суда. Для эксперимента выбрали небольшое грузовое судно с экипажем в 46 человек. Результат оказался таким: за полтора месяца плавания за борт было выброшено 5000 пустых консервных банок, 320 картонных коробок, 5 бочек и не поддающаяся никакому подсчету масса пищевых и других отходов. И все это не считая выливаемых в воду масла и топлива.
-3-
«Бюрократическая» живопись
Эта уникальная коллекция живописи находится в итальянском городе Сиене. В залах музея всегда много посетителей, хотя экспозиция состоит лишь из обложек и корешков счетоводных и делопроизводственных книг из области Тоскана. А интересны они тем, что это первые образцы «бюрократической» живописи XIV столетия, выполненные на дереве или коре. Миниатюры не что иное, как прекрасные произведения живописи раннего Возрождения. Многие знаменитые художники расписывали деревянные корешки книг и считали эти заказы особенно почетными.
Перед выполнением Задания 2 следует ознакомиться со Справочными материалами к семинару № 9 «5.6.2. Возможные способы изложения материала в основной части выступления. Сопоставление различных видов планов».
Задание 2. Прочитайте текст и впишите в таблицу пропущенные пункты плана.
Принято говорить, что капля никотина убивает лошадь. Недаром издавна на Руси табак называли сатанинским или антихристовым зельем. Царь Михаил Федорович наказывал курильщиков плетьми и батогами. Сын же его, Алексей Михайлович, запретил курение законодательно.
Японские ученые установили, что экстракт смолы хвойных деревьев с добавкой 0,1% определенного германийорганического соединения и витаминов вызывает отвращение к никотину.
Как сообщил в 1985 году журнал «Clinical Farmocology and Therapy», специалисты из Лос-Анджелеса обнаружили, что аналогичный эффект проявляет 3% раствор... самого никотина. Через полтора часа после нанесения малого количества такого раствора на кожу заядлых курильщиков концентрация никотина в крови возрастала более чем в полтора раза. Это в свою очередь притупляло желание выкурить очередную сигарету. Когда же наконец ее закуривали, первые затяжки оказывали существенно более слабое действие, чем обычно.
Прав был Парацельс: все есть лекарство, и все есть яд - все дело в дозе! Ученые из Мичиганского университета (США) установили, что никотин содержат некоторые овощи, в частности картофель, томаты, баклажаны. Так, 1 кг баклажанов содержит такое количество никотина, какое получает некурящий, проведя 20 минут в прокуренной комнате.
Назывной план | Вопросный план | Тезисный план | Цитатный план |
1. Отношение к никотину как к яду | 1. Как обычно относятся к никотину? | 1. | 1. …Издавна на Руси табак называли сатанинским или антихристовым зельем |
2. Возможность использования никотина в качестве средства борьбы с курением | 2. | 2. | 2. |
3. Присутствие никотина в обыч- ных пищевых продуктах | 3. Всегда ли никотин является ядом? | 3. Никотин не всегда является ядом |
Задание 3. Определите цель каждого из перечисленных в таблице приёмов начала выступления и заполните таблицу (письменно).
Во вступлении (после обращения)
Можно использовать следующие приёмы | Нельзя | |
- перейти сразу к изложению дела; - прямо выразить свои чувства по поводу излагаемого вопроса; - задать вопрос слушателям; - сделать замечание, затрагивающее интересы слушателей; - сделать комплимент слушателям; - рассказать историю, сообщить потрясающий факт; - процитировать яркое высказывание знаменитого человека, пословицу и т.п. | - цель – сэкономить время; - цель – - цель – - цель – - цель – - цель – - цель – | - извиняться и говорить, что вы недостаточно подготовились; - начинать с шутки, анекдота, если аудитория вам плохо знакома или вы не очень уверены в себе |
Задание 4. Определите цель каждого из перечисленных в таблице приёмов, используемых в заключительной части выступления, и заполните таблицу (письменно).
В конце речи
Можно использовать следующие приёмы | Нельзя | |
- дать резюме, т.е. очень коротко повторить основные положения; - закончить призывом к действию, пожеланием; - сделать комплимент слушателям; - завершить шуткой; - прочесть наизусть стихи; - использовать цитату; - закончить на высшей точке напряжения – на кульминации; - завершить образом, символом, аллегорией; - сообщить потрясающий факт | - цель – суммировать сказанное, обобщить информацию; - цель – - цель – - цель – - цель – - цель – - цель – - цель – -цель – | - говорить фраз типа: Это всё, что я хотел сказать, Вот и всё; - произносить лишние, «не работающие» на реализацию нашей речи слова |
Задание 5. Прочитайте заключительные части речей некоторых известных людей и определите, какой прием они использовали (письменно).
-1-
Нашему обществу очень не хватает мира и согласия. А, может быть, сохранение народа, о чем недавно говорил Александр Исаевич Солженицын, и есть та национальная идея, которая способна объединить всех - и белых, и красных. Ведь мы - россияне, живем в одной стране, дышим одним воздухом. У нас есть все, чтобы обеспечить человеку достойную жизнь. Нужна лишь политическая воля.
Здесь, наверное, будут высказаны разные точки зрения, но цель у нас одна - улучшить здоровье нации и российское здравоохранение. И я желаю успехов всем участникам слушаний в реализации этой благородной цели! (Герасименко Н.Ф. Здоровье населения как фактор обеспечения национальной безопасности России: речь члена-корреспондента РАМН, председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Н.Ф. Герасименко // Российские медицинские вести. 1997. № 3. С. 5-14).
-2-
Шалер читал самый популярный на факультете курс, который был обозначен в каталоге МН-4... Один из образцов фантастического красноречия Шалера так удивил Вуда, что сейчас, через пятьдесят лет, он все еще помнит его наизусть. Речь эта никогда не была напечатана, и он умолял меня включить ее в книгу.
Однажды геолог рассказывал о постепенном развитии жизни на земле, о предусмотрительности природы, давшей некоторым видам ужасающую плодовитость, спасающую их от исчезновения, о необходимости массового уничтожения некоторых низших форм жизни, чтобы этим дополнить естественный ход борьбы за существование. Он закончил свою речь так: « Самка aphis, т.е. обыкновенная травяная вошь, джентльмены, кладет за одно лето три тысячи яиц, джентльмены, и я подсчитал, что если бы все потомство было живо, с того дня, как эти вши впервые появились на земле, мы имели бы цилиндр, состоящий из них, основанием со всю орбиту Земли вокруг Солнца, и растущий в высоту, устремляясь в пространство, со скоростью, большей, чем скорость света!»
(В. Сибрук. Чародей физической лаборатории)
Перед выполнением Задания 6 следует ознакомиться со Справочными материалами к семинару № 9 «5.6.3. Методы и приемы, используемые при построении середины аргументирующей речи».
Задание 6. Прочитайте текст.
1. Разделите каждое высказывание на исходную и сообщаемую части, или «данное» и «новое».
2. Подчеркните фрагменты предложений, с помощью которых осуществляется связь предложений в тексте.
3. Определите последовательную и параллельную связь предложений.
4. Выделите средства связи (письменно).
Диффузия
При неоднородности состава газовой смеси или жидкости тепловое движение молекул рано или поздно приводит к выравниванию концентрации каждой компоненты во всем объеме. Такой процесс называется диффузией. При протекании процесса диффузии всегда имеются так называемые диффузионные потоки вещества. Величина и скорость этих потоков определяется свойствами среды и градиентов, концентрации. Скорость диффузии в газах увеличивается с понижением давления и ростом температуры. Увеличение температуры вызывает ускорение диффузионных потоков в жидкостях и твердых телах. Кроме градиента концентрации, к возникновению диффузионных потоков приводит наличие температурных градиентов в веществе (термодиффузия). Перепад температур в однородной по составу смеси вызывает появление разности концентрации между областями с различной температурой. При этом в газах более легкая компонента газовой смеси скапливается в области с более низкой температурой. Таким образом, явление термодиффузии можно использовать для разделения газовых смесей. Этот метод ценен для разделения изотопов.